Часть 3 Дошкольники с трудностями в общении 3 страница

Солнышко и дождик

Игра построена на простых движениях и действиях, вы­полняемых всеми —и взрослым, и детьми — вместе одинако­во. Это сближает детей друг с другом и с взрослым и отвечает склонности малышей к подражанию.

Дети легко подхватывают не только движения, но и настро­ение друг друга. Радость ребенка усиливается от того, что дру­гие испытывают то же самое. В результате появляется есте­ственная связь и общность между детьми. В то же время игра прекрасно организует детей. Но это не вынужденная органи­зованность и даже не послушание взрослому, а своеобразная «завороженность» общими действиями, которая возникает благодаря подражательности детей. Организованность дости­гается здесь совершенно естественно, без всякого сопротивле­ния со стороны малышей.

Несмотря на свою простоту, эта игра-забава оказывает на малышей широкое воспитательное влияние.

В начале игры взрослый поворачивает детский стульчик спинкой вперед и предлагает всем детям сделать то же самое со своими стульчиками. «Смотрите, получился домик», —гово­рит он, присаживаясь перед стульчиком и выглядывая в отвер­стие спинки, как в окошко. Называя детей по именам, он предлагает каждому из них «выглянуть в окошко» и пома­хать рукой. Так, выстроенные полукругом стульчики стано­вятся домиками, в которых «живут дети». «Какая хорошая погода! — говорит воспитатель, выглянув в окошко.— Сей­час выйду и позову всех поиграть». Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши свободно выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следую­щий текст:

Смотрит солнышко в окошко, Наши глазки щурятся. Мы захлопаем в ладошки, И бегом на улицу!

Дети прослушивают и повторяют это стихотворение.

«А теперь побегаем», — говорит воспитатель и сам бежит. Дети разбегаются в разные стороны или бегут за ним. Неожи­данно для детей воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик идет! Скорее домой!» Все спешат в свои домики. «Послушай­те, как стучит дождик по крышам», — говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изоб­ражает шум дождя. Прерывая движения, он предлагает детям попросить дождик перестать капать и произносит следующий текст народной потешки:

Дождик, дождик, веселей, Капай, капли не жалей, Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи!

«Шум дождя» возобновляется вновь, сперва дождь сильный, но постепенно он утихает, а скоро совсем прекращается. «( ей-час выйду на улицу и посмотрю, кончился дождик или нет», т-ворит воспитатель, выходя из своего дома. Он делает вид, будто смотрит на небо и зовет всех: «Солнышко светит! Нет дождя! Иы-ходите погулять!» Все дети опять собираются вокруг воем и га геля и вслед за ним повторяют слова стихотворения про солнышко и забавные движения. Можно свободно побегать, попрыгать, по­плясать, пока воспитатель снова не скажет: «Ой, дождик начина­ется!» —тогда все разбегутся по домам.

Прыг-скок

В этой игре, как и в предыдущей, все игровые действия выполняются детьми одновременно и одинаково. ;-)то име­ет двоякое значение. Во-первых, двигаясь вместе (линеечкой) в ограниченном пространстве и в одном направлении, дети учатся не толкаться, считаться друг с другом, согласованно приближаться к общей цели (к взрослому). Во-вторых, подра­жание друг другу становится средством игрового общения. Все это, конечно же, сближает детей с взрослым и друг с другом.

Игра начинается с того, что воспитатель проводит на зем­ле черту. «Это будет наш дом, — говорит он, — отсюда наши ножки побегут по дорожке, а куда побегут —сейчас покажу».

Он отходит от детей на расстояние 20—25 шагов и проводит на земле параллельную черту. Здесь остановятся дети. Вернув­шись к малышам, он помогает им построиться у первой (стар­товой) линии и произносит слова, под которые они будут вы­полнять игровые действия, предлагая повторять их вместе.

Ножки, ножки,

Бежали по дорожке. (Бегут по направлению

ко второй линии.)

Бежали лесочком,

Прыгали по кочкам.

Прыг-скок, прыг-скок! (Прыгают на двух ногах,

приближаясь к воспитателю.)

Прибегали на лужок,

Потеряли сапожок. (С последним словом

останавливаются, приседают на корточки,

будто ищут сапожок.)

