СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 6 страница
Разобраться в этом нам поможет схема. На рис. 4 группа сиблингов представлена тремя братьями и двумя сестрами, с которыми Эго связывает то обстоятельство, что он является сыном одного из трех братьев. В системах родства того типа, который я имею в виду,
Эго считает себя состоящим в отношениях одною общего типа со всеми членами данной группы. Для него эта группа представляет единство. Его отношение к братьям и сестрам отца воспринимается как отношение того же самого общего типа, что и его отношение к отцу. Внутренний состав группы, однако, может быть для него дифференцирован по двум принципам — полу и старшинству. Они в ряде систем принимаются во внимание. Если в системе не придается особого значения старшинству, то считается, что мужчина находится и со старшим, и с младшим братом отца в таких отношениях, которые во всем подобны отношениям с отцом. Он обращается к ним или говорит о них, используя тот же термин, который он применяет к собственному отцу, и в некоторых важных аспектах его поведение при взаимодействии с ними сходно с его поведением при взаимодействии с отцом. Конечно, характерные черты его поведения сильно разнятся в разных системах. Там же, где придается большое значение старшинству, человек может делать различие между младшим и старшим братьями отца. Это может проявляться лишь в поведении, а может — и в поведении, и в терминологии. Но все же всегда остаются общие элементы в моделях поведения по отношению ко всем «отцам».
Рис. 4. Эго
Различия по полу важнее различий по возрасту, и в этом аспекте имеются значительные вариации в рассматриваемых нами системах родства Но во множестве систем, распространенных в разных районах мира, в отношении человека к сестре отца выявляются некие общие свойства, которые можно правильно охарактеризовать, сказав, что человек считает сестру своего отца как бы отцом женского пола. В некоторых системах он на самом деле называет ее термином «женский отец» или каким-то иным словом, модифицирующим термин «отец». Если вам кажется немыслимым, чтобы человек считал отношения с сестрой отца отношениями того же типа, что и свои отношения с отцом, так это потому, что вы думаете не о социальных отношениях, определяемых моделями поведения, а о физиологической связи, которая здесь не релевантна.
То же самое происходит и с группой сиблингов матери. Сестры матери воспринимаются как родственницы того же типа, что и мать, — и терминологически, и в моделях отношения и поведения. В ряде систем брат матери также воспринимается как родственник, аналогичный матери. Его могут называть словом, означающим «мужская мать», как, например, у народов банту в Африке и на О-вах Тонга в Тихом океане. Если принцип старшинства важен, то братья матери могут различаться в зависимости от тою, старше они или младше матери.
Тем из вас, кто никогда непосредственно не сталкивался с системами такого типа, трудно понять, как это сестра отца может считаться женским отцом, а брат матери — мужской матерью. Это потому, что вам нелегко отделить термины «отец» и «мать» от тех коннотаций, которые они имеют в нашей социальной системе. Но это совершенно необходимо сделать, иначе вы никогда не постигнете систем родства других обществ. Может быть, вам будет легче понять, если я сошлюсь на еще одну терминологию, кажущуюся нам очень странной. В большинстве систем, о которых я сейчас говорю, имеется термин «дитя» или термины «сын» и «дочь», применяемые мужчиной к собственным детям и детям своего брата, а женщиной — к собственным детям и детям своей сестры. Но в некоторых австралийских племенах имеется два разных термина, означающих «дитя». Один используется мужчиной для своего собственного ребенка (или ребенка брата) и женщиной — для ребенка ее брата; другой термин используется женщиной для собственного ребенка или ребенка ее сестры и мужчиной — для ребенка его сестры. Я думаю, вы увидите, что это другой способ выразить в терминологии единство уз, которые соединяют брата с сестрой в их отношениях к детям друг друга. Мой отец и его братья и сестры именуют меня одним словом, а моя мать и ее братья и сестры — другим.
Тот же принцип — принцип единства группы сиблингов — прилагается и к другим группам сиблингов. Так, брат отца отца считается принадлежащим к той же категории, что и отец отца, вследствие чего сын брата отца отца оказывается несколько более дальним, но все же родственником того самого вида, что и отец, и братья отца. Посредством подобного «растяжения» базового принципа огромное число коллатеральных родственников различной дальности Или разных степеней родства может быть «сведено» в ограниченное число категорий. Человек может иметь уйму — сотни — родственников, которых он классифицирует как «отцов», «братьев», «братьев матерей» и т.д. Но существует множество различных способов
растяжения базового классификационного принципа, что приводит к формированию сильно отличающихся друг от друга систем. Их всех объединяет, однако, использование структурного принципа, который я кратко проиллюстрировал.
