Границы в будущем: линии или зоны?
Изменения территориальных идентичностей в результате трансформации мировой системы глубоко затрагивают функции государственных границ. В результате процессов интернационализации общественной жизни контактная функция границ активизируется. Главной проблемой становится не локализация линии границы, ее демаркация и делимитация, а ее функции. Используя концепцию основных форм общественной практики Харви, можно сказать, что материальные потоки и иные взаимодействия, обеспечивающие общественное воспроизводство и особенно воспроизводство «человеческого капитала» (качество трудовых ресурсов), все больше, определяют свойства государственных границ (Harvey, 1989).
Другими словами, это означает, что территориальная экспансия более не рассматривается как средство увеличения влиятельности и мощи государства. Человеческий капитал и инновационность экономики — таковы самые важные факторы общественного прогресса, подъема благосостояния населения, а вовсе не обладание месторождениями полезных ископаемых или плодородными сельскохозяйственными землями.
Международное сообщество выработало определенный кодекс
поведения на международной арене, не признающий агрессии, интервенции и использования силы в международных отношениях и для защиты прав родственного меньшинства (к большому сожалению, его действенность была поставлена в 1999 г. под сомнение в ходе кризиса в Косово).
Go времен Великой Французской -, революции демаркированные на местности границы государств служили также рубежами их законодательного, налогового, административного, экономического и политического пространства, средством регулирования трансграничных потоков товаров, капиталов и людей. Растущая прозрачность' границ, особенно в отношении товарных потоков, свидетельствует о том, что «тотальные» или «интегральные» закрытые границы становятся «дифференцированными», в разной степени проницаемыми; разных потоков, видов и субъектов деятельности.
Государство устанавливает для них разные границы (часто проходящие по разным рубежам). Они становятся все более сложно организованным и тонким фильтром, сортирующим трансграничные потоки. В результате разные социальные группы и виды деятельности получили «свои» границы и «свои» приграничные зоны. Так, для крупных предприятий таможенные сборы, пограничные формальности и потери времени для оформления грузов не играют заметной роли, тогда как для малых или средних они остаются серьезным препятствием, заставляющим их ориентировать свою деятельность на внутренний или местный рынки. Для бизнеса крупных компаний государственные границы не составляют значительных препятствий. Для них границы — просто удобные разделительные линии между этническими, лингвистическими и культурными ареалами.
Государственная граница не является только линией, очерчивающей пределы государственной территории и территориальных вед. Развитие транспорта, средств связи и международной торговли Порождает появление границ далеко в глубине государственной территории — например, вокруг международных аэропортов, вокруг гаециальных таможенных и свободных экономических зон
Границы в Мировом океане представляют собой целую систему (границы территориальных вод, экономических зон...). Таким образом, приграничные зоны охватывают не только пространства, прилегающие к границам с соседними государствами.
В целом система границ эволюционирует от единственных рубежных линий — к множеству, от линий — к зонам, от физических границ — к культурным, от непроницаемых барьеров — к линиям взаимодействия.
Таким образом, вдоль границы создается особый тип пространства, характеризуемый разной интенсивностью взаимодействия между соседними странами, в том числе интенсивностью трансграничных потоков.
Пограничное пространство может быть определено как содиално-географическая зона вдоль границы или вокруг пункта в глубине территории страны, в пределах которой наблюдаются пограничные процессы и явления. Эти процессы и явления связаны с интересами соседних стран и взаимодействием между их экономическими, культурными, правовыми и политическими системами (см.: Кудияров, 1996),
Пограничное пространство, или зона, характеризуется протяженностью (длиной), шириной (глубиной) и насыщенностью (плотностью).
Из этого определения следует, что чем дальше от границы и чем сильнее барьерная функция границы, тем, как правило, меньше интенсивность пограничных процессов и явлений — насыщенность пограничного пространства. Понятно также, что глубина пограничного пространства неодинакова. Поскольку оно формируется в результате взаимодействия экономического, культурного и других пространств соседних стран и носит, следовательно, интегральный характер, его рубежи представляют собой результирующую между границами зон взаимодействия «частных» пространств. Иными словами, границы экономических взаимодействий не совпадают с границами культурных контактов и т. д.
Активизация контактных функций границ привела к появлению четырех их основных типов (см. табл. 3).
В мире доминируют полупроницаемые границы. Границы соединяющего типа сформировались пока только в Северной Америке и Западной Европе, где, по-видимому, скоро возникнут и интеграционные границы. Границы между странами СНГ быстро эволюционировали от соединяющего типа к полупроницаемому. В СНГ имелась и еще в принципе сохраняется возможность обойти этапы развития границ и приграничных районов, пройденные развитыми странами, но нерешенность задач государственного строительства, неотъемлемый элемент которого — создание системы границ, часто вступает в противоречие с интеграционными тенденциями, вследствие чего барьерные функции усиливаются.
Парадоксальным образом регионом мира с самыми молодыми границами еще до распада Чехословакии, Югославии и СССР был Старый Свет: «Европа — это машина по деланию границ», — писал Фуше (Foucher, 1991). Если посмотреть на карту, отображающую все государственные границы, существовавшие в Европе, например, с XVI в., то весь запад материка кажется покрытым сплошной паутиной линий. Заключительный акт Хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству, торжественно подписанный руководителями всех европейских государств, а также США и Канады в 1975 г., вовсе не зафиксировал нерушимых, «вечных» границ, как тогда предполагалось. Последствия многочисленных перекроек европейской политической карты, происходивших волнами — после Первой и Второй мировых войн, после 1989 г., сильно сказываются в хозяйственных и политических ландшафтах практически всех европейских стран.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 586;