Мониторинг показателей системной гемодинамики
Рутинная оценка состояния гемодинамики.К сожалению, до настоящего времени в клинике отсутствуют методы простого, быстрого и точного определения гемодинамического статуса. Вследствие этого первым этапом, позволяющим получить ориентировочную информацию о состоянии кровообращения, является физикальное обследование больного. Для косвенной клинической оценки гемодинамического статуса должен приниматься во внимание комплекс различных признаков, каждый из которых сам по себе не имеет точного диагностического значения. К числу наиболее важных из них относятся: уровень сознания, окраска, температура и туprop кожных покровов и слизистых, состояние подкожной сосудистой сети, характер дыхания, наличие периферических отеков, частота и свойства пульса, аускультативные феномены и др. Важнейшим критерием состояния системной гемодинамики является артериальное давление.
К факторам, определяющим величину АД, относятся объемная скорость кровотока и общее периферическое сопротивление сосудов (ОПСС). Объемная скорость кровотока для сосудистой системы большого круга кровообращения определяется минутным объемом крови (МОК), нагнетаемым сердцем в аорту. ОПСС является расчетной величиной, зависящей от тонуса сосудов (в основном артериол), определяющего их радиус, длины сосуда и вязкости протекающей крови.
Определение артериального давления.Во время каждой систолы порция крови поступает в артерии и увеличивает их эластическое растяжение, при этом давление в них повышается. Во время диастолы поступление крови из желудочков в артериальную систему прекращается и происходит отток крови из крупных артерий, растяжение их стенок уменьшается и давление снижается. Наибольшая величина давления в артериях наблюдается во время прохождения вершины пульсовой волны (систолическое давление), а наименьшая — во время прохождения основания пульсовой волны (диастолическое давление). Разность между систолическим и диастолическим давлением называется пульсовым давлением. При прочих равных условиях оно пропорционально количеству крови, выбрасываемому сердцем при каждой систоле.
Кроме систолического, диастолического и пульсового давления, определяют так называемое среднее артериальное давление (САД) — равнодействующую всех изменений давления в сосудах. При инва-зивной регистрации системного АД среднее артериальное давление рассчитывают путем измерения площади, ограниченной кривой АД, и ее деления на длительность кардиоцикла. При расчетном определении используют формулу
пульс * |
= АДлиаст+1/ЗАД]
Точность измерения САД при помощи автоматической инвазивной регистрации значительно выше, чем при использовании расчетного способа.
У взрослого человека систолическое давление в аорте равно 110—125 мм рт. ст. По мере прохождения по сосудам оно резко уменьшается и на артериальном конце капилляра составляет 20 — 30 мм рт. ст. С возрастом максимальное давление повышается, у 60-летних оно равно 135 — 140 мм рт. ст. У новорожденных систолическое АД составляет около 50 мм рт. ст., а к концу 1-го месяца возрастает до 80 мм рт. ст. Минимальное диастолическое АД у взрослых людей среднего возраста в среднем равно 60 — 80 мм рт. ст., пульсовое — 35 — 40, среднее — 90 — 95 мм рт. ст.
Особенности измерения и интерпретации АД. Вусловиях операционной и отделения интенсивной терапии наиболее частым исследованием, влияющим на тактические и стратегические решения, является измерение АД. При этом лишь в редких случаях врач сомневается в достоверности получаемых результатов. Ниже приведен ряд позиций, которые необходимо учитывать для приближения имеющихся показателей к клинической реальности.
1. Сама процедура измерения АД при помощи манжеты может привести к ошибкам (увеличение объема крови и давления в области плеча). Ложное завышение систолического АД наиболее часто отмечается у пациентов старческого возраста и у страдающих артериальной гипертензией. У больных с ожирением, а также при неплотном наложении манжеты могут завышаться показатели диастолического АД. Занижение АД свойственно чрезмерно плотному наложению манжеты и процедуре, проводимой у астеников и истощенных больных.
2. Ложное занижение систолического и завышение диастолического АД часто происходит при его измерении у больных с брадиаритмиями и при выраженной брадикардии.
