I. Первобытное хозяйство восточных славян и его разложение
Первоначально предки славян заселяли степи между Днепром и Одером. Затем они начинают мигрировать. Одна часть славян движется на юг, на Балканы, и составляет впоследствии группу южных славян (народы Болгарии и Югославии), другая мигрирует на север и образует группу западных славян (народы Польши и Чехословакии), третья передвигается на Северо-восток, на территорию нашей страны. Таким образом появляется группа восточных славян.
В те времена значительно большую часть нашей территории занимали леса. Граница между лесом и степью проходила южнее, так что город Киев был построен среди лесов.
Постепенно углубляясь в леса и болота, продвигаясь из южных степей все дальше на север, славяне продолжали заниматься земледелием, не превратились в бродячих охотников, как их новые соседи - коренные лесные жители.
Однако земледелие здесь долго сохраняло специфический лесной характер - это было подсечно-огневое земледелие. Чтобы отвоевать у леса землю для посева, лес подрубали, деревья засыхали на корню, после чего их сжигали и золой удобряли почву. Затем этот участок засевали два-три года, пока удобренная земля давала хороший урожай, потом выжигали под поле новый участок леса.
Приблизительно к VII в. н.э. у славян главным орудием земледелия становится соха, и мотыжное земледелие сменяется пахотным. В условиях северных лесов с пнями и корнями деревьев плуг появиться не мог - он застрял бы на первых метрах, а легкая кленовая сошка перескакивала на корни и коряги.
С переходом с пахотному земледелию был связан и переход от подсечной к двухпольной и переложной системам. При переложной системе на поле сеялся хлеб несколько лет подряд до истощения почвы, затем это поле забрасывалось и распахивалось новое, а прежнее тем временем зарастало. Когда истощалось второе поле, могли вернуться к первому. При переложной системе наличная пашня делилась на два поля, одно из которых засевалось, а другое отдыхало под паром, причем чередование засеваемых полей происходило ежегодно.
С развитием производительных сил менялись и производственные отношения. Расчистка парки от леса задержала распад родового строя: подсечное земледелие требовало огромных затрат коллективного труда. Одна семья в тех условиях не могла вести самостоятельное хозяйство. Поэтому родовая патриархальная община, т.е. большая семья, состоявшая из родственников по мужской линии, вела общее хозяйство (не случайно слова "общий" и "община" в русском языке имеют один корень).
Община составляла небольшой поселок из деревянных жилищ, окруженный тыном, т.е. частоколом из заостренных и вертикально вкопанных в землю бревен. Такие укрепленные поселки принято называть городищами.
При переходе к пахотному земледелию, к переложной и двупольной системам, когда у леса для посевов были отвоеваны значительные площади, т.е. приблизительно с VII в., земледелие уже перестало требовать обязательного коллективного труда. Вследствие этого родовая община перерастает в сельскую, аналогичную общине-марке у франков. У восточных славян сельская община называлась "вервью" на юге и "миром" на севере. Русские крестьяне решали свои деревенские дела "миром" вплоть до Октябрьской революции.
Чем отличалась сельская община от родовой? Во-первых, тем, что теперь в поселке-городище могли жить не обязательно близкие родственники. Хотя это не главное и даже не обязательное отличие. В некоторых русских деревнях до последнего времени все жители имели одну фамилию - они все еще были родственниками.
Главное отличие заключалось в том, что общее хозяйство рода делилось на частные хозяйства отдельных семей. Появилась частная собственность. В общей, общинной собственности оставалась лишь земля, но для использования она теперь делилась между семьями; все же остальное имущество было в частной собственности.
Там, где появилась частная собственность, неизбежно выделяются слои богатых и сильных людей. Только не надо это представлять себе примитивно: внутри общины одни богатеют и становятся феодалами, а другие беднеют и попадают к ним в зависимость. Нет, у славян, как и у других народов, феодализм формировался сложным путем выделения военной верхушки.
Распад родовых общин, т.е. переход к сельским, по выражению академика Б.А. Рыбакова, был восстанием детей против отцов. Когда отдельные члены рода требовали имущественного выделения из общего хозяйства рода, то это было восстанием против прав родоначальника. Иногда в этой борьбе отцов и детей, особенно в начальный период, стремящиеся к самостоятельности члены рода объявлялись "изгоями", так называемыми изгнанниками из рода без имущества и без права на его покровительство. Тогда они были вынуждены искать защиты в более высокой инстанции - у вождя племени, в состав которого входил род, т.е. у князя.
Дело в том, что, как и у других народов на этапе перехода от родового строя к классовому обществу, у славян был строй военной демократии. Главным органом власти племени считалось народное собрание - вече. Вече выбиралось для ведения военных действий, защиты от врагов военного вождя. У древних греков такой военный вождь назывался василевсом, у римлян - рексом, у франков - королем, а у славян - князем.
С развитием производительных сил, а, следовательно, и накоплением прибавочного продукта, богатства, появляется возможность захвата значительной военной добычи. Учащаются столкновения ради захвата этой добычи. В связи с этим повышается значение военной дружины, возглавляемой князем. Сначала состав этих дружин был временный - они состояли из "отроков", т.е. молодых людей, не имевших еще своей семьи и хозяйства и выполнявших военную повинность. Однако потом некоторые "отроки", испытавшие сладость побед и вольной жизни, отказывались после окончания срока службы возвращаться в общины к крестьянской работе. Самый известный герой былин Илья Муромец, как только почувствовал "силу богатырскую", так, один лишь день, попахав на поле отца, поехал наниматься к князю дружинником. Охотно принимали к себе в дружину князья и изгоев. Так дружина приобретала все более постоянный контингент: теперь она состояла в основном из военных-профессионалов, рыцарей, оторвавшихся от общин и крестьянской жизни.
Эти люди и составили господствующую группу общества. Они были и самыми сильными как военные профессионалы, к тому же лучше вооружены, чем члены общин - земледельцы.
Таким образом, развитие производительных сил привело к распаду родовых общин, переходу к сельским общинам, к возникновению частной собственности, выделению богатой и сильной верхушки.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 2124;