Я пытаюсь показать вам, что классификационная терминология есть средство создания широкой родственной организации, использующее принцип единства группы сиблингов для установления небольшого числа категорий родства, в которые может быть включено огромное число близких и дальних родственников. Обычно существуют некоторые элементы отношений и поведения, предписываемые человеку при взаимодействии со всеми теми родственниками, которых он именует каким-то одним определенным термином родства, и не требуемые от него при взаимодействии с другими. Но внутри всякой родственной категории всегда делаются важные различия. Обязательно различают собственного отца и его брата. Различают более близких и более дальних родственников. Иногда проводятся важные различия между родственниками одной и той же категории, но принадлежащими к разным кланам — к клану Эго и какому-то другому. Могут быть и другие способы разграничивать родственников внутри одной категории, характерные для различных систем родства. Таким образом, категории, представленные в терминологии, никогда не дают нам ничего, кроме «скелета» организации родственных связей в реальной жизни. Но такой скелет они безусловно дают нам для всех систем, которые мне довелось изучать.
А если это так, если именно такова суть классификационных терминологий у племен, где они имеются, то очевидно, что вся теория Моргана абсолютно безосновательна. Классификационная система, интерпретируемая так, как это было сделано нами, базируется на осознании крепких социальных уз, связывающих братьев и сестер из одной и той же элементарной семьи, и на использовании этих уз в процессе создания сложного организационного комплекса социальных отношений между родственниками. Классификационная система могла возникнуть только в обществе, основанном на элементарной семье. Нигде в мире узы между мужчиной и его детьми или же между детьми одного отца так не крепки, как крепки они в австралийских племенах, которые — вы это, конечно, знаете — дают пример классификационных терминологий в крайних, наиболее ярко выраженных формах.
Внутренняя солидарность группы сиблингов и ее единство, проявляющиеся в отношении лиц, с нею связанных, обнаруживают себя во множестве самых разнообразных форм в различных общест-
вах. Останавливаться на этом более подробно я не могу, но, чтобы подкрепить свои дальнейшие рассуждения, укажу, что именно в свете этого структурного принципа нам следует интерпретировать обычаи сороральной полигинии (брак с двумя и более сестрами), сорората (брак с сестрой умершей жены), братской полиандрии (брак женщины с двумя или более братьями — чуть ли не самая распространенная форма полиандрии) и обычай левирата (брак с вдовой брата). Сепир, используя метод предположительной истории, высказал гипотезу, что классификационная терминология является результатом обычаев левирата и сорората. То, что это вещи взаимосвязанные, я думаю, очевидно, но никаких свидетельств об их причинно-следственной зависимости у нас нет. Суть их взаимосвязи в том, что они являют собой два разных способа приложения или использования принципа единства группы сиблингов, поэтому они могут существовать и вместе, и порознь.
Объединение людей в кланы или в половины тоже основано на принципе солидарности и единства группы сиблингов в комбинации с некоторыми иными принципами.
Догадку о том, что экзогамные классы как-то связаны с классификационными терминологиями, высказал Тайлор. А Риверс применил к ней метод предположительной истории, утверждая, что классификационная терминология имеет своими истоками деление сообщества на две экзогамные половины.
II
Для нашего анализа необходимо также рассмотреть еще один аспект структур систем родства, а именно разделение на поколения. Оно также коренится в элементарной семье, в отношениях между родителями и детьми. Определенная генерализующая тенденция многих систем родства проявляется в поведении родственников разных поколений. Так, мы очень часто обнаруживаем, что от человека ожидается проявление более или менее выраженных признаков уважения по отношению к родственникам первого восходящего поколения. Существуют также определенные нормативные ограничения, обеспечивающие некоторую дистанцию между родственниками смежных поколений или же исключающие излишнюю интимность между ними. Между ними фактически существуют генерализованные отношения доминирования и субординации. И этому обычно сопутствуют отношения дружеского равенства между человеком и его родственниками второго восходящего поколения. В этой связи
немаловажна номенклатура для поколений дедов и внуков. В некоторых классификационных системах, например в системах, характерных для австралийских племен, принято дедов и бабок со стороны отца и терминологически, и в поведении отличать от дедов и бабок со стороны матери. В то же время для многих классификационных систем общая тенденция такова, что все родственники второго восходящего поколения классифицируются одинаково как «деды» и «бабки».
