II. Кризис крепостной промышленности
Противоречия между старым и новым в промышленности проявлялись сильнее, чем в сельском хозяйстве - крупное производство в форме мануфактуры явно не соответствовало феодальным производственным отношениям.
В первой половине XIX в. в России начинается промышленный переворот. Об этом свидетельствует, например, рост импорта машин. Если в начале столетия ввозилось машин на 60 тыс. руб. в год, то в 50-х гг. - на 3 млн. руб. Возникло свое машиностроение. В 1860 г. только в Петербурге действовало 15 машиностроительных предприятий.
Паровой двигатель в России сконструирован Ползуновым ещё в 1736 г. При этом паровые двигатели, как и вообще машины, в России не вытеснили ручного труда, не охватили всю промышленность. Промышленный переворот, как и развитие промышленности, затормозила феодально-крепостническая система, и закончиться он мог только после ликвидации крепостного права.
Как уже сказано, наша промышленность, приспособленная к условиям феодализма, приняла форму крепостной мануфактуры. Это в XVII в. сначала обеспечило ее подъем, но затем, в первой половине XIX в., по этой же причине она начинает испытывать депрессию.
1. Крепостной труд тормозил внедрение машинной техники. И не столько потому, что он был дешёвым. Ставя машину, заменявшую сколько-то рабочих, заводчик не мог их уволить, потому что они были его собственностью. Именно в этом и заключался для капиталиста смысл перехода от ручного труда к машинам. Элементы начавшейся на крепостных предприятиях технической революции лишь удорожали стоимость продукции.
2. Крепостное право заставляло капиталиста содержать (за счёт производства) безработных, т. е. резервная армия труда была не за воротами предприятия, а на его содержании. Заработная плата крепостных рабочих обычно состояла из двух частей: денежной платы, которая выдавалась только работающим за выполненную работу; провианта, т.е. бесплатного пайка, который выдавался всем членам семей рабочих, всем рабочим, числившимся при предприятии. Так, на казённых и посессионных заводах каждому взрослому полагалось в месяц по 2 пуда муки, ребенку иди подростку - по I пуду.
Между тем, число крепостных работников постепенно увеличивалось путём естественного прироста. На уральских металлургических заводах к середине XIX в. уже до трети всех рабочих оказались лишними, безработными. Не занятые в производстве мастеровые занимались своими промыслами или торговлей. Поэтому именно на уральских заводах оказались центры сундучных, водоносных и др. промыслов.
Некоторые хозяева заводов пытались перевести лишних мастеровых в крестьяне, посадить на землю, но из этого ничего не получалось: они стали уже потомственными рабочими, отвыкли от сельского хозяйства и считали своё положение выше положения крестьян. Поэтому, когда заводчик Лазарев, хозяин четырёх уральских заводов, в начале XIX в. попытался посадить лишних мастеровых на землю, они подняли бунт, и попытку пришлось оставить. После этого было решено уговорить их переселиться в деревню добровольно. По всем 4-м заводам (несколько тысяч мастеровых) объявлено, что согласившимся переселиться в деревне будет дана крупная денежная сумма, им помогут обзавестись хозяйствами и на насколько лет освободят от всех повинностей. Уговаривали 10 лет. В результате нашёлся один желающий, который согласился переселиться в деревню, но лишь в качестве деревенского кузнеца.
3. Производительность крепостного труда оставалась значительно ниже производительности наёмного. По подсчётам статистиков того времени, наёмный рабочий в разных отраслях промышленности давал продукции в 2, 3 и в 4 раза больше, чем крепостной. Крепостничество тормозило развитие и тех отраслей промышленности, где применялся в основном наёмный труд.
4. Крепостное право повышало стоимость рабочей силы. Свободных рабочих было мало, поэтому на рынке труда спрос превышал предложение.
5. Крепостное право уменьшало внутренний рынок - крестьянин был плохим покупателем. Крестьяне, например, покупали очень мало железных изделий: деревенские кузнецы перековывали сломанные изделия - косы на води, сошники на сковороды.
Таким образом, крепостное право затормозило развитие русской промышленности. Европейские страны, в которых заканчивался промышленный переворот, обгоняют Россию.
На разные отрасли крепостничество оказывало действие неодинаково. Относительно успешно развивалось хлопчатобумажное производство. Переворот здесь начался уже в первых годах XIX в., в 1805 г. возникла первая фабрика (Александровская мануфактура), а к середине века переворот в прядильном производстве уже закончился. Хлопчатобумажное производство за первую половину XIX в. выросло в 50 раз, и Россия не только обеспечивала себя хлопчатобумажными тканями, но и вывозила их в Среднюю Азию, Ирак и Турцию.
Причина таких успехов - наемный труд. Хлопчатобумажные предприятия строили купцы, не имевшие крепостных, в то время (с конца XVIII в.), когда уже не практиковалась организация новых посессионных предприятий. Поэтому с самого начала эта отрасль базировалась на наемном труде.
Сильнее же всего кризис феодально-крепостнической системы затронул горно-металлургическую промышленность. Во второй половине ХVIII в. Россия стояла на первом месте в мире по производству железа, на рубеже XIX в. ее догнала Англия, а к началу 60-х гг. Россия производила в 10 раз меньше железа, чем Англия. Причины застоя Российской (т.е. на 80% уральской) металлургии вскрыл В.И.Ленин: "Но то же самое крепостное право, которое помогло Уралу подняться так высоко в эпоху зачаточного развития Европейского капитализма, послужило причиной упадка Урала в эпоху расцвета капитализма".
Горные заводы было невозможно обеспечить наемным трудом, потому что работа здесь требовала особой квалификации, выучки с детских лет, а сезонные рабочие, т.е. оброчные крестьяне, не могли выполнять эту работу. К тому же горные заводы располагались там, где была железная руда, т.е. не в густонаселенных центрах, как текстильная промышленность, а на относительно слабонаселенном Урале.
Администрация старается перестроить хозяйство заводов, усиливая элементы капитализма. Накануне отмены крепостного права большая часть вспомогательных работ выполнялась уже наемным трудом. Правда, в качестве наемных обычно выступали те же крепостные. Например, широко практиковалась такая форма: подзаводские крестьяне отпускались на оброк, а стоимость оброка отрабатывали на вспомогательных заводских работах (заготовка угля и руды, перевозки). Мастеровые, выполнявшие основные работы, были переведены на сдельную оплату труда.
Таким образом, кризис феодально-крепостнической системы в промышленности выражался в следующих противоречиях: 1) феодально-крепостнические отношения затормозили промышленный переворот; 2) они затормозили и вообще развитие промышленности, причем в большей степени развитие тех отраслей, которые базировались на крепостном труде; 3) в организации хозяйства на крепостных предприятиях наблюдалось сложное, противоречивое переплетение капиталистических и крепостнических отношений.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 2262;