«Нашли сапожок!» — говорит воспитатель, и все бегут об­ратно к исходной линии. Игра начинается сначала.

Можно изменить концовку игры: с последними словами текста взрослый и его помощники подходят к отдельным де­тям, дотрагиваются до него рукой и говорят: «Вот твой сапо­жок, надень его и беги обратно». «Надев» сапожок, ребенок бе­жит обратно.

Раздувайся, пузырь

Это одна из самых известных и любимых детьми хоровод­ных игр. Она требует согласованности движений (дети должны приноровиться друг к другу в ритме и темпе движения), вни­мания и снисходительного отношения к своим соседям по хо­роводу. В то же время игра сохраняет характер забавы и прино­сит удовольствие детям.

В этой игре можно ввести новый элемент —традиционный для хоровода ритуал приглашения. Воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и подходит к одному из них с вопросом: «Как тебя зовут? Ска­жи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а воспитатель громко и ласково повторяет его: «Дашенька, пой-

дем играть», — он берет ребенка за руку и вместе с ним подхо­дит к следующему, спрашивая его имя. Повторяя его громко и ласково, он предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Дашеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следу­ющего ребенка принять участие в игре.

Так по очереди приглашаются все дети. При этом лучше сначала подходить к тем, кто выражает желание и готовность скорее включиться в игру, а скованных, заторможенных детей лучше приглашать последними.

После того как все дети приглашены, образуется длинная цепочка. Воспитатель дает руку ребенку, стоящему последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Как пузырь! — говорит воспитатель. — А теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и «раздувают пузырь»: накло­нив голову вниз, дети дуют в кулачки, составленные один под другим, как в трубку. При этом они выпрямляются и набира­ют воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою «трубку» и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторя­ются 2—3 раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного раздулся.

Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:

) Раздувайся, пузырь,

■ Раздувайся большой...

Оставайся такой,

Да не лопайся!!!

К концу текста образуется большой растянутый круг. Нос-питатель входит в круг, дотрагивается до каждой пиры со­единенных рук и в каком-нибудь месте останавливается и гово­рит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладош и, прои шосят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру). После пою можно на- • чинать игру сначала, то есть опять раздувать пучырь.

В этой игре воспитатели часто стал к ива юге я с конфликт­ными отношениями между детьми: некоторые из них не хотят дать руку своему соседу, перебегают с одного места на другое и пр. Особенно часто дети ссорятся из-за того, что всем хочет-

ся стоять вместе с воспитателем. Не следует задерживаться на этих конфликтах; лучше быстро и тактично разрешать эти спо­ры, установив очередность или поддержав того, с кем не хочет стоять рядом сосед.

Карусели

Эта игра с давних пор пользуется большой популярностью у детей всех дошкольных возрастов. Этому способствует и то, что ее содержание напоминает детям катание на карусели, то, что в ней удачно сочетаются движения, образное слово и взаи­модействие между всеми ее участниками.

Общее переживание вызывает всплеск общего веселья, ко­торое, конечно же, сближает детей. Эта игра не только забав­ляет, но и учит согласовывать свои движения с движениями соседей и с ритмом текста. Простота и краткость этой игры да­ет ребенку возможность охватить в своем сознании содержа­ние в целом и предвидеть ее повторение.

Как и в предыдущей игре, нее начинается с приглашения, когда все участники игры собираются в общую цепочку и об­разуют круг. «Мы сейчас понарошку будем кататься на кару­сели, — говорит воспитатель. — Повторяйте за мной и двигай­тесь ровно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу вправо и произносят следующие слона: :

Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели. А потом,потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, Побежали, побежали... Тише, тише, не спешите! Карусель ос-та-но-ви-те. Раз-два, рач-два, (пауза) Вот и кончена игра.

Во время произнесения этих слов карусель сначала медлен­но движется в правую сторону. С нарастанием темпа речи дви­жения постепенно ускоряются. На слова «побежали», карусель

меняет свое направление. Темп движений постепенно замед­ляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются. Эту игру особенно хорошо проводить в разновозрастной группе, где старшие могут опекать младших, а малыши —дер­жаться за старших и гордиться своим участием в общей игре. Такие межвозрастные контакты способствуют развитию гу­манных отношений между детьми.

