Нейрогуморальная регуляция сердечной деятельности
Нервная экстракардиальная регуляция.Этот вид регуляции осуществляется импульсами, поступающими из ЦНС по блуждающим и симпатическим нервам.
Подобно всем вегетативным нервам сердечные образованы двумя нейронами. Тела нейронов, отростки которых составляют блуждающие нервы (парасимпатический отдел автономной нервной системы), расположены в продолговатом мозгу. Отростки этих нейронов заканчиваются в интрамуральных ганглиях сердца. Здесь же находятся другие нейроны, отростки которых идут к проводящей системе, миокарду и коронарным сосудам.
Первые нейроны симпатической части АНС, передающие импульсы к сердцу, расположены в боковых рогах верхних сегментов грудного отдела спинного мозга. Отростки этих нейронов заканчиваются в шейных и верхних грудных симпатических узлах, здесь же находятся другие нейроны, отростки которых идут к сердцу. Большая часть симпатических нервных волокон, иннервирующих сердце, отходит от звездчатого узла.
Влияние на сердце блуждающих нервов впервые было доказано в 1845 г. братьями Вебер. Они установили, что раздражение этих нервов тормозит работу сердца вплоть до полной его остановки в период диастолы.
При сильном раздражении блуждающих нервов работа сердца на некоторое время прекращается. В этот период возбудимость мышцы понижена (отрицательный батмотропный эффект). Замедление проведения возбуждения в сердце называется отрицательным дромотропным эффектом. При продолжительном раздражении блуждающего нерва прекратившее сокращения сердце восстанавливает свою работу, несмотря на продолжающееся раздражение. Это явление называется «ускользанием сердца из-под влияния блуждающего нерва».
Влияние на сердце симпатических нервов проявляется в виде учащения сердечной деятельности (положительный хронотропный эффект). При раздражении симпатических нервов ускоряется спонтанная деполяризация клеток — водителей ритма в период диастолы, что ведет к учащению сердечной деятельности. Раздражение сердечных ветвей симпатического нерва усиливает сокращение сердца {положительный ииотропный эффект). Этот эффект — усиление сокращения сердца без заметного учащения ритма («усиливающий нерв») — обнаружил И. П. Павлов в 1887 г.
Механизм передачи нервных импульсов в сердце, как и в других органах, имеет химический характер. При раздражении периферических отростков блуждающих нервов в их окончаниях выделяется ацетилхолин, а при раздражении симпатических нервов — норадреналин.
Эти вещества являются медиаторами, вызывающими торможение или усиление деятельности сердца. Ацетилхолин оказывает только местное действие, поскольку разрушается холинэстеразой, содержащейся в плазме крови и клетках. У норадреналина этот процесс происходит значительно медленнее и поэтому он действует дольше.
Центры блуждающих и симпатических нервов занимают вторую ступень в иерархии нервных центров, регулирующих работу сердца. Более высокую ступень представляет интегральный центр, который может изменять любые параметры сердечной деятельности и осуществляет интегральную перестройку функций различных систем организма, в том числе и сердечнососудистой, по сигналам из расположенных выше отделов мозга — лимбической системы или коры.
Рефлекторные изменения работы сердца возникают при раздражении рецепторов, возбуждающихся при изменении давления крови в сосудах или при воздействии гуморальных (химических) раздражителей. Участки сосудов, где сосредоточены рецепторы, получили название сосудистых рефлексогенных зон. Наибольшее значение имеют рефлексогенные зоны, расположенные в дуге аорты.
Кроме безусловнорефлекторной существует и условнорефлекторная регуляция деятельности сердца. Кора головного мозга обеспечивает приспособительные реакции организма не только к нынешним, но и к будущим событиям. С помощью механизма условных рефлексов сигналы, предвещающие наступление этих событий или значительную вероятность их возникновения, могут вызвать перестройку функций сердечно-сосудистой системы в той мере, в какой это необходимо, чтобы обеспечить предстоящую деятельность организма.
Гуморальная регуляция деятельности сердца.Изменения работы сердца наблюдаются при действии на него биологически активных веществ, циркулирующих в крови. Наиболее важными из них являются катехоламины (адреналин, норадре-налин), увеличивающие силу и частоту сердечных сокращений. При физических нагрузках, эмоциональном напряжении и различных патологических состояниях мозговой слой надпочечников выбрасывает в кровь избыточное количество адреналина, что приводит к усилению сердечной деятельности. Указанный эффект возникает в результате стимуляции катехоламинами рецепторов миокардиоцитов, вызывающих активацию внутриклеточного фермента — аденилатциклазы, ускоряющей образование 3, 5-циклического аденозинмонофосфата (цАМФ). Последний активирует фосфорилазу, вызывающую расщепление гликогена и образование глюкозы (источника энергии для сокращения миокарда). Фосфорилаза необходима также для активации ионов Са , обеспечивающих сопряжение процессов возбуждения и сокращения в миокарде. Кроме этого, катехоламины повышают проницаемость клеточных мембран для ионов Са , способствуя, с одной стороны, поступлению их из межклеточного пространства в клетку, а с другой — мобилизации Са2+ из внутриклеточных депо. Активация аденилатциклазы в миокарде происходит и при воздействии глюкагона — гормона, выделяемого ά-клетками поджелудочной железы.
