Сэн – опережение, связь «действие – время», чувство, ощущение противника.
Под понятием «Сэн» в боевых искусствах и, частности, айкидо, подразумевают реагирование на действия противника и произведение собственных действий. Сэн напрямую связан с Ма, поскольку Ма является его пространственным критерием.
Рассматривая Сэн как реакцию, определяют 3 уровня реагирования.
Первый уровень – Сэн-но-Сэн. Это реагирование непосредственно в момент произведения противником начала атакующего действия. Как правило, это актуально на дистанции Чика Ма.
Второй уровень – Тай-но-Сэн. Это реагирование в момент произведения противником атакующего действия.
Третий уровень определяется двумя видами реагирования –
- Го-но-Сэн как реакция на ударное воздействие
- Мачи-но-Сэн как реакция на воздействия на базе захватов (броски, контроли, удушения, захваты)
Оба вида реагирования предполагают действия по факту произведённой атаки, т.е. после осуществления захвата, но до выполнения предполагаемой техники или в последний момент (как правило, ки-мэ) удара.
Виды реагирования
Физиологически, реагирование разделяется на несколько видов. Для практики боевых искусств необходимо развитие всех видов реагирования как отдельно каждого, так и их различные комбинации.
Наиболее простой вид реакции, имеющийся у каждого человека в той или иной степени развития, это – безусловная реакция. Этот вид реагирования является врождённым рефлексом и, включаясь в действие от визуального, тактильного и аудиального воздействия, проявляется в моргании, рефлекторной попытке убрать часть тела из-под атаки, поднятии и напряжении плеч, выставления рук к источнику опасности и т.д. Этот вид реакции важен при первых шагах в единоборствах, но опасен на более высоких уровнях, поскольку не всегда адекватен ситуации и легко прогнозируем.
Условная реакция, базирующаяся на выработанных рефлексах – это более высокий уровень реагирования. В сфере боевых искусств он может быть подразделён на подвиды, исходя из применяемых методов тренировок.
Техническая реакция – это реакция, основанная на длительном техническом тренинге
определённых форм физического реагирования на конкретные формы атаки. На Востоке такой метод получил наименование «10 тысяч раз». Способ применяемого тренинга, как правило, субури, т. е. многочисленное повторение.
Глубинная реакция – это реакция, основанная на тренинге сознания подразумевающим осмысление конкретных техник, тактических и стратегических принципов, ключевых форм и т.д. без постоянных тренировок физических действий. Эта методика тренинга называется Митори–гэйко. В айкидо такая форма тренинга применяется травмированными, ослабленными и временно не дееспособными учащимися и заключается в присутствии на тренировках. К подвиду глубинной реакции также относится методы включения, основанные на прямом воздействии на сознание. Наиболее известны практики якорения, постановки «ключей», «25 кадра», кодирования через транс или состояние сна и др. Данные формы неэтичны, т.к. подразумевают постороннюю манипуляцию. В восточных системах применяются формы самонаведения, которые фактически являются включением, но производятся самостоятельно через техники медитации.
Следующий вид реакции это – сложная реакция. Она базируется на условной, но имеет больший срок тренированности и более сложную структуру действия. Она также может делиться на подвиды. Наиболее важными считаю реакцию выбора и предчувствие.
Реакция выбора – самая необходимая в боевых искусствах. Её основу составляет наработанный технический арсенал с высокими качественными и количественными характеристиками, из которого по принципу максимальной эффективности выбираются наиболее адекватные ситуации действия реагирования. Для тренинга данной формы реагирования в айкидо, начиная с низкого уровня подготовки, используется тренировочный принцип вариативности, при котором на одно техническое действие изучается два варианта противодействий Омотэ и Ура. Далее добавляется изучение форм Сото и Учи. На высоких уровнях наработка технического арсенала с вариативностью исполнения техник является показателем мастерства.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 1237;