По ходу дела мы можем отметить, что в классификационных терминологиях, которые Морган именовал малайскими, а Риверс — гавайскими, этот генерализующий процесс распространился на все поколения, так что все родственники поколения родителей могут именоваться «отцами» и «матерями», а все родственники поколения говорящего — «братьями» и «сестрами».
Многие системы в различных частях света проявляют структурный принцип, который я буду называть принципом объединения альтернативных (чередующихся) поколений. Это значит, что в представлении людей родственники поколения деда как бы объединяются с родственниками поколения Эго и совместно противостоят родственникам поколения родителей Эго. В наиболее развитых формах этот принцип можно обнаружить у австралийских племен. Я еще вернусь к этому позднее.
В то время как одни системы делают упор на разграничение поколений в терминологиях и в социальных структурах, другие включают родственников двух или более поколений в единую категорию*. Насколько мне удалось выяснить в процессе сравнительного анализа, различные варианты таких случаев, когда в одну терминологическую категорию объединяются родственники разных поколений, группируются в четыре класса.
К первому классу относятся термины, не содержащие никаких коннотаций, указывающих на конкретное поколение, и использующиеся для обозначения особой формы отношений, которая находится где-то на границе между отношениями с неродственниками, с одной стороны, и, с другой — близкородственными отношениями, несущими с собой определенные общепризнанные права и обязанности. Как правило, применение такого термина подразумевает, что, поскольку именуемое им лицо признается родственником (родственницей), постольку с ним (или с нею) следует обращаться в общем и целом дружественно, а не как с чужаком. Хорошим примером могут служить термины масаев: ol-le-sotwa и en-e-sotwa. Я бы включил в этот класс и английский термин cousin.
Ко второму классу принадлежат случаи, когда имеется некий конфликт (или несогласованность) между конкретными нормативными установками, действующими в отношении конкретного родственника, с одной стороны, и общими нормативными установками, действующими в отношении всего того поколения, к которому данный родственник относится, — с другой. Так, у некоторых племен на юго-востоке Африки существует конфликт между общим правилом, требующим проявления особого уважения к родственникам первого восходящего поколения, и особым обычаем показного «привилегированного» неуважения к брату матери. Этот конфликт разрешают, «перемещая» брата матери во второе восходящее поколение и именуя его «дедом». Пример противоположного характера можно найти опять-таки у масаев: человек проявляет всяческие вольности — «фамильярность» — в обращении со всеми своими родственниками второго нисходящего поколения, которые приходятся ему «внуками». Но при этом считается, что отношения между ним и женой сына его сына не должны быть фамильярными, но должны характеризоваться подчеркнутым соблюдением дистанции. Несогласованность устраняется своего рода нормативным трюком — женщина «изымается» из своего поколения и зовется «женой сына».
К третьему классу относятся случаи, являющиеся следствием уже упоминавшегося структурного принципа объединения альтернативных поколений. Так, отец отца может зваться «старшим братом», и отношение к нему будет соответствующим. А сын сына может называться «младшим братом». Или же мужчина и сын его сына могут включаться в одну и ту же категорию родства. Множество иллюстраций этому дают австралийские племена, да и некоторые другие. Пример из терминологии хопи я приведу позднее.
Четвертый класс включает системы типа чокто и омаха, а также некоторые другие. В этих системах принцип разграничения поколений оттесняется другим принципом — принципом единства линиджной группы.
Поскольку слово «линидж» часто используется без особой строгости, постольку я должен пояснить свое понимание. Патрилинейный, или агнатный, линидж состоит из мужчины и всех его потомков по мужской линии, включая определенное число поколений. Так, минимальный линидж включает три поколения, а могут быть линиджи, включающие четыре, пять или n поколений. Матрилинейный линидж состоит из женщины и всех ее потомков по женской линии, включая определенное число поколений. Линиджная группа состоит из всех живых на данное время членов линиджа. Клан — Как я буду понимать этот термин здесь — это группа, которая, хотя
и не является фактически или доказуемо (генеалогически) линиджем, считается по целому ряду признаков сходной с линиджем. Обычно она состоит из нескольких подлинных линиджей. Линиджи, как патрилинейные, так и матрилинейные, в неявном виде существуют в любой системе родства, но лишь в отдельных системах солидарность линиджной группы делается важнейшей чертой социальной структуры.
