Военный подъем и послевоенные трудности
В первой мировой войне Япония приняла участие на стороне Антанты. У нее не было особых противоречий с Германией, но на стороне Антанты действовать было выгоднее: Германия на Дальнем Востоке не имела вооруженных сил, но там находились колониальные владения, которые можно было захватить. Если же Япония выступила бы против Антанты, ей пришлось бы воевать против России.
Япония вступила в войну, ссылаясь на свой союзнический долг перед Англией. Договор с Англией действительно имел место, но не обязывал Японию воевать на стороне Англии. Английское правительство, понимая, что участие Японии в войне ведет к захвату германских колоний, пыталось отговорить ее, но безуспешно.
Так и получилось. Участие Японии в войне было номинальным, но соседние германские владения - концессию в Шандуне, а также Марианские, Каролинские и Маршалловы острова на Тихом океане - она успешно захватила.
Этим выгоды от войны не исчерпывались. Европейские державы в годы войны перестали везти свои товары на азиатские рынки, и Япония стала спешно осваивать эти территории. Экспорт из Японии вырос в 3 раза, а промышленное производство - в 5 раз. Экспорт обеспечил приток золота в бедную Японию, и золотой запас Японии в годы войны вырос почти в 7 раз.
Однако все завершилось концом военной конъюнктуры. Европейские товары вернулись на азиатские рынки, и экспорт Японии сократился на 40%, из-за этого на 20% упало промышленное производство. От кризиса 1920-1921 гг. Япония не могла оправиться много лет. Лишь в 1925 г. производство восстановило уровень до кризисного 1919 г. В 1926 -1927 гг. Японию охватил "промежуточный" кризис, которого не было в других странах. Четверть производственных мощностей застыла в бездействии, обанкротился ряд банков и торговых домов. Этот кризис стал первым толчком к милитаризации экономики. Он привел к власти реакционное правительство генерала Танака, и в 1927 г. появился "Меморандум Танака" - стратегический план установления мирового господства. Этим планом намечалось захватить сначала Китай и советский Дальний Восток, затем всю Азию, Европу и разгромом США завершить покорение мира.
Через год после "промежуточного" кризиса в 1929 г. начался новый, мировой. Производство снова упало на 40%, обанкротились банки и промышленные компании. Внутренний рынок был крайне узким из-за низкой нищенской заработной платы и мелких крестьянских хозяйств, а на внешнем рынке японские товары из-за низкого уровня производительных сил были неконкурентоспособны. Они имели репутацию "дешевых, но дрянных".
В сельском хозяйстве сохранялись те же отношения, что и до первой мировой войны. Больше половины земли находилось в собственности помещиков, которые сами хозяйством не занимались, а сдавали землю в аренду. В основном это были "отсутствующие помещики", которые даже жили не в деревне, а их связь с землей выражалась лишь в получении арендной платы. Арендная плата составляла 50-60% урожая. Средний размер крестьянских хозяйств был меньше 1 га. По-прежнему в сельском хозяйстве господствовала мотыга - 80% крестьян не имело рабочего скота.
Милитаризация хозяйства накануне и в период второй мировой войны (1932-1945 гг.)
Выход из экономического кризиса японское правительство видело в милитаризации и агрессии. В 1931 г. японские войска захватом Манчжурии начинают "необъявленную" войну против Китая, а в 1937 г. эта война перерастает в открытую, объявленную. Уже в 1932 г. военные расходы составили треть государственного бюджета, а в 1938 г. выросли до 70%. В 1938 г. был принят закон "О всеобщей мобилизации нации", который предоставил правительству неограниченное право контроля над хозяйством страны.
Милитаризация досрочно вывела японскую промышленность из кризиса. К 1936 г. промышленное производство выросло на 70% по сравнению с уровнем 1929 г., в том числе выпуск продукции тяжелой промышленности - в 2,6 раза. В эти годы тяжелая промышленность обгоняет легкую и дает больше половины общего количества промышленной продукции. В 30-х гг. высокими темпами росла и легкая промышленность. Дело в том, что Япония почти лишена стратегического сырья - железной руды, нефти и т.п. Это сырье приходилось покупать за границей.
