ФРАНЦУЗСКИЙ СПИРИТИЗМ
Франция была той европейской страной, где спиритизм нашел себе первых приверженцев и впервые стал распространяться. Уже в 1849 г., по почину одной возвратившейся из Америки дамы, здесь образовались различные спиритические кружки, которые собирались вокруг столов и с помощью их получали сообщения от духов. Во Франции же появился в 1851 г. и старейший спиритический журнал «La table parlante» (Говорящий стол). Уже это заглавие показывает нам, что столоверчение было самым известным изо всех медиумических явлений и что ему
именно более всего обязан спиритизм всеобщим вниманием. Почти в то же
время, в начале пятидесятых годов, возникла также богатая литература из специальных спиритических произведений, которые рассматривали отчасти с практической, отчасти с теоретической точки зрения как мир духов, так и медиумизм и столоверчение. Мы не можем подробнее касаться этих произведений и их авторов. Большинство их давно уже забыты и вытеснены сочинениями человека, которого надо считать истинным творцом французского спиритизма, именно — Ривэля, по прозванию Аллан Кардек. Он, впрочем, много пользовался сочинениями своих предшественников, заимствуя оттуда подходящий материал, так что при рассмотрении его деятельности мы вместе с тем получаем обзор тогдашних спиритических воззрений во Франции.
Ипполит Денизар Ривэль родился в 1804 г. в Лионе и получил воспитание у знаменитого педагога Песталоцци. Впоследствии он изучал право, медицину и языки; говорят, он был знаком со всеми европейскими языками, за исключением русского. В 1850 г. он поступил в один спиритический кружок, оперировавший с одним из лучших медиумов Целиною Яфет. Ривэль скоро убедился в том, что Целина, действительно, находится в общении с духами, и тогда предложил ей целый ряд вопросов относительно духов и их жизни. Она отвечала ему в сомнамбулическом состоянии, частью письменно, частью вдохновенными речами. Все, что им было узнано через Целину и другую сомнамбулу, госпожу Бодэн, Ривэль собрал в своей знаменитой книге «Livre des Esprits» (Книга духов. Париж, 1858). Так как Ривэль, прежде чем сделаться спиритом, был ревностным сторонником веры в предсуществование и переселение душ, то нет ничего удивительного в том, что сообщения духов во всем подтверждали это учение, так что оно образует основной пункт «Книги духов». Книга эта была издана под псевдонимом Аллана Кардека, так как, по заявлению духов, таково было имя Ривэля при одном из его прежних существований.
«Книга духов» стала своего рода библией для всех спиритов в романских землях. Она рассматривает всевозможные вопросы относительно Бога и человеческой души как в том ее состоянии, когда она связана с телом, так и в том, когда она освобождается от негр, т. е. становится духом. Основные положения всего этого учения Кардек издал в небольшой книжке «Qu'est-ce-que le spiritisme?» (Что такое спиритизм? Париж, 1859). Достаточно будет привести отсюда несколько цитат, чтобы наметить пункты, имеющие для нас наибольший интерес. Особенное внимание обращаем мы на религиозную сторону его учения.
«Если бы возможно было заставить всех разумных людей высказаться, на основании их сокровеннейших мыслей, относительно вечного наказания, то мы скоро бы увидали, в какую сторону склоняется большинство их. В самом деле, представление о вечной каре есть очевидное отрицание неисчерпаемого милосердия Божия. Спиритизм может объяснить и возникновение этого верования. Нам приходится иногда иметь дело со страдающими и несчастными духами, которые, вследствие ограниченности своих понятий и своего знания, не ведают того момента, когда должны прекратиться их мучения. Они подавлены тем убеждением, что мучения эти будут продолжаться вечно, и в этом заключается отчасти их наказание. Впрочем, для продолжительности наказания низших духов не существует никаких определенных границ. Путь к улучшению всегда открыт для них, но путь этот может быть далек, а так как они, как мы уже имели возможность видеть, часто подвергаются подобным мучениям в течение многих веков, то у них есть основание думать, что мучение это должно быть вечным.
«Спиритизм не признает существования дьяволов в обычном значении этого слова, но, конечно, допускает, что есть злые духи, которые причиняют много зла, пробуждая дурные желания и мысли. Вместе с тем спиритизм учит, однако, что эти духи не созданы специально для того, чтобы делать зло, и что они не осуждены на вечное подчинение силе зла, что они — не отбросы творения и не палачи человечества, но что это несовершенные и недоступные для добра духи, улучшение которых Бог предоставил будущему. С этим согласуется учение Оригена о том, что дьявол в конце концов исправится, откуда следует исправление злых духов, чем и отвергается учение о вечной каре».
