Четвертый закон. «Ничто не дается даром». 4 страница

В отличие от аграрной революции, которая способствовала не­бывалому росту численности населения, цель экологической ре­волюции - восстановление равновесия между численностью на­селения Земли и природными ресурсами, между социально-эко­номическим и экологическим развитием.

Обе предыдущие революции происходили в результате совер­шенствования технологий: появление земледелия привело к аграр­ной революции, а изобретение парового двигателя - к промыш­ленной.

Основной движущей силой экологической революции также станут преобразования в технике и экономике, обусловленные необходимостью использования информационных технологий и учета единства человека с многообразными факторами природы.

Экологическая революция должна идти более быстрыми тем­пами. Если аграрная революция началась около 10 тыс. лет назад, а промышленная (в разных формах), по существу, продолжается уже два столетия, то для экологической нам отпущено лишь не­сколько десятилетий.

Революция в области сельского хозяйства измерялась исклю­чительно ростом объема производства продуктов, избыток кото­рых позволил земледельцам кормить горожан. Точно так же про­мышленная революция измерялась увеличением объема производ­ства сырья и промышленных товаров. Об успехе экологической революции можно будет судить по тому, в состоянии ли она обеспечить устойчивое развитие общества, характеризующегося ста­бильностью, здоровым образом жизни и улучшением условий су­ществования как нынешних, так и будущих поколений людей.

Концепция устойчивого развития рассматривает в единстве экологические, экономические и многие другие социальные про­цессы. Эта концепция основывается на возможности регулирова­ния роста народонаселения, формирования разумных потребнос­тей у людей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каким образом общество должно перейти от стихийного взаимодей­ствия с природой к сознательно направляемому? В какой степени это возможно?

2. Почему для перехода к новому типу развития общества необходи­мо изменить человеческие качества?

3. В связи с чем возникла необходимость в создании концепции ус­тойчивого развития?

В какой мере оправданно отождествлять переход к устойчивому раз­витию общества с «экологической революцией»?

 

Лекция 8. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать ее условия.

Р. Риклефс

Культура - синкретичное понятие, отражающее квинтэссенцию эпохи, основополагающие черты материальной и духовной жиз­ни общества. Отношение людей друг к другу и их отношение к природе составляют двуединую основу культуры и определяют ее особенности. Важнейшим условием перехода современного обще­ства к устойчивому развитию является видоизменение содержания и целевой установки культуры.

Культура - это способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности людей[5] . В современных условиях в связи с бурным развитием средств коммуникации происходит интенсив­ное взаимодействие различных культур. Формирующееся ныне информационное общество порождает беспрецедентные перспек­тивы кооперации в культурной сфере.

В эпоху перехода к устойчивому развитию межкультурный диа­лог приобретает важное значение, содействуя постижению сущно­сти многообразных национальных культур. Проблема понимания, простирающаяся от межличностного общения до коммуникации культур, обретает особую значимость. Несмотря на несхожесть на­циональных культур, всегда есть некие предельные основания, оп­ределяющие принципиальную возможность их диалога. Это - куль­турные универсалии, которые являются воплощением социокультур­ного опыта. Они во все времена определяли категориальный строй индивидуального и коллективного сознания.

Сегодня на вопрос: «На какой основе в культуре должны соче­таться самобытность и универсальность, национальное и общече­ловеческое?» - можно ответить: «На основе установок устойчи­вого развития».

С позиций перехода мирового сообщества к устойчивому раз­витию ЮНЕСКО разработало новую стратегию коммуникации, основанную на демократических принципах свободного развития идей, равного доступа к информации, достижения необходимого баланса между образовательными и развлекательными програм­мами. Стратегия ЮНЕСКО направлена на сохранение культурно­го многообразия, «воспитание в духе ненасилия, терпимости, ува­жения прав человека и международного взаимопонимания...»[6].

Современные коммуникации по самой своей сути содержат огромный потенциал, создающий условия для раскрытия культур­ной общности человечества. Единое информационное простран­ство может способствовать формированию новой культуры, осно­ванной на методологии решения проблем перехода к устойчиво­му развитию. Концепция устойчивого развития выполняет в данном случае фундаментальную роль, она ориентирует развитие мировой культуры в соответствии с идеями гармонизации жизне­деятельности человека, социальных и социоприродных отноше­ний.

