Болезнь и расточительный образ жизни
I. Важное значение имеет душевная болезнь. Душевнобольные распадаются на умалишенных (furiosi, dementes) и слабоумных, идиотов (mente capti, fatui). Такие лица лишены всякой дееспособности. Впрочем, умалишенные становятся вновь дееспособными во время своих светлых промежутков (dilucida intervalla). И телесная болезнь иногда приобретает юридическое значение. Различают болезнь в тесном смысле - morbus, в особенности острую болезнь - morbus sonticus, и далее постоянные недостатки, vitia corporis, как-то: глухоту, немоту, неспособность к половому сожительству и т.д. Юридическое значение этих моментов различное: напр., немые и глухие не могут заключать словесных договоров, скопцы не могут вступать в брак и усыновлять других лиц и т.д.
II. Расточители (prodigi) уже по цивильному праву подвергались ограничениям дееспособности. Именно над их bona paterna avitaque, т.е. имуществом, доставшимся по наследству от отца или деда, учреждалось попечительство - cura. Попечителями были ближайшие агнаты. Позднее попечители стали назначаться магистратом и попечению их было вверено все вообще имущество расточителя. В частности, расточитель лишался права отчуждать принадлежащие ему объекты и права, выдавать обязательства на свое имя, право же вступать в выгодные для него сделки, напр., принимать дарения и отказы, не отнималось у него. В таком виде постановления о расточителях перешли и в современное римское право.
_ 16. Родство и свойство*(70)
Родство имеет важное значение в особенности в области семейных и наследственных прав. То же, хотя в гораздо меньшей степени, следует сказать о свойстве.
Родство. Родство в тесном смысле или кровное, естественное родство, cognatio, cognatio naturalis есть взаимная связь между лицами в силу происхождения одного из них от другого или обоих от общего родоначальника. Родство может быть: a) законное или незаконное; дети, родившиеся вне брака, состоят в родственной связи только с матерью и ее родственниками; b) оно может быть родством в восходящей или нисходящей, или боковой линии; соответственно этому различают восходящих, нисходящих и боковых родственников; среди последних братья и сестры могут быть полнородные или неполнородные; c) оно может быть простое или сложное. Близость родства между двумя лицами определяется по числу рождений, которые отделяют обоих лиц друг от друга (quot generationes, tot gradus, так назыв. computatio civilis). Отношение родства может быть создано искусственным путем, на основании юридической сделки; это имеет место при усыновлении.
Римское право кроме кровного родства признавало еще так назыв. агнатическое родство - agnatio. В основании агнатического родства лежала не общность происхождения, а общность отцовской власти. Другими словами, агнатическими родственниками признавались лица, состоящие под общей отцовской властью (так назыв. sui), а также лица, которые состояли бы под общей властью, если бы их общий родоначальник находился еще в живых (agnati в тесном смысле). От кровного родства агнатическое отличается, во-первых, тем, что кровное родство само по себе недостаточно для обоснования агнатической связи. Так, напр., дети, эманципированные отцом, остаются, конечно, когнатами его, но перестают быть агнатами его, своих братьев и т.д. Во-вторых, агнатическое родство может возникнуть и помимо кровного родства. Так, напр., жена при браке cum manu становилась агнатической родственницей своего мужа, хотя бы и не была когнаткой его. В древнем праве агнатическое родство имело преобладающее значение, тогда как когнатическое не играло почти никакой роли. С течением времени, однако, благодаря претору и императорскому законодательству кровное родство стало приобретать все более важное значение. Окончательная победа когнатического начала над агнатическим завершилась при Юстиниане.
От родства надо отличать свойство, affinitas; это есть связь, существующая между одним супругом и родственниками другого супруга.
Презумпция родства. Доказательство отцовства бывает очень затруднительно, кроме случаев признания ребенка самим отцом. Ввиду этого в пользу детей, родившихся во время существования брака, допускается презумпция, что муж есть отец ребенка, если последний родился не раньше, чем по истечении 181 дня со дня заключения брака и не позже 10 месяцев по прекращении брака. Впрочем, допускается доказательство противного, т.е., что муж не мог быть отцом ребенка, (благодаря тому, напр., что он находился в отсутствии или был импотентен и т.д.).
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1008;