Государство как основной элемент политической системы общества
Государство – центральный институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения индивидов, общественных групп, социальных классов и различных ассоциаций, создаваемых людьми в процессе деятельности. Государство создается и содержится обществом для того, чтобы мобилизовать, добывать, создавать, концентрировать и эффективно использовать всевозможные ресурсы для реализации целей, поставленных социумом. Общество ставит перед государством цели сообразные имеющимся ресурсам, государство производит поиск и концентрацию ресурсов во имя достижения цели, обозначенной в общенациональных программах развития.
В системе институтов, показавших определяющее значение в эмансипации человечества (семья, собственность и государство), государство является самым молодым. Оно возникает в момент перехода общества от присваивающего хозяйства к производящему, как гарант устойчивости социальных отношений. Предгосударственной эпохой в истории человечества был период военной демократии.
В социальных науках используется несколько теорий, объясняющих проблему происхождения государства.
Древнейшей из них является теологическая теория, объявляющая государство извечной данностью, дарованной человеку Богом (См.: Быт. гл. ХY). Государство – результат божьего промысла, отражение божьей воли.
В трансформированном виде результат воплощения божьей воли представлен в патриархальной теории, сформированной Платоном и Аристотелем. Согласно рассматриваемой теории, государство отражает в себе характер социальных отношений, складывающихся в патриархальной семье: все чада и домочадцы подчиняются отцу-патриарху. Самая сильная семья объединяет иные семьи в род. Самый влиятельный род объединяет роды в племя. Самое сильное племя объединяет родственные племена в государство, во главе которого стоит семья самого авторитетного отца – патриарха.
Эпоха просвещения предложила теорию общественного договора, которая представлена в трудах Дж. Локка, Т.Гоббса, Ж-Ж. Руссо и других философов. Согласно рассматриваемой теории, длительное время естественным состоянием человечества была Bellum omnim contra omnes (Война всех против всех), препятствовавшая прогрессу. В целях предотвращения угасания человечества люди добровольно отказались от индивидуальной неограниченной свободы в пользу общественного арбитража, функцию которого призван исполнять институт государства, при сохранении за народом принципа высшего суверенитета.
Наиболее полно раскрывает проблему возникновения государства социально-экономическая теория, сформированная в трудах А. Лабриолы,
К. Маркса, Ф. Энгельса, М. Вебера и других теоретиков. Указанная теория рассматривает институт государства как продукт естественной эволюции социально-экономических отношений, выраженный процессом общественного разделения труда и развития отношений собственности. Государство – социальный институт, отражающий в своей деятельности меру социально-классовой дифференциации индивидов в обществе.
Становление государства – процесс многофакторный, активное участие в котором принимают как элементы, имеющие объективную природу, так и элементы субъективного порядка. Современная наука выделяет следующие группы факторов, влияющих на процесс становления государства.
Группа социально-экономических факторов. В процессе перехода от присваивающего хозяйства к производящему в системе социальных отношений первобытная солидарность уступает место отношениям господства – подчинения, базирующимся на возможностях института собственности. Государство возникает как регулятор социальных отношений и всеобщий гарант безопасности, т.е. как надклассовая сила, выступающая арбитром интересов различных социальных слоев. Но государство не может быть социально нейтральным, т.к. оно выражает интересы экономически господствующего класса. По мере роста экономического потенциала общества и значения среднего класса все более повышается роль государства как общественного регулятора, высшей формой которого является социальное государство с регулируемой рыночной экономикой.
Группа демографических факторов связана с необходимостью достижения численности и плотности населения территории достаточной для перехода от кочевого образа жизни к оседлому. Редкое население на обширном пространстве – серьезное препятствие возникновения государства (Это объясняет отсутствие государственности у всех сибирских народов кроме сибирских татар и хакасов).
