СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 9 страница
В этой статье я стремился показать, что отношения с подшучиванием — одна конкретная форма союза в таком смысле. Союз, заключенный для обмена предметами и услугами, может быть связан с подшучиванием, как в случае, описанном профессором Лабуре20. Или он может быть соединен с обычаем избегания. Так, на Андаманских о-вах родители мужчины и родители его жены избегают любых взаимных контактов и не разговаривают; в то же время
19См.: Mauss M. Essai sur le Don. — Annee Sociologique. N. S, t 1, p. 30-186.
20Africa. Vol. II, p. 245.
существует обычай, по которому они часто обмениваются подарками при посредничестве молодых супругов. Но обмен дарами может производиться и без подшучивания, и без избегания, как это происходит на Самоа между семьей мужчины и семьей женщины, на которой он женился, или — весьма сходным способом — между вождем и «вождем-оратором»*.
Для союза побратимов также могут быть характерны отношения с подшучиванием, как, например, у азанде21 ; такие же отношения — со взаимным поддразниванием — могут поддерживаться и при сходном с побратимством союзе, образованном путем обмена личными именами. Но иногда в союзах такого рода должно проявлять исключительное взаимное уважение и порой даже соблюдать нормы избегания. Так, у яральди и соседних с ними племен Южной Австралии между двумя мальчиками, принадлежащими к отдаленным друг от друга, а поэтому более или менее враждебным сообществам, может быть заключен особый союз, символически скрепляемый обменом кусками пуповины**. Установленные таким образом отношения священны; бывают случаи, что эти два мальчика даже говорить друг с другом не должны. Но повзрослев, они вступают в отношения регулярного обмена дарами. Эти отношения оказываются как бы пусковым механизмом для особого рода коммерческих связей между целыми группами — теми, к которым эти мальчики принадлежат.
Таким образом, четыре модели союза или товарищества — через браки (1), через обмен дарами или услугами (2), через побратимство или обмен именами либо сакральными объектами (3), через отношения с подшучиванием (4) — могут существовать по отдельности или в различных комбинациях. Сравнительное изучение этих комбинаций преподносит нам множество интересных, но сложных проблем Факты, зафиксированные в Западной Африке профессором Лабуре и мадемуазель Польм, представляют для нас ценный материал. Но для того чтобы анализировать эти проблемы социальной структуры на удовлетворительном уровне, нам потребуется значительно больше интенсивных полевых исследований.
То, что я назвал отношениями союза, требует сравнения с подлинно договорными отношениями. Последние представляют собой особые нормированные отношения двух лиц или двух групп. В них каждая из сторон имеет определенные позитивные обязанности по отношению к другой, а их несоблюдение подлежит нормативной
21 Evans-Pritchard E. Zande Blood-brotherhood — Africa. Vol. VI, 1933, p. 369-401.
санкции. Для союза побратимства характерны обязательства взаимопомощи, а обеспечиваются они санкциями, которые, как показывает доктор Эванс-Причард, можно назвать магическими или ритуальными. В союзе, созданном для обмена дарами, типичная санкция за невыполнение обязанности сделать ответный подарок, эквивалентный полученному, — разрыв отношений, что создает ситуацию вражды, а также может привести к потере престижа стороной, нарушившей норму. Профессор Мосс22 отстаивал, правда, мнение, что союзы этого типа также поддерживаются магической санкцией, но весьма сомнительно, чтобы так было всегда, и даже когда это так, магическая санкция чаше всего играет второстепенную роль.
Отношения с подшучиванием — в некотором роде полная противоположность договорным отношениям. Вместо конкретных обязательств, которые должны выполняться в договорных отношениях, в отношениях с подшучиванием практикуются «привилегия» неуважительного отношения к партнеру, вольное обращение с ним или даже вопиющая фамильярность. Единственное же требование — принимать оскорбительное неуважение как должное (коль скоро оно остается в рамках, установленных традицией) и самому не выходить за эти рамки. Любой эксцесс в таких отношениях подобен несоблюдению правил этикета: нарушитель просто рассматривается как человек, который не знает, как себя вести.