Глобальная озабоченность безопасностью своего существова­ния является предпосылкой нового культурного синтеза. Челове­чество сейчас оказалось перед альтернативой: либо сохранить сло­жившийся тип деятельности - и погибнуть в экологической ката­строфе, либо кардинально изменить его и сохранить природу для жизни последующих поколений. Поскольку второй вариант един­ственно приемлем, постольку человечеству предстоит на основе осознания новых реалий преобразовать не только сформировав­шийся преимущественно разрушительный тип деятельности, но и всю систему ценностей.

Для достижения устойчивого развития по меньшей мере тре­буются:

· политическая система, содействующая участию широких масс

· населения в принятии решений, касающихся в том числе при-

· родопреобразующей деятельности;

· правовая система, основанная на принципах правового государ­ства;

· экономическая система, ориентированная на менее энерго- и ресурсоемкое производство и справедливое распределение;

· социальная система, обеспечивающая снятие конфликтных си­туаций;

· международная система, способствующая устойчивости комму­никативных, торговых и финансовых связей;

· информационная система, обеспечивающая получение новой научной информации;

· образовательная система, формирующая индивидуальное и общественное экологическое сознание;

· технологическая система, ориентированная на высокие и биосферосовместимые технологии, и др.

Эти требования носят преимущественно характер целей, кото­рые должны лежать в основе региональных и глобальных действий в области социально-экономического развития[7]. В широком смыс­ле эти требования - условия трансформации культуры современ­ного общества, ее перехода к качественно новому состоянию. От того, насколько успешно будет идти экологизация культуры, зави­сит - быть или не быть человечеству. В этом состоит особенность сознательно осуществляемого, ноосфероориентированного разви­тия в отличие от стихийно происходящего, каким оно было до сих пор.

Главный показатель устойчивого развития - гармония между социально-экономическим и экологическим развитием, поэтому в системе ценностей культуры основополагающее значение приоб­ретает ценность природы, отношение к ней. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Известно, что в культуре человек представлен не столько как природное, сколько как историческое, социальное существо. На­ходясь в состоянии зависимости от природы, исходя из нее и нуж­даясь в ней, человек в то же время постоянно преодолевает эту зависимость. В этом смысле культура не устраняет значение при­роды для человека, не ликвидирует его отношения к ней, а сама выступает как специфическая для человека форма связи с приро­дой, единства с ней[8].

На какой бы ступени исторического развития ни стоял человек, он вынужден постоянно производить необходимые ему средства жизни, создавать предметы потребления, вещи с полезными для него свойствами. Состояние «сращенности» индивида с естествен­ными предпосылками своего, существования - исходный пункт истории. Эпоха, связанная с присвоением готовых продуктов при­роды, есть эпоха непосредственной зависимости человека от сил природы. Однако и на этой ступени люди вынуждены были ис­пользовать орудия труда, изменять форму того, что имеется в на­личии. Тем самым их связь с природой с самого начала несет на себе печать общественной (а значит, и культурной) деятельности, хотя и имеющей ограниченный характер.

Можно согласиться с тем, что «культура - есть выражение че­ловеческого отношения к природе, выражение человечности -универсальности этого отношения. И мера этой человечности, обнаруженная в отношении к природе, есть мера культуры, ее имманентный критерий...»[9].

Во все времена взаимоотношения между человеком и приро­дой являлись одним из важнейших факторов, определяющих ста­тус, особенности истории, духовный климат эпохи. От того, како­ва ценность природы в культуре, зависит характер природопреоб-разующей деятельности общества.

Так, в древневосточных моделях миропонимания человек с мо­мента рождения и до самой смерти был включен в общее поле социальных предписаний и норм, следование которым является важнейшим условием его бытия. Поэтому идеалом для людей выступает в первую очередь вживание в сложившуюся среду и обращение активности на собственный мир, а не на внешние об­стоятельства. В известном смысле для человека той эпохи и куль­туры символический мир духа был более реальным, чем мир по­вседневного бытия. Гармония Человека и Космоса достигается поэтому путем растворения личности в космическом целом при минимальном проявлении человеческой активности.

