Категории диалектики

Явление есть то, что представляется нам прежде всего, когда мы сталкиваемся с объективным миром. Это внешняя сторона действительности, то, как она предстает чувственному познанию или поверхностному изучению. Категория явления отражает обнаружение сущности через массу случайных свойств и связей, проявляющихся в результате взаимодействия вещи с другими вещами.

Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Иначе – это совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы. Категории сущности и явления всегда неразрывно связаны между собой. В мире нет такой сущности, которая не обнаруживалась вовне и была непознаваемой, как нет и явления, которой не заключало бы в себе никакой информации о сущности.

Часть и целое – философские категории, выражающие отношения между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщенности. Через эту связь задается целое, по отношению к которому отдельные предметы выступают как части.

Содержание и форма – философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности: определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т.е. содержание, и способа существования и выражения этого содержания, его различных модификаций, т.е. ее форм.

Понятие формы употребляется также в значении внутренней организации содержания и в этом значении проблематика формы получает дальнейшее развитие в категории структуры.

Структура (строение – лат.) – строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между элементами, а также законов данных взаимосвязей. Структура – неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем.

В современной науке и технике получили значительное развитие системно-структурные исследования, а также соответствующие им методы. Диалектико-материалистическая философия изучает наиболее общие, универсальные законы структурной организации и развития всех материальных систем, а также раскрывает взаимоотношения системно-структурного и других конкретных методов научного познания.

Благодаря многообразию структурных уровней материи, каждая материальная система является полиструктурной, например, в обществе имеется экономическая структура, политическая, социально-классовая структура и др. В системах природы каждому структурному уровню материи соответствует определенная структура объектов. Связь элементов в структуре подчиняется диалектике взаимоотношения части и целого.

Элемент (лат. Стихия, первоначальное вещество) – понятие объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриваемого в ее пределах как неделимый (например, атом в системе «молекула», электрон в системе «атом» и т.д.) Понятие элемента с необходимостью возникает в процессе исторического познания природы.

Система (греч. – составленное из частей, соединенного) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единства. Понятие системы играет важную роль в современной философии, науке, технике и практической деятельности.

Начиная с середины 20 века ведутся интенсивные разработки в области системного подхода и общей теории систем.

Понятие системы органически связано с понятием целостности, элемента, подсистемы, связи, отношения структуры и др. Для системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и взаимоотношения со средой, проявляя при этом целостность.

Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время как ее элементы могут быть выступать в качестве системы более низкого порядка.

В наиболее общем плане системы делятся на материальные и идеальные (абстрактные). Первые, в свою очередь, включают системы, неорганической природы, особый класс материальных систем образуют социальные системы. Абстрактные системы являются продуктом человеческого мышления, и они также могут быть разделены на ряд типов.

Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношения между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Идеалисты в своем большинстве рассматривают свободу и необходимость как взаимоисключающие понятия и понимают свободу как определение духа, как свободу воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, которое не детерминировано высшими условиями.

Научное объяснение свободы и необходимости основано на признании их органической взаимосвязи. Первая попытка обоснования этой точки зрения принадлежит Спинозе, который определял свободу как осознанную необходимость. Выдвинутая концепция диалектического единства свободы и необходимости была дана Гегелем с идеалистических позиций.

Случайность – «дополнение и форма проявления». За случайностью всегда скрывается необходимость, необходимая основа явлений, которая определяет ход развития в природе и обществе.

Возможность и действительность – категории, с помощью которых отображается развитие материального мира. Категория возможности фиксирует объективную тенденцию развития существующих явлений, наличие условий их возникновения или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих их возникновению. Категория действительности представляет любой объект (предмет, состояние, ситуация), который уже существует в качестве реализации некоторой возможности.

Причина и следствие. Все явления, события, процессы в природе, обществе и мышлении вызываются или обуславливаются другими явлениями, событиями, процессами, т.е. более или менее определенными причинами. Явление (процесс, событие) – называется причиной другого явления (процесса, события), если 1). Первое предшествует второму во времени, 2). Первое является необходимым условием, предпосылкой или основой возникновения, изменения или развития второго, иными словами, если первое порождает второе. Причина и следствие существую объективно, отношения между ними называются причинностью (каузальностью) или причинной связью.

 

Лекция № 6

 








Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 562;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.