Концепция диалектики.
Мир сложен и изменчив, к нему надо подходить как к явлению всеобъемлющего характера, находящегося в развитии.
Противоречие диалектическое – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и развитии объективного мира и познания.
Существует несколько ступеней понятия диалектического противоречия: различие, поляризация, столкновение и антагонизм.
Формы диалектического противоречия: основные и не основные, существенные и несущественные, внутренние и внешние (по разному влияющие на развитые системы), антагонистические и неантагонистические.
Понятие диалектики (с греческого искусство вести беседу, рассуждать) употреблялось в истории философии в разных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истин путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущей к истинным определениям понятий. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий, производится познание истинно сущего – идей, те движение мысли от низших понятий к высшим (восхождение к истине). Аристотель определял в своей философии диалектику, как способ доказательства путем вывода из исходных положений. В средние века диалектика определяется как искусство различения истины и лжи (через Бога). Кант считал диалектику иллюзионным путем, неистинным, обманчивым в поисках истины. Гегель дает определение диалектике как методу мышления и познания как учению о самодвижении понятия, причем в развитии находится прежде всего не мир, а абсолютная идея. Материалистическая диалектика выступает как учение о развитии реального мира (природы, общества и мышления. Под структурой диалектики понимается относительно устойчивый способ связи элементов целого, при этом характер связи может быть более слабым (когда элементы могут существовать как самостоятельные хотя и теряют в связи с целым ряд своих свойств) и более сильным (в отрыве от целого такие элементы не могут существовать, например, биологический организм).
Закон перехода количественный изменений в качественные. Категории закона: «свойство», «качество», «мера», «скачок».
Свойства объекта проявляются в ходе его взаимодействия с другими объектами. Каждый материальный объект имеет много свойств, как существенных, так и менее существенных, внутренних и внешних. Свойства не полностью раскрывают природу объекта, а только одну из его сторон, поэтому свойство можно определить как частичное выражение качества. Только категории качества и количества раскрывают природу объекта и его определенность.
Качество есть совокупность свойств, указывающих не определенность объекта, при утрате существенных свойств данный объект превращается в другой, отличающийся от первого. Количество есть совокупность свойств, указывающих не размеры и величину объекта. Качество и количество неразрывно связаны друг с другом, предел, до которого это единство существует, образует меру.
Изменение количества происходит непрерывно, изменение качества всегда происходит в виде прерыва непрерывности – в виде скачка. Скачок есть форма перехода одного качества в другое, когда постепенное количественное изменение прерывается и происходит переход количественных изменений в качественные. Существуют следующие виды скачков: взрывные, когда качество изменяющегося предмета преобразуется быстро и полностью, и постепенные, когда происходит последовательное, медленное отмирание элементов старого качества и накопление элементов нового качества.
Закон отрицания-отрицания. Категории закона: «диалектическое отрицание», «отрицание отрицания». Разрешение противоречий осуществляется через отрицание одних качественных состояний объекта другим, потому что в процессе развития утверждение нового всегда старого. Диалектика состоит в том, что через отрицание утверждается новое. Старое продолжает существовать в новом, но в снятом, те превращенном «измененном» виде. Эти и есть диалектическое отрицание. Закон отрицания отрицания показывает направление развития, выступая, как единство преемственности, как бы возврату к старому в процессе развития. Принцип развития – основной принцип детерминизма, различные типы универсальных связей, выраженные в законах и категориях.
Закон единства и борьбы противоположностей. Категории закона: «противоречие», «противоположность», «единство противоположностей», «борьба», «тождество», «различие», «конфликт». Взаимодействие представляет по своей сути противоречие, т.е. отношение взаимосвязанных, но различных сторон, тенденций, процессов в рамках одной системы, а именно действия и противодействия. Противоположность двух объектов суть выявление сторон одного материального образования с противоположным направлением изменения. Взаимодействие противоположностей представляет противоречие или борьбу противоречий. Противореча друг другу, противоположности не расходятся в органической связи, а взаимопроникают друг в друга, представляя собой единства противоположностей. Противоречие – есть единство и борьба взаимоисключающих и одновременно взаимоопределяющих противоположностей. Противоположности не только не исключают друг друга, но и совпадают между собой, между ними складываются отношения различия (несущественные и существенные) и тождества. При развитии противоположности противоречия переходя в стадию крайностей, где вступают между собой в конфликт, переходят друг в друга, обуславливая этим разрешение противоречий.
Исторически сложились альтернативные способы постижения мира – философского понимания связей и развития: диалектический, догматический (метафизический), софистика и эклектика.
Догматическое мышление слабо учитывает связи и взаимодействие явлений, ему присущи разграничение и фиксация отдельных элементов, свойств, сторон объекта, рассмотрение их как независимых друг от друга.
Эклектический подход к действительности заключается в субъективистском соединении противоположностей, избирательном подходе к ним и к способам их соединения, это простое перечисление сторон объекта, а не его всесторонний анализ.
Софистика возводит в абсолют или преувеличивает ту или иную сторону момент, часть целого и в результате приводит к неверным умозаключениям, придавая видимость доказательства недоказуемого.
Сложилось несколько подходов к современному понятию диалектики. Для большинства русских и зарубежных философов диалектика способна конкретно и адекватно отражать реальность, помогать в решении сложных проблем современности. Первым шагом к созданию новой формы диалектики должно стать исследование механизмов с которыми связано развитие. При этом диалектика не противопоставляется другим методам а рассматривается в качестве одного из наличествующих в философском познании методов.
Представители другого подхода к диалектике считают, что она себя полностью исчерпала, развитие теории диалектики упирается в некоторые границы, и в существующей форме она способна охватить лишь определенный жизненный материал, не все, а лишь определенную часть бытия.
Третий подход к диалектике связан с феноменологическо-экзистенциалистской традицией и представляет попытку понять диалектику как выражение специфических особенностей сознательной жизни субъекта и в этой связи его практическую деятельность.
Для Серена Кьеркегора важно внутреннее повторение бытия человеком в его страданиях и в искуплении своей вины.
Бергсон утверждает, будто то, что предопределено, уже потенциально и совершенно. Появление новых форм, по Бергсону, возможно не в силу объективных причинных отношений, но в силу волевого импульса со стороны творческого начала. Неспособность механистического детерминизма совместить свои установки с принципом развития проявляется также и в свойственной ему концепции «круга причинностей», согласно которой время и длительность суть формы «вечного возвращения» всего сущего на круги своя (буддизм, Ф.Ницше).
Экзистенциальная диалектика (Ясперс). В основе данной диалектики лежит представление о том, что бытие должно быть достигнуто интуитивно. Интуиция в данном случае выражает ощущения, представление того или иного явления. Бытие в экзистенциализме есть пребывание во множестве пограничных ситуаций.
Теологическия диалектика (религиозная) рассматривает все существование «тварного№» мира как объясняющегося волей сверхъестественных сил (Бога).
Диалектика интегрального рационализма. С позиции данной диалектики все процессы и явления объясняются с помощью научных абстракций. При этом научные мысли (абстракции) представляют собой мысли в движении. И они-то составляют теорию познания.
Негативная диалектика Маркузе и Адорно представляют собой эпистемологический анархизм как критику теории познания.
Лекция № 5
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 750;