В принципиально иных условиях формировался социальный и космический мир древних греков. Греческая культура, приняв светский характер, заменила восточный авторитет традиции авторите­том закона, религиозный авторитет - авторитетом человеческого разума (логос). Предметом формировавшейся древнегреческой философии стала природа в самом широком смысле этого слова, и первые философы стремились к чисто рациональному объясне­нию природных явлений. Люди, божественное, мир образуют еди­ный однородный универсум: они части одной и той же природы, в которой везде действуют одни и те же силы. При этом человек в состоянии дать ответ о возникновении этой природы, ее разнооб­разии и организации. Вместо мифического образа иерархическо­го устройства мира, где верх и низ обозначали различные косми­ческие уровни божественных сил, выстраивается геометрическая структура космоса.

Иначе всматривается в природу средневековый человек, он живет в едином мире и мир для него - творенье божье. Место человека - Земля, и она - центр мира. Сам он выступает одновре­менно в двух ипостасях: естественной и божественной. В этот период формируется как новый по сравнению с античностью взгляд на мир, так и новая позиция по отношению к нему. В ран­нем средневековье чувство гармонии еще удерживает человека в пределах Космоса, но позднее человек устремляется за его преде­лы, к Богу, чтоб от него снова обратиться к миру и формировать его. Поэтому в средневековой культуре абсолютом является не Космос, а Бог, который выше всякого Космоса, ибо является его творцом. Природа определялась как источник ресурсов, а человек имел право использовать ее так, как ему угодно.

Если в античный период развития натурфилософская концеп­ция природы выступает реальным действующим объектом, то в средневековом мировоззрении она представляется символом бо­жества и средством для удовлетворения нужд человека.

Эпоха Возрождения возвращает человека к естественному ми­роощущению, меняется само отношение человека к природе -здесь не статическая гармония человека и природы, а динамичес­кая, где человек пытается подчинить природу. Новый интерес к природе вызвал интерес к природоведению, а географические пу­тешествия расширили знания человека о растительном и живот­ном мире.

После эпохи Возрождения природа становится объектом науч­ного познания и потому рассматривается как поприще человечес­кой деятельности, результатом которой должно стать выявление фундаментальных основ природы, покорение и укрощение ее сти­хии. Считалось, что инертные силы природы должны быть под­чинены абсолютному господству разума. Достаточно четко эти взгляды выразил Ф. Бэкон: «Пусть никто не надеется, что он смо­жет управлять природой или изменять ее, пока должным образом ее не поймет и не узнает»[10]. В последующем данное положение получило широкое признание и стало основополагающим прин­ципом в научной и практической деятельности людей.

Н.Н.Моисеев отмечает, что те 12-15 тысяч лет, которые прошли после начала неолитической революции, были эпохой покорения Природы. Теперь человечество постепенно осознает, что эта эпо­ха кончилась. Человек с остальной природой начинает играть на равных, подходит не только к рубежу тысячелетий, но и к той гра­ни, которая отделяет нынешнюю эпоху преимущественно техно­генной цивилизации от совершенно нового периода своей исто­рии[11].

В соответствии с концепцией устойчивого развития на смену прежним, ориентированным исключительно на развитие экономи­ки стратегиям, должна прийти стратегия, в центре которой нахо­дится человек. Современный образ жизни, ценности, сформиро­вавшиеся в эпоху индустриального общества, должны подверг­нуться радикальным изменениям. Вот почему необходимо целенаправленно использовать не только культурные традиции, но и развивать, пропагандировать новую - экологическую культуру.