Если линиджные группы важны, мы можем говорить о солидарности группы, проявляющейся прежде всего во взаимоотношениях между ее членами. Под принципом единства линиджной группы я подразумеваю, что для лица, не принадлежащего к линиджу, но связанного с ним какими-либо важными узами по родству или по браку, члены линиджа составляют единую категорию, внутри которой, однако, делаются различия между мужчинами и женщинами и, возможно, также некоторые иные. Когда этот принцип прилагается к терминологии, лицо, связанное с линиджем извне, использует один и тот же термин для всех членов линиджа одного пола и по крайней мере трех поколений. В своем наиболее завершенном развитии, приложенный к целому клану, этот принцип приводит к тому, что человек именует одним термином всех членов определенного клана. Пример будет дан ниже.
Терминология типа омаха может быть проиллюстрирована системой индейцев фокс, которая была тщательно изучена доктором Солом Таксом [Tax, 1937]. Те черты системы, которые существенны для нашего анализа, продемонстрированы на схемах (рис, 5—9)3.
В своем собственном патрилинейном линидже мужчина различает родственников по поколениям, применяя к ним разные термины — «дед» (GF), «отец» (F), «старший или младший брат» (В), «сын» (S), «бабка» (gm), «сестра отца» (fs), «сестра» (sis) и «дочь» (d). Хотелось бы привлечь ваше внимание к тому факту, что мужчина в этой системе один и тот же термин «брат по браку» (BL) применяет независимо от поколения к мужьям трех поколений женщин
3 На этих схемах ∆ представляет лиц мужского пола, а круг О — лиц женского пола. Знак = связывает мужчину с его женой, а линии, идущие вниз от этого знака, ведут к их детям. Буквы (прописные для лиц мужского пола и строчные для лиц женского пола) замещают термины родства классификационной системы, в которой один и тот же термин прилагается к целому ряду родственников. Буквы GF означают термин, используемый для деда, точно так же буквы gm — термин, используемый для бабки; значения других букв: F — отец, m — мать, ms — сестра матери, fs — сестра отца, MB — брат матери, FL — отец по браку, ml — мать по браку, В — брат, sis — сестра, BL — брат по браку, si — сестра по браку, S — сын, d — дочь, N — племянник (строго говоря, сын сестры), n — племянница (дочь сестры, когда говорящий — мужчина), GC или gc — внуки.
своего линиджа (женщин своего и двух восходящих поколений), а детей всех этих женщин называет тоже одинаковыми терминами — «племянник» (N) и «племянница» (n). Таким образом, женщины линиджа Эго трех названных поколений составляют для него своего рода группу, и Эго считает себя состоящим в отношениях одного общего вида с детьми всех этих женщин, а отношениями другого общего вида с их мужьями, хотя мужья и дети этих женщин принадлежат к нескольким разным линиджам.
Рис. 5. Фокс
Линидж отца
Рис. 6. Фокс
Линидж матери
Если мы теперь обратимся к патрилинейному линиджу матери Эго, то увидим, что мужчина называет отца своей матери «дедом», но всех мужчин следующих трех поколений называет одним и тем же термином «брат матери». Подобным же образом всех женщин тех же трех поколений — за исключением собственной матери — он называет термином, переводимым как «сестра матери» (ms). Он прилагает термин «отец» (F) к мужьям всех женщин этого линиджа в четырех поколениях (включая мужа сестры отца матери), а дети всех этих женщин — его «братья» и «сестры». Он — сын одной конкретной женщины из этой единой группы, и поэтому сыновья других женщин этой группы являются его «братьями».
Рис. 7. Фокс Линидж матери отца
Рис. 8. Фокс Линидж жены
В линидже матери своего отца Эго зовет всех мужчин и женщин в трех поколениях «дедами» и «бабками». Дети «бабок» — это все его «отцы» и «сестры отца», независимо от поколения. В линидже матери своей матери он тоже зовет всех мужчин «дедами», но Я посчитал, что необязательно помещать здесь схему, иллюстрирующую еще и это.
В линидже своей жены мужчина обозначает отца жены термином, который мы переведем как «отец по браку»* (FL). На самом деле этот термин является модификацией слова, используемого для обозначения деда4. Сыновья «отцов по браку» и сыновья их братьев — это «братья по браку» (BL), а дочери тех же лиц — «сестры по браку» (sl). Дети «брата по браку» — это тоже «брат по браку» и «сестра по браку». Таким образом, эти два термина прилагаются к трем поколениям мужчин и женщин данного линиджа. Дети всех этих «сестер по браку» — «сыновья» и «дочери».