Сосудистая система
С точки зрения функциональной значимости для системы кровообращения сосуды подразделяют на такие группы:
1. Упругорастяжимые: аорта с крупными артериями в большом круге кровообращения, легочная артерия с ее ветвями — в малом круге, т. е. сосуды эластичного типа.
2. Сосуды сопротивления — артериолы, в том числе и прекапиллярные сфинктеры, т. е. сосуды с хорошо выраженным мышечным слоем.
3. Обменные (капилляры) — сосуды, обеспечивающие обмен газами и другими веществами между кровью и тканевой жидкостью.
4. Шунтирующие (артерио-венозные анастомозы) — сосуды, способствующие «сбросу» крови из артериальной системы в венозную, минуя капилляры.
5. Емкостные — вены, обладающие высокой растяжимостью, благодаря чему в них содержится 75 — 80 % ОЦК.
Процессы, протекающие в последовательно соединенных сосудах и обеспечивающие циркуляцию крови, называют системной (центральной) гемодинамикой, а процессы, способствующие кровоснабжению органов, — регионарной, или органной, гемодинамикой.
Системная гемодинамика.Левый желудочек нагнетает кровь в системное сосудистое ложе, состоящее из многочисленных регионарных цепей — мозговой, печеночной, почечной, мышечной и т. д., специализированных по строению и соединенных параллельно. Каждая из цепей обеспечивает потребности обмена соответствующей области организма. Этому способствует многократное разветвление артерии.
Во время систолы внутрижелудочковое давление повышается с уровня, близкого к нулю, до 120 в левом желудочке и до 25 мм рт. ст. — в правом. В результате этого систолическое давление в аорте поднимается до 120, а в легочной артерии — до 25 мм рт. ст. По окончании фазы сокращения сердечная мышца расслабляется и внутрижелудочковое давление резко падает почти до нулевого уровня, полулунные клапаны захлопываются, отделяя аорту и легочную артерию от желудочков.
Аорта и крупные артерии (группа упругорастяжимых сосудов) оказывают незначительное сопротивление току крови, но в силу высокой растяжимости смягчают пульсирующий систолический выброс желудочка. После захлопывания полулунных клапанов эластичные сосуды сокращаются, поддерживая этим градиент давления и делая поступление крови на периферию более равномерным. Старение эластических элементов артериальной стенки является одной из причин высокого пульсового давления.
Благодаря эластичности больших артерий и сопротивлению току крови в периферических сосудах, артериальное давление колеблется в значительно меньших пределах, чем давление в желудочках, в результате чего диастолическое давление в системном сосудистом ложе составляет примерно 80 мм рт. ст. Поэтому фазовое изменение давления в левом желудочке - от 120 до 0 мм рт. ст. — превращается в артериальное пульсовое давление, равное 120 - 80 = 40 мм рт. ст. Для малого круга эти показатели составляют приблизительно 25 - 10 = 15 мм рт. ст. Функции артериол, прекапиллярных сфинктеров и обменных сосудов, относящихся к системе микроциркуляции, описаны ниже.
Емкостные сосуды, т. е. венозное ложе, играют незначительную роль в создании общего сопротивления сосудов, но они оказывают большое влияние на емкость сосудистого русла, изменяя свою конфигурацию и диаметр просвета. Минутный объем зависит от венозного возврата; в соответствии с этим изменения емкости венозного русла, вызываемые в основном активностью внешних сосудосуживающих симпатических волокон, могут оказывать значительное влияние на «заправку» сердечного насоса.
Микрогемодинамика.Удовлетворительные показатели системной гемодинамики сами по себе не являются гарантией эффективной перфузии органов и тканей. С другой стороны, не всегда системные нарушения влекут за собой снижение адекватности перфузии. Зачастую именно состояние микроциркуляции определяет тяжесть и прогноз заболевания. Измерения регионарного кровотока в покое показали, что кровоснабжение головного мозга составляет 750 мл/мин, печени — 1300, почек — 1200, мышц — 1000,сердца — 250 мл/мин, суммарно — 4,5 л/мин, не считая снабжения кровью кожи, жировой клетчатки и костей. Ввиду того, что снабжение кровью любой регионарной цепи зависит от градиента давления и местного сопротивления сосудов и градиент давления практически везде одинаков, ток крови в этих цепях определяется регионарными условиями микроциркуляции.