Чтобы покупать, надо иметь деньги, валюту, а чтобы иметь деньги – экспортировать свои товары. Экспортировать Япония могла лишь продукцию легкой промышленности, в основном, текстиль. Чтобы увеличить экспорт текстиля, надо было отвоевать рынки у других стран, а для этого - продать дешевле. И Япония стала практиковать социальный демпинг. Демпинг - продажа товаров за границей по заниженным ценам, чтобы потеснить конкурентов, а социальный - потому что дешевизна японских товаров обеспечивалась дешевым трудом. В Японии увеличивается норма эксплуатации рабочих с использованием полуфеодальных методов и государственного принуждения, вырабатываются действительно очень дешевые ткани, и, экспортируя их, Япония вытесняет с восточных рынков Англию. По производству искусственного шелка в 30-х гг. Япония даже выходит на 1-е место в мире.
Экономическая экспансия в "страны Южных морей", т.е. Юго-Восточной Азии заключалась не только в усилении экспорта. Япония начала эксплуатировать источники стратегического сырья: завела каучуковые плантации, начала добычу нефти и медной руды.
В 30-х гг. в Японии устанавливается фашистский режим. Как и в Германии, в экономике он означал крайнее усиление государственного регулирования хозяйства. Часть мелких и средних предприятий была ликвидирована, а остальные объединены в "контрольные ассоциации", которые управлялись государственными органами. Государство распределяло через эти органы рабочую силу, ресурсы, кредиты. Рабочие были прикреплены к предприятиям, лишались выходных дней, а продолжительность рабочего дня иногда увеличивалась до 15 часов.
Усиление государственного регулирования означало усиление дзайбацу, потому что их верхушка заняла руководящее положение в "контрольных ассоциациях". В это время особенно укрепляется "большая четверка" дзабайцу: "Мицуи", "Мицубиси", "Симумото", "Ясуда". Следует учесть, что теперь дзабайцу стали не просто компаниями. Они переросли в финансовые группы особой структуры. Во главе каждой группы стояла холдинг-компания ("мотикабу кайся"), основная часть акций которой принадлежала семье главы группы. Отсюда исходили все распоряжения входящим в состав группы банкам, торговым, транспортным и промышленным компаниям.
В декабре 1941 г. внезапным нападением на американскую базу в Перл-Харбор и уничтожением основных сил американского тихоокеанского флота Япония включилась во вторую мировую войну. До весны 1942 г. японские вооруженные силы захватили страны Юго-Восточной Азии, в которых до этого осуществлялось "мирное сосуществование".
Впрочем, на этом успехи Японии закончились. Ее поражение в войне было предопределено экономическими факторами. Несмотря на крайнюю степень милитаризации экономики, военно-промышленный потенциал Японии оставался низким. Это определялось отсутствием большинства видов стратегического сырья и, в общем-то, слабым развитием тяжелой промышленности. Достаточно сказать, что станкостроение Японии покрывало только четверть потребностей страны. Тотальная милитаризация могла обеспечить первый стремительный натиск вооруженных сил, а затем началось падение. Промышленное производство стало сокращаться с 1943 г. Чтобы остановить падение военного производства, началось "самосоздание" промышленности: ткацкие станки и другое оборудование легкой промышленности отправляли для переплавки на сталь. С недостатком военной техники было связано и появление камикадзе-летчиков и моряков-смертников (люди стоили дешевле машин).
Социально-экономические преобразования после войны
После войны в оккупированной американскими войсками Японии проводится реорганизация дзайбацу, которая должна была ликвидировать милитаристко-фашистские порядки. Важнейшими в экономическом отношении были две реформы.
Первая. В 1945 г. издается закон о ликвидации дзайбацу. Однако и теперь среди ведущих финансовых групп Японии остаются «Мицуи», «Мицубиси», «Сумимото». Почему?