В подлинно договорных отношениях две стороны объединены определенными общими интересами, ориентируясь на которые каждая из них принимает на себя конкретные обязательства, и то обстоятельство, что в других делах их интересы могут расходиться, не имеет никакого значения. При отношениях с подшучиванием и при некоторых видах избеганий, таких, как избегание между мужчиной и матерью его жены, одной из главных детерминант является то, что социальная структура разделяет людей. Вследствие этого их интересы нередко сталкиваются, отсюда — вероятность конфликтов или вражды. В союзе, которому присущи исключительное уважение, частичное или полное избегание, подобные конфликты предотвращаются и тем самым обеспечивается единение сторон. В союзе, предполагающем отношения с подшучиванием, то же самое достигается другим путем.
Все, что можно было попытаться сделать в настоящей работе, — это указать то место, которое отношения с подшучиванием зани-
22 Mauss M. Essai sur le Don.
мают в общем контексте сравнительного изучения социальных структур. То, что я условно назвал отношениями товарищества или союза, отличается от отношений, как бы заданных изначально совместной принадлежностью к политической системе, — отношений, которые определяются общими обязанностями, этикетом, моралью или законами. Союз также отличается от подлинно договорных отношений, определяемых некими конкретными обязанностями каждой из сторон, добровольно заключивших соответствующий договор. Далее, союз следует отличать от отношений, вытекающих из совместной принадлежности к семейной группе, линиджу или клану. Каждый из названных типов отношений должен характеризоваться целым набором признанных социумом прав и обязанностей. Отношения товарищества могут устанавливаться только между индивидами или группами, которые изначально некоторым образом социально разделены.
Данная статья затрагивает только формализованные или стандартизованные отношения с подшучиванием Поддразнивание или высмеивание кого-то из окружающих — это, конечно, распространенная во всех человеческих обществах форма поведения. Она имеет тенденцию проявляться в социальных ситуациях определенных типов. Так, в англоязычных странах у представителей некоторых социальных классов мне доводилось наблюдать грубые шутки и игры между молодыми мужчинами и женщинами. Они служат своего рода прелюдией к ухаживанию и очень напоминают те «шутки», к которым индеец чероки прибегает в отношениях со своими «бабушками». Разумеется, такие неформализованные способы поведения должны быть изучены социологом В этой работе достаточно будет лишь отметить, что поддразнивание всегда сопровождает некую комбинацию дружелюбия и антагонизма.
Научное объяснение конкретного социального института в той конкретной форме, в которой он встречается в данном обществе, можно получить только путем углубленного анализа. Анализ этот должен представить нам изучаемый институт в качестве частного примера широко распространенных феноменов определенного класса. Это означает, что социальная структура в целом должна быть тщательно изучена для того, чтобы конкретная форма или отдельный случай отношений с подшучиванием были поняты как часть единой системы. Единственно возможный ответ на вопрос почему данное общество обладает именно данной структурой, а не какой-либо другой? — содержится в его истории. Если же история не написана — как в случае с туземными обществами Африки, — мы
можем лишь опуститься до догадок, а догадки не обеспечивают ни научного, ни исторического знания23.
Комментарии
с. 107
*Английское выражение joking relationships обычно переводится в русских этнологических изданиях как «подшучивание». А французское выражение parenté àplaisanteries — как «шуточное родство». Последнее просто неверно, так как не соответствует смыслу обозначаемого явления и может ввести в заблуждение. Это отношения не шуточные, т.е. несерьезные, ненастоящие, «невсамделишные» (ведь именно так звучит слово «шуточные»), а вполне серьезные, настоящие и глубокие, но они допускают и даже требуют шуток и насмешек при непосредственном взаимодействии участников. Слово «подшучивание» слишком широко и обще. Избранное здесь словосочетание — «отношения с подшучиванием», как представляется, в большей мере соответствует характеру рассматриваемого явления. Иногда — в интересах фразеологического благозвучия — мы применяем также выражение «шутливые отношения».