Микроциркуляция — собирательное понятие. Оно объединяет механизмы кровотока в мелких сосудах и тесно взаимосвязанный с кровотоком обмен жидкостью и растворенными в ней газами и веществами между сосудами и тканевой жидкостью. К системе микроциркуляции кроме обменных сосудов (капилляров) относятся также прекапиллярные сосуды сопротивления (мелкие артерии и артериолы), прекапиллярные сфинктеры и шунтирующие сосуды. На долю сосудов сопротивления приходится большая часть сопротивления кровотоку. Снабжение кровью любого участка, а также гидростатическое давление в капиллярах этого участка определяются главным образом изменениями радиуса этих сосудов. Сосудам сопротивления свойственна высокая степень собственного (миогенного) базального тонуса, постоянно изменяющегося под воздействием множества местных физических и химических факторов. Эти изменения являются почти единственным механизмом адаптации регионарного сопротивления сосудов, снабжающих кровью сердце и головной мозг. В других местах сосуды сопротивления регионарных цепей находятся также под влиянием симпатических нервов.
Прекапиллярные сфинктеры являются частью прекапиллярных сосудов сопротивления. Они в основном определяют площадь обменной поверхности капилляров, влияя на количество капилляров, перфузируемых в каждый определенный момент. Эти сосуды контролируются преимущественно внутренней миогенной активностью, непрерывно изменяющейся под влиянием местных сосудорасширяющих метаболитов.
Шунтовые сосуды осуществляют прямые связи между мелкими артериями и венами в обход капиллярного ложа. Вследствие этого они не выполняют обменной функции, и их роль сводится к регуляции объемного регионарного кровотока и терморегуляции. В патогенезе острых циркуля-торных нарушений их значение возрастает (феномен централизации кровообращения).
Капилляры представляют собой тончайшие сосуды диаметром 6 — 8 мкм и длиной 0,5 — 1 мм, расположенные в межклеточных пространствах и тесно соприкасающиеся с клетками органов и тканей организма. Суммарная длина всех капилляров человека составляет около 100 000 км. Физиологическое значение капилляров состоит в том, что через их стенки осуществляется обмен веществ между кровью и органами. Стенки капилляров образованы одним слоем эндотелиальных клеток, покрытых тончайшей соединительнотканной базальной мембраной. Скорость кровотока в капиллярах невысока и составляет 0,5 — 1 мм/с. Кровь течет лишь в «дежурных» капиллярах, содержащих в покое 5 —7 % ОЦК. В условиях патологии емкость капиллярного русла может резко возрасти (вмещает до 90 % ОЦК). Часть капилляров не задействована в кровообращении, а в период интенсивной работы органов (при сокращении мышц или активной секреторной деятельности) обменные процессы усиливаются и количество функционирующих капилляров значительно возрастает. Регуляция капиллярного кровообращения нервной системой и влияние на него физиологически активных веществ — гормонов и метаболитов — осуществляются за счет воздействия на тонус прекапиллярных сфинктеров. Сужение или расширение последних изменяет как количество функционирующих капилляров, распределение крови в капиллярной сети, так и состав крови, движущейся по капиллярам, т. е. соотношение эритроцитов и плазмы.
В некоторых участках тела, например в коже, легких и почках, имеются непосредственные соединения артериол и венул — артерио-венозные анастомозы. Это наиболее короткий путь между артериолами и венулами. Артерио-венозные анастомозы играют роль шунтов, регулирующих капиллярное кровообращение. В обычных условиях они закрыты, и кровь проходит через капиллярную сеть.
Специального рассмотрения заслуживают процессы обмена между кровью и тканевой жидкостью. Через сосудистую систему за сутки проходит 8000 — 9000 л крови, через стенку сосудов фильтруется около 20 л жидкости и 18 л реабсорбируется в кровь. По лимфатическим сосудам оттекает около 2 л жидкости.
Закономерности, обуславливающие обмен жидкости между капиллярами и тканевыми пространствами, были описаны Э. Старлингом. Гидростатическое давление крови способствует перемещению жидкости из капилляров в ткани. Основной силой, удерживающей жидкость в капиллярном русле, является онкотическое давление плазмы в капилляре. Определенную роль играет также гидростатическое и оикотическое давление тканевой жидкости. На артериальном конце капилляра гидростатическое давление составляет 30 — 35, а на венозном — 15 — 20 мм рт. ст. Онкотическое давление на всем протяжении капилляра постоянное — 25 мм рт. ст. Таким образом, на артериальном конце осуществляются процессы фильтрации жидкости, а на венозном — реабсорбция. Величина онкотического давления тканевой жидкости составляет примерно 4,5 мм рт. ст.
Капилляры различных органов отличаются по ультраструктуре, а следовательно и по способности пропускать в тканевую жидкость белки. Так, 1 л лимфы в печени содержит 60 г белка, в миокарде — 30, в мышцах — 20, в коже — 10 г. Белок, проникший в тканевую жидкость, с лимфой возвращается в кровь.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 2150;