Дудочка

Эта игра хорошо вписывается в традиционные праздники группы, например, дни рождения детей, где наряду с традици­онным «караваем» можно использовать и эту игру-пляску.

Игре предшествует короткая беседа. Воспитатель спраши­вает детей, кто из них хочет поплясать и можно ли плясать без музыки. Подведя детей к выводу, что плясан. Оеч мучы-ки труднее и не так приятно, он поет им песенку про дудоч­ку, которая вводит их в игровую ситуацию. Он пока»ывает, как кулачки могут превратиться в дудочку, если и них петь «ду-ду-ду». Тут же уточняется, в какой момент песенки вклю­чается дудочка.

После этого дети разделяются на «музыкантом» и «плясу­нов». Музыканты занимают места на стульчиках и освобожда­ют место в центре для пляски. А плясуны собираются вокруг воспитателя и вместе с ней выполняют движения под ту же пе­сенку про дудочку.

Как без дудки? Вот беда!

Ходят ножки не туда...

А как дудочку почуют,

Сами ноженьки танцуют. (2раза)

С первыми словами песенки плясуны отходят на »ад мелкими шагами, постепенно выпрямляясь. Музыканты в )то время мол­чат. На словах про дудочку они начинают дудеть, и плясуны на­чинают приплясывать, легко перебирая ногами и слегка повора­чивая туловище то вправо, то влево. Темп движений ускоряется. При повторении мелодии движения пляски повторяются.

Эта игра-пляска запоминается путем подражания взрос­лому. Поэтому особенно важно, чтобы движения воспитате-

ля точно совпадали с мелодией и текстом и правильно переда- \ вали их ритм. Главное, чтобы дети поняли смысл своих ролей \ (музыканты играют для плясунов) и чтобы сохранялась атмос- h фера раскованности и веселья. Игра может закончиться общи­ми плясовыми движениями под любую народную плясовую мелодию.

Подарки

Эта игра проводится для дальнейшего сближения детей и воспитания, (формирования) дружеских, доброжелатель­ных отношений в группе. Создается такая игровая ситуация, когда дети как бы удовлетвори ют желания друг друга. Эта си­туация создает настроение праздничности и ожидания сюр­приза.

«Вы любите, когда вам дарят игрушки? Вот мы сейчас и бу­дем делать друг другу подарки», — обращается к детям воспита­тель. Он предлагает им построиться в большой круг и назнача­ет того, кто первый будет выбирать себе подарок. Он выходит на середину круга, а воспитатель имеете с детьми ведет хоровод под следующие слова:

Принесли мы нсем подарки, Кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет.

Эти слова вместе с воспитателем произносят все участни­ки игры, постепенно их запоминая. Перечислять игрушки нужно медленно, выразительно, чтобы дети успевали пред­ставлять себе каждый предмет. С окончанием слов дети оста­навливаются. Воспитатель, обращаясь к стоящему в кругу, спрашивает, какой из перечисленных подарков он хотел бы получить. Если он выбирает коня, все дети изображают, как скачет конь. Если выбирается кукла, все танцуют как куклы, если волчок — все кружатся, а если выбирается самолет — все подражают полету и приземлению самолета.

Приведем слова и ритмические движения, которые выпол­няют дети в хороводе.

Подарок—конь.

Скачет конь наш, чок-чок-чок! Слышен топот быстрых ног. Хоп-хоп-хоп!.. ТПРРРРУУУ!!!

Дети поворачиваются и бегут друг за другом по кругу, вы­соко поднимая ноги, как лошадки. Обращаясь к ребенку вну­три круга, воспитатель предлагает ему посмотреть, «какие у нас красивые кони» и выбрать того, который ему больше все­го понравился.

Выбрав себе «подарок», ребенок занимает место в хорово­де, а тот, кого он выбрал, выходит на середину круга. Все сно­ва берутся за руки и повторяют слова: «Принесли мы всем по­дарки» и т. д.

Подарок—кукла.

Кукла, кукла, попляши, Яркой лентой помаши! (2раза)

Под эти слова дети свободно пляшут на месте, изображая куклу. Воспитатель предлагает ребенку в кругу выбрать, какая кукла ему больше всего понравилась, подойти к ней и занять ее место в хороводе. Вокруг выбранного ребенка продолжает­ся движение хоровода. Подарок—волчок.