Экологическая культура предстает как новый способ соедине­ния человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого ее познания. Это требует необходимости постоянного пополнения знаний о законах функционирования окружающей природной среды, о формах и методах деятельности по рациональ­ному природопользованию. Экологическая культура через позна­ние сущности, глубины, важности и масштабности взаимодействия человека и природы играет существенную роль в переориентации науки на решение экологических проблем, в становлении нового экологического мышления. Осознание того, что люди не просто существуют на Земле ради самих себя, а что они должны выпол­нять определенную биосферную функцию, составляет главную парадигму экологического мировоззрения и основную ось эколо­гической культуры. Как уже отмечалось, именно культура способ­ствует переработке и отбору необходимой информации, духовных и материальных ценностей, накопленных предыдущими поколе­ниями. Благодаря экологической культуре осуществляется передача опыта экологической деятельности и появляется возможность ис­пользовать накопленные экологические знания. Культура, в арсе­нале которой находятся огромные богатства, накопленные чело­вечеством в виде знаний материальных и духовных ценностей, а также социальный опыт предшествующих и настоящих поколений позволяет выявить наиболее приемлемые пути и подходы к реше­нию того или иного экологического вопроса.

Ценности экологической культуры призваны способствовать развитию мировоззренческих установок, формированию творчес­кой человеческой личности. Это связано с такой характеристикой экологической культуры, как сопряженность в ней личного и об­щественного. Тем самым культура во все большей мере превра­щается из средства обособления в средство единения общества и природы. Общим признаком новой культуры становится взаимо­проникновение социального и природного начал, подчиненное задаче их взаимного сохранения.

Экологическая культура имеет во многом качественно иные ценности, нравственные принципы, мировоззренческие установ­ки, гуманистические идеалы. В то же время экологическая куль­тура определяет меру развития человеческой свободы по отноше­нию к природной необходимости посредством познания экологи­ческих законов и перестройки всей человеческой деятельности на их основе. При этом совместимость человеческой деятельности с законами развития природной целостности способствует раскры­тию универсальных сущностных характеристик человеческого мира, развитию человека как уникального существа.

В системе ценностей экологической культуры предпочтение отдается не традиционным для общества потребительским ценно­стям, а природным факторам, составляющим условия жизни и развития людей. В конечном счете это тоже потребительские цен­ности, поскольку здоровье и жизнь людей теперь зависят от под­держания ими природных условий своего бытия, но ценности уже иного, более высокого порядка, которые в силу своей всеобщнос­ти являются основами бескорыстно-этического восприятия мира. Однако низкий уровень развития, стремление к скорейшему получению непосредственного потребительского эффекта, вызванного нищетой материальной и духовной, привычный образ мысли и гос­подствующие стереотипы побуждают людей зачастую жертвовать общечеловеческими интересами ради экономических выгод, весьма сомнительных в случае их экологической необеспеченности.

Важнейшим признаком экологической культуры является отказ от наивного антропоцентризма и переход к системе взглядов, ко­торая строится биосфероцентристски. Это значит, что теперь при решении любых проблем приоритет необходимо отдавать природ­ным факторам, а не социально-экономическим. Конечной целью такого подхода все равно является человек, но не прямо, а опос­редованно, через сохранение природной среды его существования. Эта опосредованность вызвана острой практической потребнос­тью, порожденной новой ролью человека на планете.

Мерой экологической культуры выступает экологическая эти­ка. Акцентируя внимание на проблемах биосферы, всего живого, она создает предпосылки действий, ориентированных на сохране­ние и развитие человеческого и природного бытия.

Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остается забота о природных усло­виях существования будущих поколений. Обращенность в буду­щее, которая предполагает и заботу о настоящем, отличает эколо­гическую этику от традиционных направлений этики.

Положения экологической этики уже сейчас позволяют пред­положить следующие требования: отказываться от любых дей­ствий, которые могут подорвать возможности существования бу­дущих поколений; мера ответственности перед потомками долж­на быть приоритетной при принятии решений, касающихся и состояния природной среды; недопустимо в интересах ныне жи­вущих людей наносить ущерб интересам будущих поколений.

Однако эти и другие положения экологической этики, призван­ные обеспечить гармонизацию взаимодействия человека и приро­ды, могут быть реализованы, если они практически пронизывают самые различные сферы человеческой деятельности - политику, экономику, технику, науку и т.д. Только в этом случае этические нормы, насыщенные экологическим содержанием, не останутся благим пожеланием и приблизят становление нового, экологичес­кого общества.