Схема на рис. 9 показывает линидж матери жены. В этом линидже всех мужчин трех поколений человек зовет «отцами по браку» и всех женщин — «матерями по браку».
Рис. 9. Фокс
Линидж матери жены
Является ли классификация родственников в терминологии индейцев фокс просто лингвистическим феноменом, как хотят нас иногда уверить? Наблюдения д-ра. Такса [Tax, 1937] дают нам основания утверждать, что нет. Он пишет:
4 У фокс термины для отца по браку и матери по браку являются модификациями терминов, которыми обозначаются деды и бабки. А у племени омаха термины для дедов и бабок без всяких модификаций прилагаются к «родителям по браку» и Ко всем тем, кто у племени фокс зовутся «отец по браку» и «мать по браку».
«Термины родства прилагаются ко всем известным родственникам (иногда даже к тем, генеалогические связи с которыми невозможно проследить), так что племя в целом делится на сравнительно небольшое число типов парных отношений. Отношения каждого из этих типов несут с собой традиционные модели поведения, более или менее отчетливо очерченные. Как правило, поведение близких родственников соответствует этим моделям в наибольшей мере, а чем дальше родство, тем менее полно они реализуются; но имеются многочисленные случаи, когда по тем или иным причинам пары близких родственников „вовсе не ведут себя по отношению друг к другу так, как им подобает"».
Далее д-р Такс характеризует модели поведения, сопряженные, с различными типами отношений. Таким образом, классификация родственников по категориям, осуществляемая с помощью номенклатуры, или же выраженная в ней, регулирует также и социальное поведение. Существуют убедительные свидетельства того, что сказанное верно и по отношению к другим системам типа омаха, и, в противовес Крёберу, мы можем с достаточным основанием принять гипотезу, что это верно по отношению ко всем системам.
Схемы, сходные с теми, что построены здесь для системы индейцев фокс, могут быть построены и для других систем типа омаха. Тщательное обследование и сравнение различных систем показывает, я думаю, что, несмотря на многочисленные вариации, существует единый структурный принцип, который лежит в основе как терминологии, так и соответствующей социальной организации. Линидж, включающий три (иногда более) поколения, воспринимается как единство. Человек связан с некоторым числом линиджей в силу индивидуальных родственных отношений: у фокс он связан с линиджами своей матери, матери своего отца, матери своей матери, с линиджем своей жены и линиджем матери жены. В каждом случае он воспринимает свои отношения со всеми представителями нисходящих поколений этого линиджа, так же как и отношения с представителями поколения, к которому принадлежит тот, через кого он связан с линиджем в целом. Так, для него все мужчины в линидже его матери — «братья матери», в линидже бабки — «деды», а в линидже жены — «братья по браку».
Структурный принцип единства патрилинейного линиджа вовсе не гипотеза, объясняющая происхождение терминологии. Этот принцип непосредственно выявляется при сравнительном анализе систем определенного типа, иными словами, это обобщение непосредственно фиксируемых фактов.
Давайте теперь рассмотрим общество, в котором принцип единства линиджной группы сопрягается с матрилинейностью линиджей.
Для этого я выбрал систему индейцев хопи, которая была мастерски проанализирована д-ром Фрэдом Эгганом в его диссертации [Eggan, 1933], к сожалению до сих пор не опубликованной5.
Наиболее существенные черты этой системы иллюстрируются прилагаемыми ниже схемами.
Рис. 10. Хопи
Линидж матери
Собственный линидж человека — это, конечно же, и линидж его матери. Человек терминологически дифференцирует женщин своего линиджа по поколениям: «бабка» (gm), «мать» (m), «сестра» (sis), «племянница» (n) и «внучка» (gc). Среди мужчин он терминологически различает «братьев матери» (MB), «братьев» (В) и «племянников» (N). Но он терминологически включает брата матери своей матери и сына дочери своей сестры в ту же категорию, что и своих братьев. Здесь проявляется структурный принцип, который уже упоминался как принцип объединения, или комбинирования, альтернативных (чередующихся) поколений. Следует также отметить, что
5 Теперь, наконец, в переработанном виде эта диссертация опубликована: Eggan F. Social Organisation of the Western Pueblos. The University of Chicago Press, 1950.
мужчина включает детей всех мужчин своего линиджа — независимо от поколения — в ту же категорию, к которой относятся его собственные дети. Схему на рис. 10 необходимо тщательно сравнить со схемой на рис. 5, отражающей терминологию индейцев фокс. Такое сопоставление будет очень поучительно.