Закон о ликвидации дзайбацу подготовил Ясуда, глава одной из групп. Затем этот проект был одобрен остальными и только после этого принят государством. Этим законом ликвидировались головные холдинг-компании групп. В результате руководство группами перешло к банкам. Дело в том, что в составе каждой дзайбацу находился банк, который назывался так же, как группа в целом (банк «Мицуи», банк «Мицубиси» и т.д.). Правда, эти банки теперь были переименованы, но потом восстановили прежние названия. За исключением банка «Ясуда», который получил новое название - фудзи - по названию священной горы японцев. Группы при этом утратили семейный характер: банки не были в такой семейной собственности, как холдинги. Впрочем, потеря семейного характера финансовыми группами - общая закономерность, так что рано или поздно это должно было случиться и с финансовыми группами Японии.
Кроме того, ведущие промышленные компании по закону 1945 г. были "разукрупнены", как и в Германии. Хотя в дальнейшем с ними произошло то же, что и с разукрупненными концернами ФРГ- путем слияния они стали восстанавливаться в прежнем объеме.
До 70-х гг. "большая четверка" сохраняла господствующее положение в японской экономике. Потом на ведущие места выдвинулись две новые группы "Дайити" и "Санва", и теперь уже "большая шестерка" господствует в хозяйстве Японии.
Было бы неверно называть японские финансовые группы дзайбацу, но они имеют существенные особенности, отличающие их от европейских и американских. Промышленные компании не должны заботиться о финансировании производства за счет своей прибыли: финансированием, инвестициями занимается банк, возглавляющий группу. Естественно, банк имеет больше возможностей для массированных инвестиций. Промышленные компании не должны заботиться и о сбыте продукции, о завоевании рынков: этим занимаются торговые компании, которые есть в составе каждой группы. Таким образом, внутри групп существует четкое разделение труда, т. е. более тесные связи между их составными частями, чем внутри групп других стран. Не случайно на японских изделиях мы видим марки "Мицуи", "Мицубиси", тогда как на европейских или американских мы не встретим марки с названием группы, например "Калифорнийская" или "Коммерческий банк". В этом отношении японская группа приближается к огромному концерну, в состав которого входят и банки, и торговые компании.
Второй из послевоенных хозяйственных реформ стала аграрная реформа 1947-1949 гг. Она заключалась в том, что государство принудительно выкупало у помещиков землю, причем, если помещик жил в деревне, у него оставляли 3 га, а если он был "отсутствующим", у него выкупалась вся земля. Земля выкупалась за деньги, но в результате инфляции реальная стоимость выкупных сумм к концу проведения реформы понизилась до 5-7% действительной стоимости земли. Выкупленную у помещиков землю государство продавало крестьянам, арендовавшим эту землю, в рассрочку на 24 года. В результате помещичье землевладение было практически уничтожено, из арендаторов крестьяне стали собственниками земли, причем для оставшихся арендаторов арендная плата сократилась вдвое. Это была буржуазная реформа. Она ликвидировала паразитическое полуфеодальное землевладение. Однако развитию крупных капиталистических хозяйств в Японии препятствует аграрное перенаселение. По-прежнему главная фигура в сельском хозяйстве - мелкий фермер на участке земли меньше гектара. Средняя площадь земли на одно хозяйство в Японии составляет 1 га как и раньше.
Несмотря на такие мелкие размеры хозяйств, реформа вызвала рост сельскохозяйственного производства. С 1946 по 1970 гг. оно выросло более чем вдвое. Ведь до реформы значительная часть доходов крестьян изымалась из сельского хозяйства и шла на паразитическое потребление помещиков, теперь эти деньги остаются в хозяйстве и вкладываются в производство. Поэтому стал быстро повышаться технический уровень земледелия, например, в условиях мелкого землевладения проводится "малая механизация" ручные тракторы с набором подвесных инструментов, малые универсальные электромоторы и т.п.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 975;