с. 108
*В отечественной традиции избегания — это нормы, ограничивающие или запрещающие контакты между людьми, принадлежащими к определенным социальным категориям, чаще всего — между родственниками и свойственниками определенных типов (между одним из супругов и родителями другого, между близкими родственниками разных полов и др.). Обычаи избегания распространены преимуще-
ственно в безгосударственных и традиционно ориентированных обществах и имеют весьма разнообразные формы: это могут быть запреты видеться друг с другом, прикасаться друг к другу, разговаривать друг с другом, произносить личные имена, шутить, сквернословить или обсуждать сексуальные вопросы в присутствии друг друга и т.п. Запреты могут налагаться временно или иметь пожизненный характер.
В одной из зарубежных традиций, которой следует А. Рэдклифф-Браун, термин «избегания» понимается шире и включает не только ограничения контактов или запреты на контакты между людьми определенных категорий, но и ограничения контактов или запреты на контакты человека вообще (или людей определенных категорий) с предметами и веществами определенных видов (см. гл. 7 «Табу»).
с. 110
*Т.е. кросскузины. Кросскузенами, или перекрестными кузенами, называются в этнологии дети сиблингов разного пола, дети брата и сестры. Английское словоcousin употребляется не только для обозначения двоюродных братьев и сестер, но и
23 Общая теория, освещенная в этой статье, была представлена мной на лекциях в различных университетах (начиная с 1909 г.) как часть общей работы по изучению форм социальной структуры. Достичь настоящей ее формулировки мне помогли обсуждения с доктором Мейером Фортесом.
для обозначения троюродных и даже однопоколенных родственников более дальних степеней родства, поэтому, чтобы не исказить смысл, пришлось воспользоваться для лица женского пола неуклюжей калькой с французского — словом «кузина». Во всем остальном тексте перевода настоящей работы словом «кузены» обозначают лиц обоего пола, а для лица мужского пола употребляется термин «кузен». Русские словосочетания двоюродный брат и двоюродная сестра используются лишь в тех случаях, когда совершенно ясно по контексту, что речь идет именно о такой степени родства.
с. 111
*В заметке Ф.Дж.Педлера излагаются обстоятельства судебного разбирательства, важного для этнологии.
с. 120
*Вожди-ораторы — на Самоа и в некоторых других районах Полинезии в сообществе имелось два вождя: один — правящий, другой — говорящий от его имени на публичных собраниях. На самом деле их власть и полномочия были примерно равными.
** Во многих австралийских племенах было принято хранить отпавшую у младенца пуповину как особую реликвию. Считалось, что пуповина может быть использована в колдовстве, поэтому вручение своей пуповины другому лицу символизировало особую дружественность и полное доверие.
Глава 5. ЕЩЕ РАЗ ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ПОДШУЧИВАНИЕМ1
Статья профессора Гриоля «L'Alliance cathartique»*, опубликованная в журнале «Африка» за октябрь 1948 г., поднимает весьма важный методологический вопрос Если мы хотим понять обычай или институт, обнаруживаемый в конкретном обществе, то перед нами два пути. Один — выяснить, какую роль этот обычай играет в системе (или комплексе) обычаев и институтов, составным элементом которой он является, а также выяснить, каким значением — в общем контексте их традиционной системы — этот обычай обладает для самих людей. Профессор Гриоль поступает именно так, рассматривая обычай бозо и догонов обмениваться оскорблениями. Он анализирует этот обычай как элемент целого комплекса обычаев, институтов, мифов и идей, для обозначения которых сами догоны используют понятие mangou. Он также показывает, какое значение сами туземцы придают такому обмену оскорблениями (р. 253). Статья представляет собой восхитительный образец анализа и неоценимый вклад в копилку наших знаний об обществах Западной Африки.
Но для нас открыт и другой метод, а именно широкий сравнительный анализ всех типов социальных отношений, в которых обычай позволяет двум людям (или даже предписывает им) говорить Или делать то, что в других ситуациях было бы глубоко оскорбительным. Похоже, профессор Гриоль возражает против использования этого метода. Ссылаясь на то, что уже написано по сравнительному изучению так называемых отношений шуточного родства, или parentés à plaisanterie**, он пишет: «Nous adoptons, vis-à-vis travaux parus sur cette question, une attitude negative»***.