3. В связи с тем, что тоны Короткова возникают благодаря кровотоку, у больных с нестабильной гемодинамикой при любом варианте снижения системного кровотока наблюдается занижение показателей АД. Так, у больных с сердечной недостаточностью разница между полученным и истинным значениями АД может превышать 60 мм рт. ст.
4. Систолическое и диастолическое АД в периферических артериях не всегда соответствует таковому в аорте, а САД практически не изменяется. Поэтому динамика САД является наиболее адекватным способом оценки системной гемодинамики при ее нестабильности.
При всей важности АД как критерия состояния системной гемодинамики не следует забывать о том, что давление является не абсолютным показателем состояния сердца и сосудов, а зависимой величиной, которая определяется взаимоотношением между сердечным выбросом и ОПСС. Двойственный характер природы АД не позволяет точно оценивать ни производительность сердца, ни сосудистый тонус. При одной и той же величине АД кровоток может быть различным.
Инвазивный мониторинг системной гемодинамики.Парадокс использования неинвазивных методов оценки гемодинамики состоит в том, что вероятность и величина погрешности измерений значительно возрастают именно в тех ситуациях, когда точное знание гемодинамических параметров наиболее актуально (критические состояния, нестабильность гемодинамики). Необходимость повышения точности измерений способствовала разработке и внедрению методов инвазивного контроля.
Для инвазивного мониторинга наиболее актуальных гемодинамических показателей необходима и достаточна катетеризация двух артерий: периферической (лучевой или бедренной) — для определения АД и легочной — для определения других параметров гемодинамического статуса.
Хотя наиболее точные результаты при измерении АД достигаются при использовании инвазивного мониторинга, этот способ также не лишен недостатков. Артефакты, обусловленные демпфирующими свойствами измерительных контуров, могут приводить к погрешности измерения порядка 25 — 30 мм рт. ст. Кроме того, вопреки распространенному мнению о снижении АД по мере продвижения крови в сосудистом русле отмечается повышение систолического АД по мере продвижения пульсовой волны дистально от аорты. Диастолическое АД при этом постепенно снижается, САД остается относительно постоянным (речь идет о крупных сосудах; по мере приближения к зоне микроциркуляции все виды АД начинают постепенно снижаться).
С целью полноты оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы помимо катетеризации лучевой или бедренной артерии для регистрации АД в настоящее время наиболее часто исследуют легочную артерию плавающим катетером. Использование этой методики предусматривает прямое измерение: ЦВД, ДЗЛК, сердечного выброса и насыщения кислородом смешанной венозной крови. Ранее указывалось, что ЦВД и ДЗЛК, как правило, равняются КДД в соответствующих желудочках, а КДД, в свою очередь, при неизмененной растяжимости миокарда адекватно отражает К ДО.
На основании результатов прямых измерений рассчитывают производные параметры — индексы: сердечный, ударный, ударной работы правого и левого желудочков, ОПСС, сопротивления легочных сосудов, а также наиболее значимые параметры транспорта кислорода (индекс доставки и потребления, коэффициент экстракции).
Принцип данной методики состоит в следующем. Плавающий катетер, предназначенный для проведения в легочную артерию, снабжен у дистального конца раздувающимся баллончиком объемом около 1,5 мл. По стандартной методике катетер вводится в подключичную или внутреннюю яремную вену. После попадания дистального конца катетера в просвет вены баллончик раздувают и катетер медленно продвигают по току крови. Катетер с баллончиком последовательно проходит верхнюю полую вену, правое предсердие, правый желудочек и попадает в легочную артерию. В рентгенологическом контроле нет необходимости. О положении катетера в каждый момент времени судят по характерной форме постоянно регистрируемой кривой давления, специфичной для каждого отдела сердечно-сосудистой системы. Например, кривая давления в верхней полой вене и в предсердии имеет венозный профиль и регистрируемое давление равно ЦВД. После прохождения катетером трехстворчатого клапана и попадания в правый желудочек регистрируется характерная волна систолического давления. За клапаном легочной артерии (при попадании в просвет легочного ствола) на кривой давления появляется диастоличес-кая волна. При дальнейшем продвижении катетера в дистальные отделы легочной артерии наступает момент, когда раздутый баллончик обтурирует просвет сосуда и легочный кровоток прекращается. При этом пропадает систолический компонент пульсовой волны, а регистрируемое в этот момент «конечное» давление получило название давления заклинивания в легочных капиллярах. После регистрации ДЗЛК баллончик сразу же сдувают до следующего измерения.