Вот как кружится волчок, Прожуж-ж-жал — и на бочок. (2 раза)

С этими словами дети кружатся на месте, потом приседа­ют, слегка склонившись на бок, опираясь рукой о пол. 11осле выбора лучшего волчка и замены того, кто получает подарок, игра продолжается. ■

Подарок — самолет. Изображая самолет, каждый ребенок «заводит мотор»: под звук делает круговые движения руками перед грудью. Затем он раздвигает руки широким жестом (как крылья) и, наклонившись немного вперед, «летит» (то есть бе­жит) по кругу со звуком «ж-ж-ж». Сделав полный круг, «само­лет» замедляет движение и медленно «приземляется», (присе­дает на корточки).

Когда дети хорошо освоятся с игрой, можно предложить им называть и изображать другие игрушки, например: миш­ку, зайчика, бабочку, лягушку, автомобиль и другие предметы,

которые можно легко изобразить посредством выразительных движений.

Зайка

В этой известной народной игре ребенку впервые поручает­ся индивидуальная роль. Он должен действовать перед други­ми, чувствуя на себе их внимание. Он становится заметным для всех и как бы отделяется от общего хоровода. Чувствуя, что все на него смотрят, ребенок может начать стесняться. Многие ма­лыши в этой ситуации проявляют нерешительность, отказы­ваются от привлекательных действий. Преодоление подобных внутренних преград является необходимым условием воспи­тания самостоятельности, решимости и других качеств полно- ,', ценной личности. Игра построена таким образом, что ребенок чувствует поддержку остальных ее участников, ведь они играют вместе с ним и одновременно выполняют те же движения, вы- ■ ражают ему свое сочувствие и расположение. Это значительно jj облегчает ребенку выполнение порученной роли, придает ей J особую привлекательность. *'.

Перед началом игры воспитатель предлагает детям послу­шать песенку про зайчика. Он старается создать у детей образ зайчика, которому холодно зимой, и помогает детям осмыс­лить содержание текста и тех движений, которые им придет­ся выполнять. Воспитатель выбирает самого смелого из детей, желающих поиграть предлагает всем взяться за руки, построить хоровод, а «зайке» выйти на середину и, сделав руками «ушки», присесть на корточки. Вслед за воспитателем дети произносят следующие слова (или ноют песенку), выполняя соответствую­щие движения:

Зайка беленький сидит И ушами шевелит. Вот гак, вот так. И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок-скок-скок-скок, Надо зайке поскакать.

Под эти слова сначала зайка и все дети присаживаются на корточки и, приложив кисти рук к ушам, изображают, как зайка шевелит ушками. Потом, поглаживая то одну, то другую руку, дети слегка прихлопывают «лапкой» о «лапку». Затем поднимаются на ноги и подпрыгивают на двух ногах, пере­двигаясь навстречу зайке, стоящему в кругу. Дети стараются как бы согреть зайчика, выражают теплоту своего сочувст­вия. Затем круг опять расширяется, чтобы зайке удобнее было выбрать себе замену. Игра начинается сначала вокруг ноною зайчика.

Помогая ребенку выбрать себе замену, нужно привлечь его внимание к тем детям, которые сами очень хотят получить чту роль и выражают нетерпение. Если ребенок отказывается от роли, робеет и смущается, не следует настаивать и уговаривать его. Пусть он сначала поиграет в хороводе и понаблюдает чн другими. Это поможет ему в дальнейшем справиться со споим смущением и добровольно взять на себя роль.

В случае упорного нежелания, следует обратить особое вни­мание на отношение к ребенку в семье: объяснить роди гелям опасность излишней опеки и несамостоятельности их ребенкн и подумать, как вместе с ними воспитывать у него нужные ка­чества личности.

По дорожке Валя шла...

По своей воспитательной направленности эта игра ближа предыдущей и является ее продолжением. В то же время в ней дети делают новый шаг на пути к самостоятельности и ответст­венности за порученную роль.

Теперь ребенок действует индивидуально, беч поддержки остальных участников — хоровод только движется вокруг не­го, но не выполняет тех же действий. Центральным моментом игры является выбор партнера, с которым он будет плясать. ('■ Этот выбор осуществляется ребенком самостоятельно и слу-

жит средством выражения своего предпочтения и симпатии к другому.