В Северной Америке, Океании и Африке этнографами обнаружены примеры обычая, по которому людям, состоящим в опреде-
1 Перепечатано из: Africa. Vol. XIX, 1949, p. 133-140.
ленных отношениях — отношениях, являющихся либо следствием родства, либо, еще чаще, следствием брака, — разрешалось (или даже предписывалось) обращаться друг с другом неуважительно или оскорбительно, а обижаться при этом не полагалось. Такие отношения стали называть «шуточным родством», или parentés à plaisanterie. Скажем прямо, это не очень удачное название. Самые многочисленные и распространенные случаи традиционных подшучиваний сопровождают отношения мужчины с братьями и сестрами его жены. Но отношения с подшучиванием также были обнаружены между кросскузенами, между братом матери и сыном сестры и между дедами и внуками (в несколько более мягкой форме). Таким образом, возникает проблема сравнительной социологии: что во всех этих отношениях делает данный тип поведения приемлемым, осмысленным и функциональным?
Один из первых фактов, поражающих социолога-исследователя, — то, что обычай «подшучивания» с братьями и сестрами жены очень часто сочетается с обычаем жесткого избегания матери жены, нередко ее отца и, временами, брата матери жены. Как только становится ясно, что обычай избегания и обычай подшучивания прямо противоположны, или полярны, сразу делается очевидным, что необходимо анализировать обычаи этих двух типов одновременно. А это, в свою очередь, требует рассмотрения и некоторых других форм взаимоотношений.
Этот комплекс проблем впервые заинтересовал меня в 1908 г., когда я пытался найти объяснение обычаям избегания на Андаманских о-вах. Там родители мужчины и родители его жены должны избегать друг друга. Их отношения описываются термином aka-yat, где корень означает «запрещенный», приставка же подразумевает «рот», а следовательно — «речь». Люди, находящиеся в таких отношениях, не могут разговаривать друг с другом. Вместе с тем мне сообщали, что они должны регулярно посылать друг другу подарки. Вот объяснение, которое дают сами андаманцы: «Они большие друзья, потому что их дети поженились». С подобным же восприятием отношений избегания как дружеских мне доводилось встречаться и в других местах. Так, в Австралии, где мужчина старательно избегает любых социальных контактов с матерью жены, мне не раз говорили, что теща — самый лучший друг мужчины, так как она обеспечила его женой. И опять же, отношения с подшучиванием обычно расцениваются как дружеские. «Я могу дразнить брата моей матери и брать его вещи, потому что мы большие друзья; я сын его сестры». «Я могу шутить со своими бабушкой и де-
душкой, и они будут со мной шутить, потому что мы большие друзья».
Что в этом контексте означает «дружба»? Это, очевидно, нечто отличное от солидарности и взаимопомощи между двумя братьями или между отцом и сыном. На основании сравнительного анализа у меня создалось впечатление, что установление «дружбы» означает обязательство двух людей не вступать друг с другом в ссору или открытый конфликт. Вполне очевидно, что один из способов, позволяющих двум людям исключить открытые конфликты, — избегать друг друга или вести себя с подчеркнутым уважением по отношению друг к другу. Я думаю также (это абсолютно очевидно), что отношения, в которых обмениваются оскорблениями и при этом существует обязательство не принимать эти оскорбления всерьез, — это отношения, позволяющие благодаря притворному конфликту уйти от конфликта реального.