Таким образом, последовательное перемещение катетера по сосудам и камерам сердца дает возможность прямо измерять два клинически значимых вида давления: ЦВД и ДЗЛК. Данная методика позволяет исследовать не только давление, но и сократительную активность миокарда. У дистального конца катетера расположен термистор, регистрирующий температуру окружающей крови. Это позволяет непосредственно измерять сердечный выброс методом термодилюции. Двух- или трех-просветный катетер имеет также проксимальное отверстие, расположенное на расстоянии 30 см от дистального конца. В то время как дистальное отверстие катетера попадает в легочную артерию, проксимальное находится в правых отделах сердца. Термоиндикатор (изотонический раствор натрия хлорида или глюкозы комнатной температуры) в объеме 5—10 мл быстро (не более 4 с) вводится в катетер и через проксимальное отверстие поступает в венозную кровь. В правом отделе сердца этот раствор смешивается с кровью и температура последней понижается. Охлажденная кровь выбрасывается в легочную артерию, где термистор регистрирует изменение температуры. Разница температур фиксируется на экране в виде термодилюционной кривой (время —температура), площадь которой обратно пропорциональна объемной скорости кровотока в легочной артерии. При отсутствии внутрисердечных шунтов справа налево объемную скорость кровотока в легочной артерии считают равной сердечному выбросу.
Кроме того, в порции крови, взятой из дистального отверстия катетера, определяют насыщение гемоглобина кислородом для оценки экстракции кислорода тканями как одного из компонентов системного транспорта кислорода.
Ниже приведены нормальные значения величин, получаемых в результате прямых измерений.
1. Группа показателей давления, наиболее важными из которых являются ЦВД и ДЗЛК (мм рт. ст.): правое предсердие (ЦВД) — 0 - 4; правый желудочек — 15 - 30/0 - 4; легочная артерия — 15- 30/6-12; среднее давление в легочной артерии - 10-18; ДЗЛК - 6-12.
2. Сердечный выброс (ударный объем) — 70-80 мл.
3. Насыщение кислородом венозной крови - 68-77%.
Прямая регистрация описанных показателей, дополненная измерением АД, позволяет рассчитать ряд производных параметров, дающих в комплексе детальную информацию о состоянии гемодинамики и кислородного транспорта. Все производные показатели представляют в виде индексов — отношение показателя к площади поверхности тела (ППТ) — для нивелирования индивидуальных антропометрических отличий. Наиболее важные из производных параметров и их нормальные значения приведены ниже.
1. Сердечный индекс (СИ) — отношение сердечного выброса (минутного объема кровообращения, равного произведению УО на частоту сердечных сокращений (ЧСС), определенного методом термодилюции, к ППТ — 2 -4 л/(мин • м2).
2. Ударный индекс = (36-48) мл/м2.
3. Индекс ударной работы левого желудочка (ИУРЛЖ) характеризует работу желудочка за одно сокращение: ИУРЛЖ = (САД - ДЗЛК) • УИ • 0,0136 = (44-56) г • м/м2.
4. Индекс ударной работы правого желудочка: ИУРПЖ = (ДЛА - ЦВД) • УИ х 0,0136 = (7-10) г • м/м2.
5. Индекс общего периферического сопротивления: ИОПСС = (САД - ЦВД) : СИ • 80 = (1200-2500) дин/(с х см5 • м2).
6. Индекс сопротивления легочных сосудов: ИСЛС = (ДЛА - ДЗЛЮ/СИ х 80 = (80-240) дин/(с • см5 • м2).
