Тема 7. Хозяйство России в период военного коммунизма
План темы
Хозяйство России в период военного коммунизма. Декрет о земле - закрепление общинных отношений. Противоречия рабочего контроля. Национализация, ее причины и результаты. Разруха. Предпосылки военного коммунизма. Продразверстка и падение сельскохозяйственного производства. Система "главкизма" и трудовая повинность. Натурализация хозяйственных отношений. Политика военного коммунизма как попытка установить коммунистические отношения. Становление системы централизованного управления.
Переход от феодализма к капитализму, как известно, заканчивается буржуазной революцией, которая хоронит остатки феодальных отношений и приводит политическую надстройку в соответствие с буржуазной хозяйственной базой. Экономика к этому времениимеет буржуазный характер: она складывается стихийно еще в недрах феодальной формации. Такова общая закономерность: при переходе от одного способа производства к следующему сначала складывается экономическая база нового способа производства, а затем, часто революционным путем, в соответствие с ней приводится политическая надстройка.
Октябрьская революция произошла в мелкокрестьянской стране. Революция только создала новое государство, и главной его задачей должно было стать строительство социалистической экономики. При этом, как надо строить социалистическую экономику, было точно неизвестно. Из работ классиков марксизма известны общие принципы новой экономики, но не этапы ее построения. Поэтому история советского государства - это цепь экспериментов, поиски путей строительства социалистического хозяйства.
Декрет о земле
Одним из первых декретов советской власти был Декрет о земле. Согласно этому декрету земля национализировалась, т.е. отменялась частная собственность на землю, земли помещиков конфисковывались без выкупа и передавались в пользование крестьянам.
В основу декрета положен крестьянский наказ, т.е. желание самих крестьян, записанное эсерами и включенное в программу этой партии. Крестьяне отказались от частной собственности на землю. Общинный принцип победил.
Декрет не осуществил социалистическую революцию в деревне, потому что не был направлен против сельской буржуазии - кулаков. Он был направлен против помещиков, которые традиционно считались феодалами (хоть практически давно уже вели капиталистические хозяйства), следовательно, он стал актом буржуазной революции.
Согласно большевистской программе в социалистической революции рабочий класс в деревне действует в союзе с деревенской беднотой против деревенской буржуазии - кулаков. В России процесс разложения крестьянства на буржуазию и пролетариат не был еще достаточно глубоким, и поэтому основную часть крестьянства составляли не бедняки, а середняки. Если начинать борьбу бедняков против кулаков, большинство крестьян окажется между этими воюющими сторонами. Начинать такую борьбу было явно преждевременно и опасно. Эсеровский декрет привлекал на сторону советской власти всю деревню, все крестьянство.
Земля, согласно декрету, делилась между крестьянами по принципу уравнительного землепользования, т.е. поровну, по трудовой норме (по количеству работников в семье) или по потребительской норме (по числу едоков в семье). Этот принцип тоже провозглашали эсеры как социалистический. Если делить землю поровну, говорили они, то обеспечивается равенство условий труда между крестьянами, т.е. не будет деления на богатых и бедных и капиталистическая эксплуатация будет невозможна. Эсеры взяли этот принцип у народников, преемниками которых они и являлись, а народники - в сельской общине. Однако в общине уравнительное землепользование не могло остановить полностью процесс расслоения крестьян.
Следующие действия советской власти в деревне были связаны с решением продовольственного вопроса. К весне 1918 г. в городах северной полосы России разразился голод. В Петрограде по карточкам давали 50 г хлеба в день, в Москве - 100 г. Население городов стало разбегаться по деревням. Между тем, хлеба в стране было пока достаточно. Хлеб не поступал в города, потому что был нарушен товарооборот между городом и деревней: деньги обесценились, а промышленных товаров для обмена на крестьянскую продукцию почти не осталось. Надеяться, что крестьяне станут снабжать город бесплатно, не приходилось. Пришлось добывать продовольствие силой.
Была объявлена продовольственная диктатура. Из городов по деревням двинулись сотни продотрядов - небольшие вооруженные отряды рабочих, человек по 25. Они забирали обнаруженные запасы хлеба и отправляли в город.
Однако продотряды не только заготовляли хлеб. Они помогали организовать деревенскую бедноту в комбеды (комитеты бедноты). Вначале перед комбедами ставилась узкая задача - помочь продотрядам. Городские рабочие не могли сами определить, у кого в деревне есть запасы хлеба, и тем более - где этот хлеб спрятан (владельцы хлеба, естественно, старались его спрятать от конфискации). Как правило, об этом знали свои деревенские бедняки.
Практическое значение комбедов оказалось значительно большим чем предполагалось вначале: они стали органами власти в деревне. От сельских советов, которые были выборными органами всего крестьянства, власть перешла к комбедам - органам диктатуры пролетариата, деревенской бедноты. В.И. Ленин считал, что именно переход власти в руки комбедов явился социалистической революцией в деревне. На этот раз все было точно по большевистской программе: рабочий класс города (продотряды) в союзе с деревенской беднотой, объединенной в комбеды, одержал победу над деревенской буржуазией и взял власть в свои руки.
Комбеды провели второй передел земли: отобрали у кулаков излишки земли сверх норм уравнительного землепользования и распределили среди остальных крестьян. Всего отобрано у кулаков 50 млн. га земли.
Именно по инициативе комбедов и продотрядов в то время создавались первые коллективные хозяйства в форме коммун. Коммуна - коллективное хозяйство с полным обобществлением всего имущества ее членов и с распределением доходов поровну. Однако принцип уравниловки не создавал материальной заинтересованности, поэтому впоследствии коммуны признаются не совсем удачной формой ведения хозяйства.
Впрочем, и возможности вести полноценное хозяйство у коммун чаще всего не было. Они состояли в основном из крестьян-бедняков и пришедших в деревню рабочих. Когда безлошадные крестьяне объединялись в коммуну, получалась безлошадная коммуна. Из 28 коммун Саратовской губернии 8 не имели лошадей, 12 – никакого сельскохозяйственного инвентаря.
Уставы коммун были в основном декларативными. В них ставились задачи распространения знаний, борьбы с капиталом и т.п. Одна из коммун записала в своем уставе намерение открывать средние и высшие учебные заведения, столовые, библиотеки, издавать журналы и газеты. Меньше всего здесь говорилось об организации сельскохозяйственного производства
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 1512;