Эту теорию можно подкрепить ссылкой на другие обычаи. Из них, чтобы не увеличивать объем статьи, я упомяну лишь два характерных и однотипных обычая. На Андаманских о-вах мне сообщили, что если два человека вместе проходили инициацию, то после этого им запрещается говорить друг с другом, но они должны регулярно обмениваться подарками. Опять же, объяснение было следующим: «Они большие друзья». В Южной Австралии существовал обычай, по которому двух мальчиков, рожденных примерно в одно и то же время в двух разных кланах (обычно враждующих), объединяли особые отношения, устанавливаемые путем обмена кусками пуповины (той, которая остается у новорожденного, а потом отваливается). Бывает, что два человека, состоящие в таких отношениях, никогда не разговаривают друг с другом, но каждый может без опаски приходить в клан другого, принося подарки своему другу и получая ответные дары. Отношения опять-таки описываются как весьма дружеские, благодаря им человек находится в безопасности на той территории, которая иначе была бы враждебной.
Тщательный анализ множества примеров, встречающихся по всему миру, дает мне, кажется, право сформулировать общую теорию. Но эти особые формы «дружбы» можно полноценно проанализировать, только изучая формы социальных отношений вообще, и данная статья — неподходящее место для рассмотрения столь обширной темы. Некоторые типы социальных отношений, как того требует обычай, основаны на уважении различной степени, выражаемом различными способами; другие типы социальных отношений допускают определенную степень фамильярности, а в чрезвычайных слу-
чаях — даже распущенность. Правила этикета — один из способов стандартизации этих особенностей социальных отношений. Уважение, которое требуется от сына по отношению к отцу, во многих африканских племенах должно проявляться именно в формах, закрепленных этикетом. Отношения избегания — в некотором смысле крайняя степень уважения, тогда как подшучивание — форма проявления фамильярности, допускающая неуважительное обхождение, а в самых чрезвычайных случаях — крайние вольности. Это, например, отношения, в которых иногда практикуется сквернословие, как у догонов и бозо. Во всех или в большинстве известных нам обществ в повседневном социальном взаимодействии непристойные речи допускаются лишь между теми, кто состоит в отношениях, характеризующихся особой близостью, простотой и вольным обращением Запрет на любые разговоры на сексуальную тему между сыном и отцом и тем более между зятем и тестем, существующий во многих африканских обществах, иллюстрирует контраст между уважительным и фамильярным (или вольным) поведением.
Теория, которую я коротко осветил в более раннем номере «Африки»2 и к которой Гриоль относится отрицательно, начинается с положения, что обычаи избегания и исключительного уважения по отношению к родителям жены и привилегия «подшучивания» с братьями и сестрами жены могут быть рассмотрены как средства установления и поддержания социального равновесия в том типе структурной ситуации, которая во многих обществах возникает вследствие брака. В такой ситуации мы имеем две отдельные и обособленные социальные группы, два семейства или линиджа. Они оказываются связанными друг с другом в силу союза между женщиной из одного семейства, линиджа или группы и мужчиной из другого. Муж находится вне группы жены и социально сепарирован от этой группы. Но через жену он все же косвенно или опосредованно связан с индивидами этой группы. Что требуется для социального равновесия, так это, чтобы он по возможности не вступал в конфликты с группой его жены, но поддерживал «дружественные» отношения с этой группой или ее отдельными членами. Как обычай избегания, так и обычай «подшучивания» — средства, с помощью которых эта ситуация социально регулируется.
Далее, в чем различие между поведением по отношению к родителям жены и поведением по отношению к ее братьям и сестрам? Ответ содержится в общем, широко признанном принципе,
2 Africa. Vol. XIII, № 3, 1940, p. 195-210. См. гл. 4.
согласно которому по отношению к родственникам первого восходящего поколения требуется проявлять уважение, тогда как между представителями одного поколения допускаются вольные, простые и равноправные отношения. Конечно, есть случаи исключения из этого правила, например подшучивание или привилегия вольного обращения с мужем сестры отца или братом матери.