Все дети ходят по кругу, а кто-нибудь один, кого заранее вы­бирает воспитатель, внутри круга выполняет движения, соот­ветствующие следующим словам:

По дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла. Валя тапки примеряла, Чуть надела — захромала. Стала Валя выбирать, Кому тапочки отдать. Коле тапки хороши, На, надень и попляши.

Дети, держась за руки, ходят по кругу вправо, а «Валя» ходит влево внутри круга. «Валя» изображает, что надела тапки, под­нимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает. Хоровод останавливается. Все смотрят на «Ва­лю», а он (она) выбирает другого ребенка, который выходит на середину круга. Все поют плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а «Валя» и «Коля» пляшут внутри круга, как умеют. Затем «Валя» встает в круг, а выбранный его «Коля» остается внутри круга, и игра начинается снова.

Магазин игрушек

В этой игре дети делают новый шаг в развитии игрового партнерства и сотрудничества. Кроме того, меняется сам ха­рактер игровых действий — они становятся ролевыми. Игра позволяет выбирать разные роли — игрушек и их покупателей. Дети действуют индивидуально, а в дальнейшем небольши­ми группами (2—3 детей, пожелавших изображать одну и ту же игрушку). Общение и взаимосвязь детей в этой игре поднима­ются на новый уровень, поскольку включают элементы твор­ческого сотрудничества и разделение функций. Игра хороша для разновозрастных групп детей от 3 до 5 лет.

Воспитатель предлагает детям поиграть в магазин игрушек: од­ни дети будут игрушками, которые продаются в магазине, а дру­гие—покупателями. «А я буду продавцом в этом магазине, —го-

ворит воспитатель. — Кто хочет быть игрушками? Только снача­ла подумайте, какую игрушку хотите изображать, и скажите мне. Кто хочет быть покупателем? Покупатели будут по очереди при­ходить в магазин и спрашивать, какие игрушки продаются сегод­ня». Дети-покупатели отходят подальше, в противоположную часть комнаты (или площадки) и дожидаются «открытия магази­на». Дети, решившие изображать игрушки, усаживаются на ска­мейке, будто это игрушки, расставленные на полках в магазине. Продавец (воспитатель) подходит к каждому ребенку и спраши­вает, какую игрушку он желает изображать. Тут же они договари­ваются о том, как это делать. Например, можно изображать зай-чика (прыгать), волчок (кружиться), куклу-плясунью (плясан.), автомобиль (бегать и дудеть), лягушку (квакать и подпрыгивать), мячик (прыгать) и т.д.

Покончив с подготовкой, воспитатель объявляет: «Магазин открыт!» Покупатели приходят по очереди, здороваются и про­сят показать игрушки. Продавец «берет с полки» какую-нибудь игрушку и приводит ее в движение —«заводит» ее (выводит ре­бенка, загадавшего игрушку, и делает рукой движения но его спине, как будто заводит ключом). По движениям ребенка, изо­бражающего игрушку, «покупатель» должен отгадать, какую игрушку ему показали. Если он правильно догадался и игрушка ему понравилась, он забирает ее с собой (отводит на свободное место). Затем приходит следующий покупатель, ему показыва­ют другую игрушку, и он тоже отгадывает. Когда все «игрушки» «распроданы», роли меняются и игра начинается сначала. 1х-ли «игрушек» слишком много (намного больше, чем «покупате­лей»), можно предложить детям изображать вдвоем или втроем одну и ту же игрушку.

Если кто-то из детей затрудняется в придумывании новых игрушек, можно напомнить, какие игрушки изображались в предыдущих играх («Подарки»). Но интереснее играть, если игрушки разные и не повторяются.

Догонялки

Правила игры и пространственная организация движений оказывают важное воздействие наразвитие общения и воли де-

тей. Удовольствие от игры и личный успех ребенка поощряют и стимулируют его усилия.

Игра начинается с того, что воспитатель проводит черту на земле (палочкой или мелом), а затем предлагает кому-нибудь из детей сделать три шага от черты. Вокруг его ног она чертит круг. Это дом для ловишки. Воспитатель подзывает к себе де­тей, предлагает им взяться за руки и построиться вместе с ней в шеренгу спиной к черте.

