II. Национализация банков, транспорта и промышленности
Первым действием советской власти в области промышленности стало установление рабочего контроля на фабриках и заводах. Как известно, рабочий контроль вводился еще до революции, но теперь он принял всеобщий и обязательный характер. Поскольку еще не сформировалась государственная система контроля над хозяйством, рабочий контроль должен был заменить ее, действуя от имени государства. Для общего руководства был создан Всероссийский комитет рабочего контроля, а на предприятиях контроль находился в руках профсоюзных фабзавкомов и созданных специально для этого контрольных комиссий.
Этим органам давались широкие полномочия и права. Чтобы облегчить их работу, отменялась коммерческая тайна. Однако и в открытых документах рабочие не всегда могли разобраться, поскольку были не компетентными. Особенно трудно оказалось разобраться в финансовых делах предприятия. Как показало специальное исследование, только 8 % органов рабочего контроля в Москве смогли установить финансовый контроль.
Рабочий контроль имел две главные задачи: 1) не допускать саботажа администрации, ее действий по расстройству производства; 2) научиться управлять производством.
Органы рабочего контроля стали школой, в которой рождались первые советские директора. Рабочий, раньше знавший только свой станок, теперь, наблюдая за действиями администрации, стал вмешиваться в них, учиться видеть производство в целом. Практически органы рабочего контроля довольно скоро начали переходить к организации производства: разрабатывали уставы трудовой дисциплины, добывали необходимые материалы и т.д.
Рабочий контроль, в сущности, - одна из сторон подготовки к национализации. Другая сторона - создание органов по управлению хозяйством. Сложность заключалась в том, что прежде государственного аппарата по управлению хозяйством не существовало, потому что буржуазное государство не имело такой функции. Правда, помогло то обстоятельство, что в России существовало государственное хозяйство с административной системой управления им, а также некоторые основы управления остальной частью хозяйства были разработаны в военных Особых совещаниях.
Первый советский орган по управлению хозяйством – ВСНХ (Высший совет народного хозяйства) -– был организован в декабре 1917 г. На местах создавались местные совнархозы, которые подчинялись ВСНХ и представляли его органы.
Все это подготовило национализацию. Как известно, национализация у нас проводилась в простейшей форме - простой конфискации без возмещения. Однако это не лучший способ национализации. Было бы лучше, если бы обстоятельства сложились так, что заставили бы капиталистов мирно подчиниться и культурно, организованно перейти к социализму на условиях выкупа. Так было бы лучше, потому что новое государство не имело достаточного количества специалистов по управлению хозяйством, а главное - сами методы социалистического хозяйствования еще не были разработаны. Их предстояло найти. Делать это было лучше не в условиях политической борьбы и разрухи. Капиталисты же могли действовать прежними капиталистическими методами. Тем не менее, национализация стала проводиться быстро и таким способом, который не считался лучшим. Почему? Во-первых, потому, что буржуазия не стремилась "культурно, организованно" переходить к социализму и тем облегчить жизнь советской власти. Хозяева и администрация предприятий нередко уезжали из России, оставляя предприятия без управления. В других случаях они действительно саботировали, явно или открыто выступая против новых порядков. В этих случаях предприятие национализировалось в качестве репрессивной меры против хозяев. Ускоряло национализацию и развитие самой революции, классовой борьбы. Если первые действия советской власти имели демократический характер и отношение к "классовому врагу" оставалось относительно мягким, то с развитием революционного процесса действия становились все более жесткими и бескомпромиссными.
Первым в руки нового государства перешел Российский государственный банк. Это не было национализацией, поскольку он и прежде считался государственным. Акционерные коммерческие банки пока оставались в собственности прежних хозяев. От имени государства с ними заключался договор, согласно которому они продолжали выполнять свои функции. Но декрет 14 декабря 1917 г. провозгласил национализацию всех банков в стране и государственную банковскую монополию. Принято считать, что это было ответом на саботаж администрации банков, которая нарушала соглашение с государством. В ходе национализации акционерные банки закрывались или становились отделениями Государственного банка, а их средства передавались Народному банку, как теперь стал называться бывший Государственный банк. К концу 1919 г. в Народный банк были переданы ценности на 13 млрд. золотых руб.
Вторым актом в деле национализации стала национализация транспорта, т.е. железных дорог, морского и речного флота. Национализацию железных дорог облегчало то обстоятельство, что 2/3 их, в том числе и важнейшие дороги, находились в государственной собственности. Правда, Викжель (Всероссийский исполнительный комитет профсоюза железнодорожников) выступил против большевиков и объявил забастовку. Однако к лету 1918 г. национализация транспорта закончилась.
В ходе национализации промышленности можно выделить три этапа:
– первый этап – до весны 1918 г. Национализация на этом этапе шла стихийно. По разным причинам предприятия одно за другим переходили в собственность государства. Предприятия национализировались или потому, что были оставлены без управления хозяевами и администрацией, или потому, что хозяева и администрация саботировали решения советской власти. Предприятия на этом этапе национализировались в основном решениями самих рабочих. Они брали управление в свои руки, сообщали об этом в центр, а центр только подтверждал национализацию;
– второй этап – с марта по июнь 1918 г. Теперь национализация шла уже организованно, под руководством ВСНХ. От национализации отдельных предприятий государство перешло к национализации целых отраслей промышленности. В первую очередь было объявлено о национализации нефтяной и сахарной промышленности. Нефтяной - потому что в этой отрасли действовали тресты, наиболее высокоорганизованные монополии, аппарат которых можно было использовать для государственного управления. К тому же здесь господствовал иностранный капитал, против которого принимались наиболее решительные меры. Сахарной - потому что она находилась преимущественно в руках помещиков, а против помещиков советская власть действовала в первую очередь. Впрочем, эта национализация была декларативной: основные районы нефтяной и сахарной промышленности к этому времени уже оказались отрезанными фронтами гражданской войны и находились вне сферы влияния советской власти;
– третий этап начался в июне 1918 г., когда декрет объявлял национализацию всей крупной промышленности, 'т.е. всех предприятий с капиталом свыше 1 млн. руб. Издание декрета не означало, что все крупные предприятия сразу, автоматически, переходили в руки государства. Советское государство тогда издавало именно декреты, а не законы. Декрет - нечто среднее между законом и воззванием. Издавая декреты, государство не поручало их исполнение конкретным органам, поэтому выполнение их определялось конкретной расстановкой сил на местах.
В апреле 1918 г. объявлена национализация внешней торговли, или, другими словами, вводилась государственная монополия внешней торговли: отныне внешней торговлей могло заниматься только государство. Впрочем, в то время советское государство находилось в экономической изоляции, его вообще не признавали как государство, поэтому декрет о национализации внешней торговли имел лишь принципиальное значение для будущего.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 1806;