Итак, особая структурная ситуация, рассматриваемая в этой теории, — ситуация, когда группы поддерживают свою обособленность, каждая из них обладает собственной системой внутренних отношений, и член одной группы косвенно связан с другой группой как целым через посредство конкретного личного отношения. В случае брака косвенные отношения — это отношения мужчины через посредство его жены. Обычай подшучивания с братом матери встречается в обществах, где индивид принадлежит к патрилинейной группе и, следовательно, имеет косвенные отношения с группой своей матери через ее посредство. Распространенный обычай фамильярного обращения с дедом и бабкой, часто принимающего форму подшучивания (в Австралии, Африке, Северной Америке, у ораонов Индии), подчеркивает социальное разъединение этих двух поколений. Деды и бабки, таким образом, противопоставляются родственникам родительского поколения, и отношения с дедом или бабкой опосредованы отношениями с родителями. Подшучивание между кросскузенами (у фиджийцев, оджибве и др.) типично для отношений между потенциальными родственниками по браку, но отношения эти определяются не прямой родственной связью, а косвенно — через мать или через сестру отца.
Интересный и имеющий решающее значение для этой теории пример дают индейцы кроу, обладающие матрилинейными кланами. Мужчина должен вести себя уважительно по отношению к представителям клана своею отца. Он хотя и не входит в этот клан, находится с его членами в отношениях тесной солидарности. В других кланах племени должно обнаружиться некоторое количество мужчин, являющихся сыновьями мужчин из клана его отца. Они принадлежат к кланам, отделенным и обособленным не только от его клана, но и от клана его отца. С такими людьми — с теми, с кем его связывают не прямые личные отношения, а опосредованные кланом его отца, — он «подшучивает»; он может делать им оскорбительные замечания или терпеть таковые от них безо всякой обиды. В племени кроу эти отношения превратились в инструмент социального контроля, так как подшучивающий человек может привлечь внимание публики к недостаткам своего родственника.
У чероки также существовала система матрилинейных кланов, и мужчина должен был проявлять уважение ко всем членам клана его отца. Но с кланами отца его отца и отца его матери он был связан лишь опосредованно через породителя. Всех женщин этих кланов он называл бабушками и мог поддерживать с ними отношения фамильярного подшучивания. Так как брак с подобной «бабушкой» одобрялся, она была потенциальной женой или сестрой по браку.
Предложенная мной теория, претендующая на объяснение отношений с подшучиванием между людьми, связанными браком или родством, сводится к тому, что такие отношения встречаются — как социальный институт — в структурных ситуациях определенного типа. Это ситуации, в которые вовлечены две группы. Их разделенность особо подчеркивается, а отношения (между представителем одной группы и членами или частью членов другой) устанавливаются опосредованно. Об этих отношениях можно сказать, что они выражают и подчеркивают как разделение (принадлежность к разным группам), так и единение (через опосредованную связь между людьми). Отношения «дружбы» при избеганиях и подшучивании заметно контрастируют с отношениями солидарности, предполагающими сложный набор обязанностей, которые существуют в такой группе, как линидж или клан. Дальнейшее развитие теории требует сравнения отношений «дружбы» также с теми отношениями, которые устанавливаются между лицами, принадлежащими к разным группам, посредством регулярного обмена подарками. Итак, эта теория — лишь одна из попыток систематически изучить типы социальных отношений, которые обнаруживаются в примитивных обществах.
Подавляющее большинство случаев подшучивания, зафиксированных этнографами, касалось отношений между индивидами, связанными браком или родством. Отсюда их французское название — отношения parenté (родства). Но были также обнаружены случаи похожих отношений между целыми группами: членам одной группы позволялось отпускать оскорбительные или унизительные замечания в адрес членов другой группы (или от них это ожидалось). Хороший пример дают половины «койот» и «дикий кот» у калифорнийских племен. Еще позднее сходные обычаи были зафиксированы в Африке (Северная Родезия, Танганьика, Западная Африка)3, где взаимоотношения этого вида поддерживаются между двумя кланами племени или между двумя племенами. Они, очевидно,
3 См. библиографию.
представляют проблему несколько иного рода. Но, несомненно, любая работоспособная общая теория отношений с подшучиванием должна принимать к рассмотрению и такие отношения между группами.