Вместе с воспитателем дети дружно шагают от черты со сле­дующими словами:

Мы, веселые ребята, любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать. (2раза)

С окончанием этого текста дети останавливаются, а воспи­татель проводит еще одну черту, за которой будет дом для всех детей. Здесь ловишка уже никого не сможет поймать.

Затем выбирается ловишка. Он занимает место в круге, а все остальные дети выстраиваются у черты своего «дома» и берутся за руки. Двигаясь теперь по направлению к ловишке, они все вместе дружно шагают и повторяют с воспитателем те же слова («Мы веселые ребята...»). С последним словом (но не раньше) все поворачиваются спиной к ловишке и бегут в свой дом, а ловишка старается их догнать. Если это ему удается, то пойманный идет в дом ловишки. Если нет, то выбирается но­вый ловишка. Игра повторяется сначала.

В конце игры воспитатель отмечает тех детей, которых ни разу никто не догнал, и тех ловишек, которые хорошо выпол­нили правила и старались догнать детей.

Очень важно заранее рассчитать расстояние между одной и другой чертой: оно должно быть не слишком большим, чтобы дети могли успешно убежать от ловишки, и в то же время не слишком маленьким, чтобы они имели достаточное простран­ство для бега. Ни в коем случае нельзя, чтобы пойманный ста­новился ловящим! Это может привести к тому, что дети, для которых роль ловишки самая привлекательная, будут специ­ально поддаваться. Если кто-нибудь специально поддается и намеренно бежит медленнее, чем он может, он временно вы­бывает из игры.

Лохматый пес

Ситуация этой игры носит сюжетный характер: в ней соз­дается образ персонажа, которого нужно опасаться. Образ­ный характер этой игры способствует развитию воображения, а совместная деятельность помогает сближению и объедине­нию детей.

Воспитатель чертит на земле кружок. Это дом для лохмато­го пса.

На расстоянии в 2—3 шага от него проводится черта, до ко­торой обязательно должны дойти дети. От этой черты на рас­стоянии 15—20 шагов рисуется вторая черта— jто дом где де­ти будут спасаться от лохматого пса. Такая подготовка к игре привлекает внимание малышей. Пользуясь этим, воспитатель настраивает детей на игру и объясняет ее правила. В начале роль лохматого пса берет на себя воспитатель. По его указа­нию все дети подходят к черте своего дома, берутся за руки. Один из детей (наиболее организованный) находится в цент­ре шеренги. Он будет направлять движение детей и заданать его темп. Чтобы показать, как это нужно делать, воспитатель сначала сама ведет шеренгу и произносит следующие слова, которые вместе с ним повторяют все дети:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит —

То ли дремлет, то ли спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет?!

Под этот текст все дети, взявшись за руки, подкрадывают­ся к первой черте.

На последние слова (две последние строчки текста) они протягивают руки и дотрагиваются до «лохматою пси». «Пес» в это время не должен шевелиться: он, сидя с закрытыми гла­зами, позволяет себя погладить и приласкать.

Вдруг неожиданно для детей «пес» открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом. «Пес» бежит за детьми, лает на них и снова возвращается в свой дом. Игра начинается снача­ла. Каждый «пес» дважды выполняет свою роль.

Важно, чтобы «пес» залаял неожиданно для детей. Этот мо­мент может подсказать сам воспитатель, дотрагиваясь рукой до ребенка или подавая ему сигнал, когда залаять.

Обычно детей очень привлекает роль лохматого пса. Им не терпится выполнить ее. Идя им навстречу, можно выбирать не только пса, но и двух его «щенков», которые будут действовать вместе с ним. В правила игры не входит ловля детей.

Смелые мышки

Игра направлена на воспитание у детей не только сдержан-* ности, но и умения оценивать выполнение игровых правил. Задача ребенка здесь существенно усложняется: она требует большей выдержки (сигналу и действиям предшествует дли--тельная пауза), более зримой для детей становится опасность быть пойманным. Усложняются пространственные условия; движений. Эта игра, как и предыдущие, связана с выполнени­ем ролевых действий. Воображаемая ситуация помогает ребен­ку справляться с решением задачи. Эту игру лучше проводить в смешанной группе, где есть дети 4—5-летнего возраста. >

Игра начинается с организации игрового пространства, в которой активно участвуют сами дети: они ставят стульчики для всех участников, напротив —перпендикулярно —прово­дятся две черты на расстоянии друг от друга примерно 20 ша­гов, сбоку ставится стул для ловишки (кота).