Группа социально-политических факторов свидетельствует, что государство может возникнуть под воздействием угрозы национального порабощения или полного уничтожения народа захватчиками: чтобы выжить – следует объединиться в государстве и дать отпор врагам.( Так в ХIII в/ возникло Литовское княжество, организовавшее отпор агрессии крестоносцев; произошло объединение государств Мадагаскара перед угрозой французского колониализма и др.).
Группа факторов психологического характера отражает особенности природной среды. Внешняя среда обитания формирует особый менталитет народа, особое национальное самосознание, что находит выражение в особенностях политического поведения и устройства национального государства. (В качестве примера сравним политическое поведение двух народов, продвигавшихся на восток: немцев и русских. Германия, завоевав земли славян, проводила активную ассимиляцию и народа, и земель. Как этнос сохранились только лужицкие сербы, остальные были насильно онемечены. Славянские города были переименованы на немецкий манер: Микулин Бор в Мекленбург, Дразданов в Дрезден, Липица в Лейпциг и т.д. Среди немцев Восточной Германии распространены фамилии Белов, Порохнов, Брашнов, Дабелов, Опочински и др.
Ни один народ, включенный в рамки России, не утратил культурного своеобразия, самобытности и жизненной силы. Русские несли соседям мир и образцы более эффективного хозяйства).
Кроме того, климатические и ландшафтные особенности среды обитания могут ускорять или тормозить процесс образования государства. Археология свидетельствует, что первые города – государства планеты возникли в зоне «золотого полумесяца» (от Нила до Аму-Дарьи), в областях с умеренно жарким климатом, благоприятствовавшим земледелию, скотоводству и ремеслу.
Нельзя не принимать во внимание и группу внешних факторов, ибо политическая практика человечества свидетельствует, что государство может возникнуть под воздействием внешней угрозы природного характера – природных катаклизмов, стихийных бедствий или пандемий: чтобы выжить – следует объединяться в государство.
Государство, как носитель политических отношений общества, формируется под воздействием различных по содержанию внутренних и внешних факторов и осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры через механизм реализации общей воли и общесоциального интереса. Указания особенность определяет наличие у государства следующих признаков:
1) суверенитета государственной власти (государственная власть – высшая форма политической власти в обществе; она самостоятельна и независима от какой либо иной формы власти);
2) права принятия авторитетных решений и иных общеобязательных актов (национальной конституции, национального законодательства, указов президента, постановлений правительства, решений национального парламента и др.);
3) монополии на принуждение (государство обладает исключительным правом использовать карательные органы – армию, полицию, суд, прокуратуру, органы безопасности и пенитенциарные органы – для осуществления авторитетных решений);
4) монополии на осуществление от имени общества внутренней и внешней политики;
5) права осуществления фискальной функции (налоговая политика – важнейший механизм регулирования социальных отношений в обществе и обеспечения стабильности);
6) формирования и исполнения национального бюджета;
7) триединства законодательной, исполнительной и судебной власти;
8) наличие государственной территории (исключением является Мальтийский Орден – государство – член ООН, не имеющее государственной территории);
9) наличия национального герба, флага и гимна.
Важное значение для верного понимания сущности государства имеет применение типологизации, в основе которой классик политической социологии Макс Вебер употребил анализ экономического базиса и характера объективации политического режима.
Типологизация государств:
1) в соответствии с критерием типа экономического базиса выделяют следующие группы государств:
а) рабовладельческие (атрибут ранее классовой эпохи и античности до YI в. н. э.),
б) феодальные (Бруней, Бутан, Лесото и др.),
в) капиталистические (США, Франция, Япония, Россия и др.),
г) тоталитарные (КНДР и Туркмения),
д) военно-бюрократические (типичны для стран Латинской Америки, возникают в результате военного переворота);
2) в соответствии с критерием формы государственного устройства и организации политической власти, характеризуемой ее формальным источником, выделяют следующие группы государств:
I. по форме организации власти и характеристике ее формального источника
А) монархии
а) абсолютные монархии (Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Бпхрейн и др.)
