СПИРИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ДЭВИСА

Когда Дэвис подпал возрастающему влиянию спиритических идей, то ему, как знаменитому ясновидцу, естественно, должно было прийти в голову написать теорию спиритизма. Его книга об «общении с духами» в высшей степени наивна и, подобно «принципам природы», обличает в авторе недостаток основательных исторических и естественноисторических познаний. Так, напр., он совсем ничего не знает о том, что явления, подобные происходившим в Гайдсвиле и Стратфорде, уже сотни раз наблюдались раньше в Европе; для него они представляются чем-то совершенно новым.
«Во все времена, несомненно, существовали отдельные, в высшей степени слабые,темные указания i:a невидимые духовные силы: некоторые индивиды, а также различные секты получали указания, считавшиеся откровениями относительно невидимого и таинственного мира. Но никогда раньше человечеству не было дано столь ясных, связных и бесспорных доказательств существования и влияния духов, как в этом столетии. Причиной же этому служит то, что люди вообще, за немногими лишь исключениями, никогда не осмеливались прежде обращать свой разум на таинственные и сверхъестественные происшествия. Всякая попытка со стороны духа обнаружить свое действительное существование и свое назначение постоянно отклонялась уничтожающим скептицизмом или фанатическим суеверием... Но теперь настало время, когда два мира, духовный и естественный, подготовлены к тому, чтобы встретиться и обняться на почве духовной свободы и прогресса».
Не одни люди, однако, виноваты в том, что до сих пор не могло установиться правильное сообщение между двумя мирами,— в этом виноваты отчасти и духи, которые только теперь открыли средства для такого сообщения и привели методы в систему. Это объясняется тем, что все духи по своему происхождению есть человеческие души, которые не становятся совершенными тотчас после смерти.
«Совершенно ошибочно думают многие люди, будто души тотчас же получают почти безграничное знание, как только они вступают в новую жизнь. В высших сферах духи преуспевают в любви и мудрости совершенно так же, как на этом свете человек обогащает свое знание научными и философскими сведениями».
Более того, совершенствование духов всегда бывает односторонним: большинство из них развивается обыкновенно лишь в том направлении, в каком они преимущественно действовали здесь на земле.
«Многие духи достигают большого совершенства именно в той истине или науке, к которой они чувствуют наибольшую симпатию и наибольший интерес, тогда как в других истинах и науках они могут оставаться сравнительно непросвещенными».
При таких обстоятельствах, прежде чем могли начаться правильные сношения, должны были сперва явиться духи с определенными интересами, и духи эти должны были сделать известные открытия. Но теперь способ для таких сношений найден, именно благодаря знаменитому соотечественнику Дэвиса Веньямину Франклину, открывшему великий «принцип пантеи», или метод электрических колебаний.
Дэвис следующим образом рассказывает об этом открытии, приводя подлинные слова Франклина, слышанные им во время долгой беседы с этим передовым духом.
«При исследовании многочисленных проявлений, в которых сказалось присутствие духов у многоразличных сект и племен земли, я заметил, что обитатели земли никогда не имели правильного понятия о великом всеобщем принципе аномального общения с духами, хотя эти последние и дают о себе знать время от времени. Согласно с великой неисчерпаемой любовью, какую я чувствую к научным исследованиям и изысканиям, я постоянно,— со спокойной и пламенной радостью,— шел в этом познании все далее и далее, прослеживая принципы пантеи, или электричества, до их бесчисленных сплетений и различных видоизменений. Я созерцал могущественное действие этого элемента в великой нервной системе природы, его переход от созвездия к созвездию, от планеты к планете, его далекие и мощные полеты от обитателей высших кругов второй сферы до населения самых отдаленных миров; и во всех его далеких полетах и многоразличных действиях я признал Бога. Эти дивные и поглощающие душу наблюдения были сделаны также индивидами, далеко превосходящими меня по своим умственным способностям и открытиям, хотя эти духи еще не занимались применением принципов пантеи в качестве средства для установления сношений с обитателями земли».
Подобными вещами наполнена вся книга Дэвиса, который имеет смелость эту нелепую бессмыслицу выдавать своим читателям за слово духа Франклина. В заключение Франклин и его друзья по загробному миру открывают, как они с помощью принципа пантеи, или «божественного элемента», приводят в движение земные предметы и, таким образом, могут сноситься с людьми. Они делают опыты в различных местах земли, и им удается там и сям вызвать некоторые слабые звуки, «особенно же в Рочестере,— где оказались необходимые для этого условия,— дали мы о себе первые вести, которые до известной степени обратили на себя внимание света и заинтересовали скептический рассудок. Мы радовались благоприятному исходу наших опытов, в особенности когда мы видели, что вызванные нами звуки обратили на себя внимание многих, которые начали исследовать их происхождение и повод; но мы все-таки не могли помешать частым недоразумениям. Вследствие раздражения и незнания духовных причин многие лица придавали данным указаниям совершенно ложное значение; таким образом, возникли многие неверные суждения и мнения, которые до сих пор остаются неисправленными. Не могли мы также помешать тому, чтобы люди не прибегали к почти точному подражанию нашим вибрациям, причем иногда получались изречения, противоречащие указаниям, какие мы давали медиумам, и несогласные с условиями, которые отмечены нами как пригодные для сношения при помощи звуков».