Все дети садятся на приготовленные стульчики. Из них вы­бирают 5—6 человек, которые будут выполнять роль смелых мышек, а одного ребенка на роль кота. Мышки становятся у черты, а кот занимает место на своем стульчике.

С началом стихотворного текста, который произносит вос­питатель вместе с детьми, мышки делают несколько шагов по направлению ко второй черте. Произносится следующий текст:

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз-два-три-четыре —

Мыши дернули за гири... («Мыши» осторожно делают

несколько шагов и останавливаются примерно на середине

пространства между двумя нертами. Сидящие дети дружно хлопают в ладоши, а «мыши» делают движения руками, будто дергают за гири.)

Вдруг раздался страшный звон! (Пауза, во время которой воспитатель и дети медленно произносят «бом-бом-бом». «Мыши» и «кот» замирают, готовясь бежать.) Убежали мышки вон. («Мыши» убегают, а «кот» их ловит.)

Спасаться от «кота» «мышки» могут за любой чертой, двига­ясь или назад или вперед. Ловить их «кот» может только в про­странстве между двумя чертами. Пойманными считаются те мышки, до которых дотронулся кот.

Тут же дети оценивают действия «мышей» и «кота»: выпол­няющие роль жюри вместе с воспитателем отмечают, какие «мышки» были смелые, какие трусливые, кого кот поймал, хо­роший ли был «кот», не нарушали ли «кот» и «мышки» прави­ла. Сразу после этого назначаются новые «мышки» и «кот», и игра повторяется сначала.

Одним из главных моментов этой игры является четкое со­блюдение правил, в особенности соблюдение паузы перед дви­жениями.

Важно донести до детей одно из основных правил: «коту» не разрешается переступать черту. Ловкий и умный «кот» стара­ется дотронуться до большего количества пробегающих «мы­шей», а не хватать и тащить их.

Пустое место (вариант народной игры)

Данная игра включает выбор партнера. Это дает возмож­ность ребенку осознать и выразить свое предпочтение друго­му, поэтому игра оказывает воздействие на взаимоотношении детей в группе. Вместе с тем данная игра содержит элемент со­ревнования (кто раньше добежит и займет пустое место), что требует от ребенка способности вовремя мобилизоваться для решения пространственно-двигательной задачи и для выпол­нения правил поведения в совместной деятельности.

Перед началом игры воспитатель спрашивает детей, любят ли они бегать и кто из них, по их мнению, лучше всех бегает. «Давайте проверим, кто из нас умеет быстрее бегать», —обра-

щается она к детям. Воспитатель предлагает детям взяться за руки и построиться в круг. Потом дети опускают руки и садят­ся на пол (если игра проводится в помещении), лицом внутрь круга. Двигаясь за кругом, воспитатель произносит следующие слова, которые за ней повторяют дети:

Тили-тили-тесто! Есть пустое место. Будешь ты его искать И скорее занимать.

На последнем слове воспитатель дотрагивается до кого-нибудь из детей, предлагает ему встать, повернуться к ней лицом и говорит: «Раз, два, три — беги!» Он показывает, в каком направлении ему бежать за кругом, чтобы первым занять осво­бодившееся место. Воспитатель и выбранный ею ребенок с раз­ных сторон обегают круг, при этом он дает ребенку возмож­ность первому занять пустое место и снова становится водя­щим. Обходя еще раз детей позади круга, воспитатель дает им возможность опять услышать и запомнить нужные слова и освоиться с содержанием и правилами новой игры. Он выбира­ет кого-нибудь из детей, бежит с ним позади круга в противопо­ложные стороны, но на этот раз старается первым занять пустое место. Бежавший с ним ребенок становится водящим. Теперь он сам выбирает себе партнера, с которым будет бежать поза­ди круга. Тому, кто первый займет пустое место, все хлопают в ладоши. Так по очереди дети соревнуются друг с другом и игра повторяется снова и снова.








Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1264;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.052 сек.