IV. Сельское хозяйство и продразверстка
Если в 1917 г. хлеба в стране было еще достаточно, то в 1920 г. получено лишь 60% довоенного количества сельскохозяйственной продукции. Хуже было другое - сельское хозяйство в результате нарушения товарооборота между городом и деревней стало натуральным, т.е. не производило товарной продукции. Получить продовольствие для города теперь стало возможным только путем принуждения.
Главная мера военного коммунизма в деревне - продразверстка: крестьяне обязаны сдавать государству все продовольствие, за исключением необходимого для жизни минимума, по твердой государственной цене, т.е. практически бесплатно. Торговля продовольствием могла вестись лишь в обход разверстки и означала, что хлеб, который надлежало сдать государству, был продан или обменен частным лицом, поэтому она была запрещена.
Само название "продразверстка" отражает противоречивость этого понятия: развертывалось то количество продовольствия, которое надо было заготовить, т.е. объем заготовок определялся не наличием товарных "излишков" у крестьян, а государственными потребностями. Естественно, что продовольственные органы для выполнения задания вынуждены были забирать у крестьян не только "излишки". К тому же объем хлебозаготовок за период с 1918 по 1920 гг. увеличился в 5 раз, что отнюдь не сопровождалось соответствующим ростом сельскохозяйственного производства.
Продовольствие поступало в распоряжение Наркомпрода и распределялось в городах по нормам, карточкам. Тогда еще не было сети государственных магазинов, поэтому продукты и промышленные потребительские товары распределялись через потребительские кооперативы. Такие кооперативы возникли при предприятиях еще до революции. Они закупали в деревнях, добывали разными путями продовольствие и распределяли среди своих членов. Теперь они превращались в единую распределительную сеть. При этом выдерживался классовый принцип: тот, кто нигде не работал, карточки не получал и продовольствием не обеспечивался.
Впрочем, государство по карточкам могло обеспечивать людей лишь таким минимумом продуктов, который позволял не умереть от голода. Нормы были голодными. Самый высокий месячный паек, которой полагался для рабочих военных заводов, составлял в среднем в месяц 10 кг муки, 1-2 кг – крупы, 800 г- сахара, 400 г – жиров, 1-2 кг – мяса.
Однако у государства не хватало продуктов, и официальная норма не обеспечивалась. Люди получали лишь половину или четверть полагавшегося хлеба (т.е. рабочие военных заводов - не 10, а 3-5 кг муки), половину положенного мяса и сахара (т.е. 400 г сахара и 0,5-1 кг мяса), четверть жиров (100 г в месяц). Причем речь здесь идет о самых высоких пайках. Остальные получали еще меньше. Из всех продуктов, поступавших в города, только 30-50% проходили через государственную распределительную сеть. Остальную часть давали "мешочники", "черный", запрещенный рынок. Торговля была запрещена. Практически закрыть ее государство было не в состоянии. "Мешочники" – не только спекулянты, как официально считалось. Горожане ехали в деревню, чтобы обменять на продовольствие одежду, обувь, предметы собственного быта.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 1462;