В линидже своего отца мужчина называет всех мужчин пяти поколений «отцами», а всех женщин, за исключением матери своего отца (его «бабки»), — «сестрами отца». Муж любой женщины этого линиджа именуется «дедом», а жена любого мужчины этого линиджа — это «мать». Дети его «отцов» — это «братья» и «сестры». Схему на рис. 11 следует тщательно сравнить со схемой на рис. 6.
Рис. 11. Хопи
Линидж отца
В линидже отца своей матери человек зовет всех мужчин и женщин четырех поколений «дедами» и «бабками».
Хопи не считают, что человек состоит в родстве со всем линиджем отца своего отца, поэтому к линиджу отца отца рассматриваемый принцип не прилагается. Отца своего собственного отца хопи зовет «дедом».
Д-р Эгган показал, что для хопи такая классификация родственников — это не просто терминология, или языковые категории, но основа значительной части норм социальной жизни.
Что, я полагаю, отчетливо следует из сравнения систем фокс и хопи, так это их фундаментальное сходство. Согласно теориям предположительной истории, такое сходство есть случайность и результат различных исторических процессов. Согласно моей теории, оно есть результат систематического применения одного и того же структурного принципа, только в одном случае этот принцип прилагается к патрилинейным линиджам, а в другом — к матрилинейным.
Я, конечно, не могу рассмотреть все варианты систем типа чокто и омаха. Их различия, проявляющиеся в отдельных чертах, очень важны и интересны. Если вы захотите проверить мою теорию, то можете проанализировать все эти системы — или некоторые из них — самостоятельно. Самый простой путь проанализировать любую из них — свести ее к набору линиджных схем, подобных тем, которые были представлены здесь для систем фокс и хопи. Такой набор выявит в любой системе тот конкретный способ, которым реализуется общий принцип единства линиджа. Способы его применения до некоторой степени варьируют, но в каждой системе этого типа он проявляет себя обязательно.
Рис. 12. Хопи
Линидж отца матери
Вы несомненно уже заметили, что в этих системах необычайно велико число родственников всех возрастов, к которым применяются термины «дед» и «бабка». Тому есть основательная причина, и
здесь следует вкратце ее раскрыть. Существует универсальное правило: в обществах, обладающих классификационными терминологиями, принята более или менее четко определенная модель поведения, которое считается нормальным и подобающим в отношениях с родственниками, именуемыми одним и тем же термином. Но имеются и важные различия. В некоторых случаях такая модель характеризуется особыми правами и обязанностями, или особыми типами поведения. Так, в австралийском племени кариера мужчина должен тщательно соблюдать строгие нормы избегания по отношению ко всем женщинам, которых он включает в категорию «сестра отца». Таких женщин очень много, и к их числу принадлежит мать его жены. Но в других случаях определенный термин родства выражает лишь некоторое общее отношение, а не подразумевает* какие-то специфические формы поведения. Таким термином может обозначаться лицо, с которым индивид связан особыми правовыми или личными отношениями. Во многих классификационных системах именно таким образом применяются термины для деда и бабки: они предполагают общее отношение дружественности, по преимуществу свободное от жестких предписаний. Так относятся ко всем, именуемым соответствующими терминами. Деды и внуки — это люди, взаимоотношения которых носят свободный и простой характер. Это связано с чрезвычайно распространенными, почти универсальными, способами организации отношений между представителями чередующихся поколений.
В системах фокс и хопи все члены линиджей родителей родителей включаются в одну с ними категорию, и то, что считается подобающим по отношению к родителю родителя, распространяется также на всех членов его линиджа. Поведение в этом случае не требует соблюдения какого-либо определенного набора прав и обязанностей. В нем отражается лишь некоторая общая установка, присущая отношениям с родственниками второго восходящего поколения во множестве обществ, не обладающих системами типа омаха и чокто.
Мне бы очень хотелось продолжить обсуждение этого явления и рассмотреть такие варианты системы омаха (например, система вандау), в которых «дедами» именуются брат матери и сын брата матери. Но я располагаю временем, достаточным лишь для того, чтобы привлечь ваше внимание к одному из вариантой системы типа чокто, имеющему особый интерес с точки зрения анализируемого явления. Это система чероки. Они делились на семь матрилинейных кланов. В клане своего отца человек называл всех мужчин и
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 633;