б) теократические монархии ( глава государства одновременно является главой национальной религиозной организации: Ватикан, Оман. В Великобритании и Японии сохраняются пережитки теократии. Английская королева – глава англиканской церкви. Японский император – верховный жрец национальной религии синто),
в) конституционные монархии (самые устойчивые демократии мира: Норвегия, Швеция, Дания, Великобритания, Испания, Нидерланды, Бельгия, Марокко и др.),
г) дуалистические (выборные) монархии (монарх избирается на определенный срок: Объединенные арабские эмираты и Малайзия);
Б) республики
а) президентские (США, Франция, Россия, Белоруссия и др.),
б) парламентские (ФРГ, Италия, Израиль, Индия, Молдова и др.);
II. с точки зрения государственного устройства
А) унитарные государства (не имеют автономий: Франция, Норвегия, Белоруссия и др.),
Б) федерации (США, Великобритания, Россия, ФРГ, Индия, Испания, Италия, Австрия и др.),
В) конфедерации (государственно-правовые объединения полностью самостоятельных политических субъектов: Швейцарская конфедерация, Босния и Герцеговина и др.).
Важное значение для понимания сущности государства имеет анализ сложившегося политического режима. Политический режим государства наука рассматривает как систему методов осуществления государственной власти, характеризуемую мерой реализации основных демократических процедур, прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основаниям собственной деятельности, соответствием официальных конституционных и правовых норм реальной политической жизни общества.
В соответствии с видом политического режима, установившегося в обществе, государства принято делить на:
1) теократические (В них велика роль норм религии, нередко подменяющей правовые и политические основания жизни общества: Ватикан, Саудовская Аравия, Исламская республика, Иран и др.),
2) тоталитарные (КНДР и Туркмения),
3) авторитарные (Куба, Белоруссия, Казахстан, Венесуэла и др),
4) военно-диктаторские (Народная Республика Конго и Исламская республика Пакистан),
5) государства с парламентским режимом (синоним гражданское общество и правовое государство: ФРГ, Франция, Швеция, Финляндия, Норвегия, Индия, и др.).
Существенное значение в типологизации государств имеет анализ политической динамики: с точки зрения общих направлений внутренней и внешней политики выделяют следующие группы государств.
1) В соответствии с характером динамики внутренней политики государства определяют как:
а) стабильные (здесь не бывает ни переворотов, ни революций, вовремя разблокируют противоречия, не давая им перейти в стадию конфликта),
б) нестабильные (самый нестабильный регион мира – это Латинская Америка, где за 186 лет независимости произошло более 540 государственных переворотов!),
2) в соответствии с общими направлениями внешней политики государства делят на:
а) миролюбивые (не состоят в военных блоках, не поддерживают международный терроризм, не имеют территориальных претензий к соседям),
б) нейтралистские (нейтральный статус этих государств закреплен международными соглашениями: Швейцария, Швеция, Финляндия, Австрия и Науру),
в) агрессивные (состоят в военных блоках, предъявляют территориальные претензии соседям или поддерживают международный терроризм),
Особое место в типологизации занимает анализ приоритета исполнения государством властных функций, в соответствии с которым выделяют следующие виды:
1) социальные государства (проводят активную политику утверждения социального равенства и социальной справедливости при опоре на мощный государственный сектор и общественные фонды потребления: Швеция, Финляндия, Норвегия, Франция, ФРГ и т.д.),
2) правовые государства (обеспечивают развитие структур, реализующих права человека и утверждающих верховенство закона и взаимной ответственности личности и государства США, Канада, Италия и др.),
3) полицейские государства (в обществе велика роль насилия, человек беззащитен перед преступностью и произволом чиновников).
Практика социального развития человечества в постиндустриальную эпоху показывает, что роль государства в обществе постоянно возрастает.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1307;