Кланы и племена — отдельные обособленные группы, каждая из которых сохраняет идентичность и автономность. Внутри клана отношения между его членами характеризуются своего рода солидарностью в том особом смысле, в котором я употребляю это понятие в данной статье. Два клана в некоторых случаях могут быть объединены таким образом, чтобы составлять постоянный союз солидарности — как между группами в целом, так и между их членами. Вместе с тем между двумя кланами могут существовать отношения явной или скрытой вражды. Есть и третья возможность. Между двумя конкретными кланами нет ни солидарности, ни вражды, а поддерживаются отношения «дружбы», при которых подчеркивается обособленность этих групп, но открытых конфликтов между этими группами или их отдельными представителями не происходит. Избегать конфликтов удается благодаря тому, что устанавливаются отношения, допускающие взаимные оскорбления и не допускающие обид. Иллюстрацию такого положения дел можно обнаружить при описании кланов талленси, представленном д-ром М. Фортесом4. Подобные отношения (когда избегают враждебности) могут существовать между двумя племенами, как в известных примерах из Танганьики5. Таким образом, как мне кажется, отношения С подшучиванием между кланами и между племенами, зафиксированные в Африке, могут быть рассмотрены в рамках единой теории, которая относит все случаи этих отношений к некоторому общему типу структурных ситуаций. Необходимо пояснить, что цель, преследуемая такой теорией, — не что иное, как разобраться во всех известных примерах институциализированных отношений определенного распознаваемого типа для того, чтобы выяснить, какая общая черта социальной жизни делает этот тип поведения приемлемым, осмысленным и функциональным.
Очевидно, что отношения между догонами и бозо напоминают отношения, зафиксированные в других частях Африки, одной определенной чертой, а именно обменом оскорблениями. Но их сходство в других аспектах неочевидно, и они, разумеется, сходны не во ?сем. Эти отношения называют «союз», но это нечто весьма отлич-
4 Fortes M. The Dynamics of Clanship among the Tallensi. L^ Oxford University Press, 1945.
5 См. библиографию.
ное от союза двух наций, которые объединяются для ведения войны против третьей. Таким образом, «союз» не вполне подходящий термин, но термин, действительно подходящий, мне не удалось подобрать. Я использовал термин «дружба», и меня оправдывает то, как сами туземцы говорят о дружбе. В австралийских племенах мужчина может иметь «друга», человека, с которым у него особые личные отношения. В одном регионе подобным «другом» является муж родной сестры жены, если он не состоит в близком родстве. В других регионах мужчина не может выбирать «друга» из числа мужчин, к которым он обращается, используя классификационный термин «брат» (отношения между «братьями» устанавливаются системой родства). Он может выбрать мужчину, который приходится ему классификационным «братом по браку», но не подлинным братом по браку. Ведь братья по браку также непременно принадлежат к обособленным группам. Между «дружбой» и отношениями родства существуют четкие различия.
Я отличаю, таким образом, определенный класс отношений, названный мной «дружба», от того, что я назвал отношениями солидарности, устанавливаемыми родством или принадлежностью к такой группе, как линидж или клан. Эти термины используются только для целей данного анализа, поскольку в этой сфере, как и во многих других сферах социальной антропологии, точные рабочие термины пока не найдены.
Как один из типов «дружбы» в этом смысле мы можем рассматривать отношения, устанавливающиеся между лицами или группами на основе продолжительного обмена предметами или услугами. Распространенный по всему миру обычай обмена подарками должен быть рассмотрен в этой связи. Но кроме него есть и другие варианты: одна группа может хоронить умершего из другой или оказывать прочие ритуальные услуги. В Северо-Западной Америке одна группа может позвать другую — «дружескую» — группу установить тотемический столб*. Весьма обычная компонента взаимоотношений между группами — некоторая оппозиция, если под этим термином иметь в виду контролируемый и регулируемый антагонизм Две группы могут регулярно вступать в соревнования, например играть в футбол. Для потлачей** Северной Америки характерно соревнование или соперничество в обмене ценностями. Социальные отношения дружеского соперничества имеют существенное теоретическое значение. Университеты Оксфорда и Кембриджа регулярно проводят соревнования по гребле, футболу и т.п. Подшучивание, таким образом, представляет собой отдельную разновидность
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 564;