7. Группа показателей системного транспорта кислорода: индекс доставки, индекс потребления, коэффициент утилизации.
Такая подробная информация о функции сердечно-сосудистой системы значительно расширяет как диагностические возможности врача, так и эффективность проводимой терапии. Однако не следует
абсолютизировать данные, полученные при катетеризации легочной артерии. Это связано как с техническими особенностями самого метода, так и с его интерпретацией.
ДЗЛК само по себе не представляет диагностической ценности, его значение заключается в том, что этот показатель считают равным конечному диастолическому давлению в левом желудочке (аналог ЦВД для правых отделов). Метод измерения ДЗЛК следующий: баллончик на дистальном конце катетера, введенного в легочную артерию, раздувают до тех пор, пока не наступит обструкция кровотока. Это вызывает образование столба крови между баллончиком и левым предсердием, и давление с двух концов столба уравновешивается. При этом давление в конце катетера становится равным давлению в левом предсердии или конечному диастолическому давлению в левом желудочке (КДДЛЖ). В большинстве случаев ДЗЛК действительно соответствует КДДЛЖ, однако эта корреляция может нарушаться при аортальной недостаточности, жесткой стенке желудочка, легочной патологии, ПДКВ — т. е. в ситуациях, не столь уж редких в клинике, что уменьшает диагностическую ценность данного показателя.
Кроме того, ДЗЛК часто применяют в качестве критерия гидростатического давления в легочных капиллярах, что позволяет оценить возможность развития гидростатического отека легких. Однако проблема заключается в том, что ДЗЛК измеряют в условиях полной окклюзии легочной артерии, т. е. в условиях отсутствия кровотока. При сдувании баллончика кровоток восстанавливается, и давление в капиллярах превышает ДЗЛК. Капиллярное давление, в отличие от ДЗЛК, растет при повышении среднего давления в легочной артерии и росте сопротивления легочных вен (например, при остром респираторном дистресс-синдроме) и может превышать ДЗЛК в два раза и более. Если принимать ДЗЛК всегда равным капиллярному гидростатическому давлению, то в некоторых случаях некорректная интерпретация может приводить к серьезным терапевтическим ошибкам.
Тем не менее, учитывая описанные ограничения, результаты, полученные при катетеризации легочной артерии, по праву считают «золотым стандартом» исследования функционального состояния кровообращения. Вместе с тем переоценка значимости инвазивного мониторинга нередко приводит к увеличению частоты осложнений (гемодинамических, септических). Следует помнить, что катетеризация легочной артерии является все же диагностическим, а не терапевтическим мероприятием и далеко не всегда ассоциируется со снижением летальности в соответствующих группах больных.
Таким образом, «эталонная» точность получаемых результатов обеспечивается высокой инвазивностью процедуры, всегда представляющей определенный риск для пациента. В последние годы это побудило даже энтузиастов инвазивного мониторинга — американских специалистов — обратиться к более безопасным альтернативам. Это прежде всего биологическая импедансография (реография) в различных ее вариантах и большой набор версий ультразвукового метода, включая и самую современную — чреспищеводную допплерографию. Выбор метода исследования гемодинамики диктуется не только соответствующим оборудованием и квалификацией персонала, но и такими критериями, как инвазивность, точность, сложность, стоимость, возможность и удобство мониторинга и др. Следует четко представлять, какие гемодинамические параметры обладают наибольшей диагностической значимостью в конкретной ситуации. Так, катетеризация легочной артерии по-прежнему незаменима для точной селективной оценки преднагрузки левого желудочка. В то же время одним из преимуществ использования эхосонографии оказалась возможность исследования локальной кинетики стенки сердца. Необходимо помнить, что при всех своих преимуществах ни один из перечисленных методов не решает конечных диагностических проблем. Это связано с тем, что конечной целью кровообращения является адекватный тканевый кровоток, а возможности использования прямого мониторинга кровоснабжения наиболее важных органов в условиях клиники в настоящее время отсутствуют.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1226;