Болезнь Мадемуазель де Дампьер
Иначе проявляются неврозоподобные тики. Они монотонны, стереотипны, однообразны, возникают в любое время и, как правило, меньше зависят от душевных переживаний пациента, а усиливаются вследствие переутомления, усталости, физического напряжения (допустим, ребенок набегался, подрался) и соматических заболеваний. Дети с неврозоподобными тиками не переживают это расстройство; если и хотят вылечиться, то в основном на словах. Поэтому чем больше обращают внимание ребенка на этот дефект, чем больше заставляют его контролировать свои движения, тем лучше1 если ребенок старается контролировать движения мышц лица, значительно меньше обнаруживаются тики, а иногда и совсем исчезают.
На консультацию привели девятилетнего мальчика. Отец его когда-то, до рождения ребенка, болел сифилисом. У матери в период беременности периодически резко повышалось артериальное давление.
Родился ребенок в асфиксии, принесли его матери кормить только на третий день. Во время беременности, во время родов и после рождения ребенка мать постоянно тревожилась, что будет с ним, не отразится ли на его здоровье когда-то перенесенный отцом сифилис, по поводу которого отец активно лечился. Тревожность матери, видно передалась и ее ребенку, тот всегда отличался мнительностью, склонностью к сомнениям, был пуглив К матери был очень привязан. Не отпускал ее ни на шаг, без нее не ложился спать, не садился есть. Физически и интеллектуально развивался хорошо.
С трех-четырехлетнего возраста у ребенка начались тики: он ни переживал из-за этого, не обращал на них внимания; усиливались они при переутомлении. Мальчик был очень невынослив: стоило ему проехать 10 —15 мин в машине, как начинала кружиться голова, тошнило, иногда возникала рвота. Плохо переносил жару, духоту, громкие звуки. Вам, читатели, уже понятно, что у мальчика был церебрастенический синдром и неврозоподобный синдром в виде тиков — причинами этих нарушений были какие-то органические поражения центральной нервной системы в период родов, а возможно, и раньше.
Шли годы Отношения между родителями все больше ухудшались и, когда мальчику исполнилось 6 лет, пришли к такому пределу, за которым оставалось лишь одно — развод. Но прежде чем развестись, родители много лет ругались, часто дрались, выясняя свои сложные отношения И все это в присутствии мальчика После развода отец стал приходить по определенным дням навещать сына. Понятно, что в каждый свой приход он баловал ребенка, старался привлечь его на свою сторону, а заодно втолковывал мальчику, какая мать «плохая». Мать, в свою очередь, все делала наоборот. Иными словами, воспитание было противоречивым. Ребенок стал «разменной картой» в борьбе самолюбий отца и матери. И мальчик постепенно изменился.
Первое, что нарушилось, это сон: по ночам вскрикивал, вскакивал, куда-то стремился, бормотал имена то отца, то матери Стал бояться темноты, оставаться один в помещении, ездить в лифте («вдруг тросы не выдержат»), прислушивался к своему здоровью. Тики не покидали его, церебрастения с годами .немного уменьшилась.
В 8,5 года у него началось дневное недержание мочи Ночью все было нормально. Обычно дневное недержание мочи усиливалось после встреч с отцом. Мальчик мочился в белье так, будто хотел сделать назло матери, чтобы она забрала его из школы. В присутствии отца дневного недержания мочи не было. Да и страхов почти не было.
Картина болезни усложнилась, а началось все с тиков и церебрастении, которые, как правило, при благоприятных условиях проходят.
Какие советы можно было дать родителям? Прежде всего, не настраивать ребенка друг против друга. Не показывать ему свой антагонизм и взаимную ненависть. Относиться к ребенку ровно. Приучать его преодолевать страхи. Лечить. Лекарства я назначил, советы дал, будут ли их исполнять родители — не убежден.
От неврозоподобных тиков резидуально-органического генеза следует отличать проявления ревматической хореи При этом заболевании двигательные расстройства грубее, они затрагивают не только мышцы лица, но в первую очередь мышцы плечевого пояса и верхних конечностей, сопровождаясь и другими признаками ревматического поражения центральной нервной системы.
В некоторых случаях неврозоподобные тики возникают после воспаления головного мозга (энцефалита), они сочетаются с нарушениями поведения и другими симптомами органического поражения нервной системы Лечение при этом должно быть направлено не только против тиков, но и против всего комплекса остаточных явлений энцефалита
Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 703;