В качестве пути, который всех духов в конце концов приводит к блаженству, Кардек принимает возрождение. Однако его учение отличается от древних представлений о переселении душ тем, что, по его положительному утверждению, человеческая душа может поселиться опять лишь в человеческом теле, тогда как, по мнению древних, для ее временного пребывания могли служить и животные. Учение Кардека может быть вкратце передано в следующих положениях:
«Духи становятся чище и благороднее, благодаря тем испытаниям, которым они подвергаются в земной жизни. Но так как эта жизнь, в сравнении с безграничной продолжительностью духовной жизни, есть лишь мгновение, то одного пребывания в этой жизни не могло бы быть достаточно для полного очищения духа; поэтому дух столько раз покидает земную жизнь и снова в нее возвращается, сколько это необходимо для достижения такой цели. Число земных существований, через которые должен пройти каждый отдельный дух, остается неопределенным. Дух, прошедший все возрождения, нужные для его очищения, более им не подвергается. Тогда он становится чистым духом и наслаждается высшим блаженством вечной жизни. При каждом перевоплощении дух приобретает все большие познания и опытность, которые споспешествуют его облагорожению. Таким образом, возрождение есть средство, предоставленное духу для того, чтобы он постепенно мог преуспевать в облагораживании. То, что дух приобретает во время земного существования по части знаний и нравственности, никогда уже им не утрачивается».
После этих образчиков Кардековского спиритизма не может оставаться никакого сомнения в том, что все его учение по своей сущности имеет источником религиозные интересы. Сверх того, оно также особенно пригодно для того, чтобы служить для объяснения различных медиумических явлений. Эта сторона спиритизма трактуется Кардеком в его втором главном произведении «Le livre des mediums» (Книга медиумов. Париж, 1861). В этом весьма объемистом труде дается изложение всех медиумических явлений, которые были известны в то время. Всего интереснее кажется мне тот отдел, где говорится о различных видах медиумов. Здесь мы, несомненно, имеем первую попытку их классификации. Особенно сильным логиком Кардек, очевидно, не был.
Его подразделение медиумов проводится с двух различных точек зрения, которые он, однако, перемешивает, принимая в расчет то состояние медиумов, то их действия. При этом получаются следующие разряды: физические медиумы, вызывающие звуки и движения неодушевленных предметов; чувствительные (сензитивные) медиумы, ощущающие присутствие духов; слышащие, которые слышат духов, и видящие, которые их видят. Говорящие медиумы есть те, через посредство которых духи дают о себе знать путем слов, пишущие — те, с помощью которых духи делают письменные сообщения. Затем имеются еще медиумы-сомнамбулы, которые могут действовать лишь в сомнамбулическом состоянии, и врачующие медиумы, сообщающие диагнозы и предписания духов по отношению к болезненным явлениям.
Во всем этом делении всего страннее то, что Кардек нигде, насколько я могу судить, не пытается объяснить, почему медиум обыкновенно принадлежит лишь к одному из этих разрядов. Можно бы думать, что пишущий медиум, с помощью которого духи приводит в движение карандаш, будет двигать также и другие неодушевленные предметы, следовательно, будет также физическим медиумом. Но это совершенно не так. Неясно даже и то, в чем собственно заключается назначение медиумов. Кардек, надо заметить, заимствовал из немецкой пневмато-логии положение, что духи имеют полуматериальную оболочку, нервный дух или, по его терминологии, перисприт. При телесной жизни перисприт соединяет дух с телом, после смерти же он следует за духом, благодаря чему последний получает возможность делать себя видимым или слышимым для медиума и воздействовать на земную материю. Но если дух с помощью перисприта может воздействовать на какой-либо предмет, напр, на стол, по соседству с которым нет никакого медиума, то для чего же вообще нужно тогда присутствие медиума? Это остается совершенной загадкой. Кардек, очевидно, прав, утверждая, что спиритизм есть несовершенная наука, так как много еще, конечно, нужно экспериментальных исследований и теоретических соображений, прежде чем дело станет несколько более ясным, хотя бы только в общих чертах.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 844;