Тут Дэвис должен, к сожалению, согласиться, что «аномальное общение при помощи принципа пантеи» не дало особенно блестящих результатов. «Правда, все сведения, полученные до сих пор через электрические колебания, не могут, по-видимому, удовлетворить просвещенного человека. Ответы совершенно не связаны между собой и крайне лаконичны; часто они оказывались совсем ненадежными, а сплошь и рядом даже лишенными всякого значения. Сообщения тривиальны и указывают, в сравнении с обычными разговорами между людьми, на столь низкое умственное развитие, что многие серьезные люди сомневаются в том, чтобы, вообще, когда-нибудь можно было получить посредством духов ценные сведения; на том же основании скептики объявляют, что звуки эти просто-напросто производятся людьми именно с целью ввести в обман. Общее впечатление таково, что мир духов должен был бы указывать более достойные и возвышенные истины».
Причину, почему до сих пор были получены такие крайне жалкие результаты, Дэвис видит в том, что ни духи, ни люди не умеют надлежащим образом пользоваться новым открытием. «Духи не всегда могут объяснить людям дело со всех сторон, особенно же применяя несовершенный, медленный и скучный метод электрических звуков. Но так как духи не безошибочны, не всемогущи и в то же время принуждены сообразоваться с условиями нового метода, которым они Не вполне владеют, то не всегда можно полагаться на число ударов, долженствующих передать ту или другую мысль». Благодаря этому часто возникают недоразумения; иногда духи даже противоречат сами себе. «Противоречия эти надо приписать обширному классу симпатических духов, куда относятся духи, которые хотя и покинули землю, но все-таки не вполне освободились от прочных уз и отношений, связывающих их с людьми. Вследствие этого когда они приближаются к кружку собравшихся друзей, чтобы вступить с ними в сношение, то ими до такой степени овладевает господствующий здесь порядок мыслей, что они соглашаются почти со всем, что стал бы утверждать спрашивающий. В доказательство справедливости этого мнения я мог бы привести сотни примеров, когда духи, делавшие сообщения посредством звуков, прежде говорили то, чему впоследствии противоречили самым решительным образом. К ним обращаются с теологическими вопросами: в одном собрании и при известных обстоятельствах получаются ответы, вполне совпадающие с господствующими воззрениями этого кружка; в другом же собрании и при совершенно иных влияниях данные прежде ответы видоизменяются, так что совпадают с главными воззрениями нового кружка».
Всего прискорбнее при этом, по словам Дэвиса, то обстоятельство, что такого рода сообщения делаются от имени какого-нибудь апостола или другого высокого духа. «Но я имею возможность ответить здесь на вопрос, который, вполне естественно, возникает у читателя, именно: каким образом столь развитой дух, как, напр., св. Павел, может ставить свои ответы в такую зависимость от желаний членов кружка. Я весьма тщательно исследовал этот вопрос и путем критического внутреннего обзора прошлых явлений открыл, что ни один из упомянутых кружков не имел дела с действительным апостолом Павлом или с кем-нибудь из его славных товарищей. В замен того я нахожу, что какой-либо умерший друг или родственник одного или нескольких из присутствующих вступил в симпатическое общение с собранием и отвечал на его вопросы... И подобно тому как во внешнем мире люди могут повиноваться чужому руководству и зависеть от окружающей обстановки и влияния отдельных лиц, так и во внутреннем мире существует разряд неразвитых духов, которые, сносясь с каким-нибудь кружком при помощи звуков, подпадают под влияние положительных представлений его членов. Эти духи, преуспевшие больше в божественной любви, чем в мудрости, легко подчиняются такому влиянию и начинают чувствовать как раз то, что чувствует и думает большинство лиц в кружке». Поэтому когда во время сеанса задается вопрос о присутствии того или другого высокого духа, то такой симпатический дух отвечает «да», так как он руководствуется желаниями присутствующих и сообразуется с ними в своем ответе. Таким путем члены кружка получают подтверждение всех своих воззрений: духи просто только поддакивают им.
«Согласно господствующим теперь верованиям многие мыслящие люди придерживаются того мнения, что обязательно должны существовать злые духи, входящие в общение с людьми под ложным именем и выражающие согласие с такими положениями и мыслями, о которых у них нет ясного представления, благодаря чему они вводят людей в заблуждение и противоречат себе самим. Но я имею право удостоверить своих читателей, что все дело может обойтись и без признания наличия злых или хотя бы только невежественных духов. Есть дружественные, любящие и восприимчивые духи, которые чувствуют себя увлеченными общением с оставшимися в живых родственниками и друзьями и которые под властью своих симпатических чувств соглашаются со всем, о чем их спрашивают».
Произведение Дэвиса содержит еще другие дикие фантазии, напр., об освобождении души от тела смертью, об устройстве мира духов, об «утонченном» электричестве, с помощью которого духи приводят в движение столы, и т. д. Все это посторонние вещи, которые не имеют значения для понимания спиритизма и потому могут быть здесь опущены








Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 531;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.