Методы в философии. Разделы философии.

 

Диалектика – (греч. искусство вести беседу) искусство аргументации, наука логики. Для Платона – высшая наука, метод познания идей. Учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

Методом в философии будем понимать путь исследования или познания, теорию, учение или способ построения и обоснования системы философского знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Проблемой метода занимается методология науки.

Наукой, разделом философии, изучающей проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, и исследующей всеобщие предпосылки познания, выявляющей условия его достоверности и истинности является гносеология (эпистемология, теория познания). Как философская дисциплина гносеология анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.

Учение о явлении – феноменология, тоже играет значительную роль в развитии онтологии, экзистенциализма, логистики и вообще философии. Под явлением, часто встречающемся в совокупном понятии сущность и явление, следует понимать выражение предмета, относящееся к внешней форме его существования, в то время как сущностью полагая внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

Этика – (греч. привычка, обычай, нрав) философская наука, объектом изучения который является мораль, нравственность как форма общественного сознания. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутренние структуры, изучает происхождение и историческое развитие нравственности.

Эстетика – (греч. чувствующий) философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. Трактовка как философии искусства несостоятельна.

 

Лекция № 2

Бытие.

 

Понятие «объект» включает в себя любой объект постижения» (как материальный, так и идеальный, покоящийся или изменяющийся). Следовательно объектом является также и такие понятия как «истина», «ложь», «мысль» и «мысль о мысли».

Бытие (существование) означает покоиться или изменяться. В плане признания или неприятия покоя и изменения в истории философии реализовались все 4 логически допустимые возможности:

1. Кратил из Афин признавал реальность только одного движения – известно его возражение Гераклиту: «В одну реку нельзя войти и единожды».

2. Зенон Элейский обосновывал представления Парменида о едином и неподвижном бытии своими апориями (Дихотомия, Ахилл, Стрела, Стадии и т.д.) и доказывал иллюзорность движения и реальность только одного покоя.

3. Большинство философов (Демокрит, Платон, Гегель и др.) признавали реальность и покоя и движения.

4. Философия мадхьямиков отрицает реальность и покоя и движения, считая, что все – ничто, существует только шунья – пустота.

Урманцев в 1974 году в книге «Симметрия природы и природа симметрии» подытоживая, признает, что «равное и неравное, тождественное и различное, сохраняющееся и изменяющееся, покоящееся и движущееся, симметричное и асимметричное, истина и ложь одной теории относительно одной совокупности преобразований могут оказаться и часто оказываются – неравным и равным, различным и тождественным… ложь и истиной другой теории относительно другой совокупности симметрических преобразований». Это означает, что в одних – несовпадающих отношениях и покой и движение относительны, в других – абсолютны и при смене отношений покой может стать движением. Их взаимная превращаемость указывает на качественно одну и туже основу – на покой и движение, как на два явления единой сущности. И эта единая основа и есть существование. Именно поэтому существовать – значит покоиться и изменяться. Существование – есть существование-система, так как оно есть существование объектов (материальных, идеальных и идеально-материальных).

«Субъективная реальность – это реальность идеальных систем разной иерархии (восприятии, ощущений, представлений, понятий, суждений, умозаключений, озарений – человека, гипотез, концепций, теорий – науки, художественных образов – искусства, картин мира – философии, буддизма, христианства, ислама – религии, мифов – мифологии и так далее).

Каждая из этих социальных «организмов» – философия, искусство, наука, эзотерика и другие – в рамках субъективной реальности создает свою подсистему.

«Объективная реальность» – реальность материальных систем также разного иерархического ранга? Элементарных частиц, атомов, молекул, кристаллов, планет, звезд, их систем, организмов, их сообществ и биосферы в целом.

«Субъективно-объективная реальность – реальность субъективных и одновременно объективных систем разного ранга – разного рода социумы, начиная с человека и заканчивая Человечеством в целом, включая различные социальные институты.

Так, человек как духовная личность (субъект) принадлежит субъективной реальности, как функционирующая материальная система – объективной, как целостная система – субъективно-объективной.

К субъективно-объективной системе также относятся общество как носитель ОС и ОБ, а также отношения взаимодействия, одностороннего действия, «согласия» и «разногласия» между объективной и субъективной реальностями и законы композиции – условия, подчиняясь которым эти отношения реализуются, эти отношения и эти законы не принадлежат ни объективной ни субъективной реальности, но они принадлежат – в виде признаков – области «пересечения» этих реальностей.

Таким образом, бытие – это первая по сложности и иерархо-неиерархическая система из трех подсистем (реальностей). Первая – так как все мыслимые и немыслимые системы являются ее подсистемами, иерархо-неиерархическая потому, что в ней реализованы отношения как объективной, субъективной реальностей, так и отношения неиерархичности – между различными реальностями.

Постижение – процесс освоения, познания и изменения существующей и создания новой реальности.

 

Формы постижения бытия:

 

Медитативные – реально-последовательное использования технических приемов, умственных действий для возрастающего освоения и постижения своего «Я» и окружающего мира посредством высших психических сил, чувств и рациональных способов познания.

Научные – роль их очевидна, укажем лишь способы:

экспериментальные и теоретические, эмпирические и логические, концептуальные и модельные, структурно-функциональные и историко-эволюционные, детерминистические и/или стохастические (вероятностные), системные, математические и метаматематические.

Технические (часто относятся к научным) – специфической целью которых является опредмечивание в естественном или искусственном материале человека.

Художественные – целью этих форм постижения бытия является постижение бытия и содержания мира в неразрывной связи с бытием и содержанием Художника, его мироощущением и мироотношением. Достижение этой цели требует специальных видов искусства – музыки, живописи, поэзии, литературы, особых средств постижения – чувственных, медитативных, рациональных и профессиональных, философских, научных и особых средств реализации.

Философские средства постижения бытия: а) чувственные, медитативные, рациональные, созерцательные, деятельностные, эмпирические, логические, б) категории, принципы, законы и концепции, метафизика и диалектика, исследования, средства и уровень обобщения которых собственно и делает их философскими, в) опытные и теоретические, индуктивные и дедуктивные средства, г) детерминистические и/или стохастические, д) аналитические, синтетические, редукционистские и системные средства.

Религиозные – направлены на откровения в виде высших – непреложных, непостигаемых разумом Истин (Бога, Будды, пророка Мухаммеда), их фиксацию – в виде вероучений и священных книг, на веру в откровения, на религиозную терпимость, на откровения – как средства постижения, на признание медитативных и чувственных форм постижения в качестве фундаментальных, а рациональных – как вторичных, и на глубоко системную природу религии как общественной формы сознания.

Мифологические – направлены на праметодологию объяснения фактов. Мифы исторически воспринимаются как истоки реки познания.

Народные (демологические) – направлены на реализацию народной науки в виде народной медицины, агрономии, метеорологии, рудознатства, этики, народной техники, искусства и философии в виде народной мудрости.

Парапсихологические (экстрасенсорные) имеют дело с телекинезом, кожным зрением, телепатией, ясновидением, полтергейстом, барабашками J, левитацией, чтением судьбы по фотографиям и так далее.

Эзо- и экзотерические формы – внешние (общедоступные) и внутренние (тайные, доступные посвященным) методы медитативной психотехники.

 

Лекция № 3

 








Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 426;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.