Важнейшим направлением деятельности по обеспечению ус­тойчивого развития является экологизация экономики. При этом важен не только постоянный учет экологического фактора при принятии конкретных решений, но и понимание того, что разви­тие экономики должно осуществляться в масштабах и темпах, которые позволили бы удовлетворять разумные потребности че­ловека при обеспечении воспроизводства возобновимых и эконо­мии невозобновимых природных ресурсов. Это требует взаимосвя­занных изменений в структуре производства и потребления, осу­ществления ряда мер, важнейшими из которых являются:

• формирование правовых, экономических и организационных условий для рационального природопользования;

• создание научно-технического потенциала для перевода эконо­мики на природосберегающую основу;

• формирование структуры общественного производства, ориен­тированной на увеличение доли продукции конечного потреб­ления;

• создание замкнутых производственных циклов;

• экологизация системы нормативов, деятельности в области

стандартизации;

• упорядочение системы учета производства продукции в целях более полного отражения в ней стоимости природных ресур­сов;

• формирование гармоничной региональной структуры экономики[12].

На ближайший период важнейшим направлением преобразования производства с целью переориентации на модель устойчивого развития следует считать проведение его структурной перестройки. На смену ресурсо- и энергоемких производств должны прийти наукоемкие, энерго- и ресурсосберегающие.

Переход к рынку, развитие предпринимательства должны со­провождаться развертыванием экологической оценки культуры в целом. Преодоление традиционных экономических стереотипов и техницистской направленности должно произойти не тогда, когда природа будет необратимо опустошена, а раньше.

Для управления социоприродными процессами возникла пра­вовая экология. Экологическая функция права является новой, ранее неизвестной правовой функцией. Она осуществляется наря­ду с традиционными для права политическими, экономическими, культурно-воспитательными и иными функциями, свойственными праву как инструменту управления обществом.

Цель экологических функций права состоит в обеспечении ка­чества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отражающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обо­снованные нормативы хозяйственного воздействия на естествен­ную среду обитания.

Трудности перехода к экологическому обществу в большей части связаны с тем, что массовый переход на экофильное поведение и стратегию любой деятельности сопряжен с кардинальными трансформациями в самих человеческих потребностях. Начиная с неолита, когда появились гарантированные излишки продоволь­ствия, а затем и другие сверхзапасы, под влиянием успехов производящей экономики начали формироваться сверхпотребности (мнимые, избыточные), неестественные с точки зрения человека-собирателя, который ограничивался естественными - основными жизненными потребностями. Умножение сверхпотребностей, формирование новых потребностей под влиянием научно-техническо­го прогресса наносят непоправимый ущерб природе. Появление сверхпотребностей, или избыточных потребностей, удовлетворение которых в той или иной степени облегчало жизнь людей, трак­товалось до недавнего времени как показатель прогресса. Рост материальных потребностей, на который до сих пор ориентиру­ется экономическое развитие, однако, имеет свой экологический предел.

Достижение высокого качества жизни, стремление к идеалу здоровой окружающей и социальной среды должно стать основой для развертывания экологической деятельности как главного «со­циального» механизма выживания человечества.

В содержание экодеятельности необходимо включить не все взаимодействия человека (общества) и природы, а только те, которые направлены на позитивные эффекты, на решение экологических проблем. Такое понимание объединяет все виды и формы экологизации социальной деятельности.

Экологическая деятельность направлена на сохранение дина­мичного равновесия между обществом и природой, на его восста­новление. Объективной основой экологической деятельности является потребность общества во взаимодействии с благоприятной или неблагоприятной для его существования и развития природной средой. Экологическая деятельность выступает как проявле­ние экологической культуры.

На современном этапе вектор экологической ориентации опре­деляется совершенствованием системы правового управления ох­раной окружающей среды; созданием экономического механизма, обеспечивающего эффективное использование природных бо­гатств; коренным улучшением экологического образования и вос­питания населения. Необходимо расширение и активизация экологической, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности населения. Степень их активности в проведении в жизнь экологической политики, мера практической реализации конкрет­ных установок этой политики входят в число важнейших крите­риев действенности экологической культуры. Особенности решаемых проблем, их масштабность и сложность требуют развития инициативы, творческой активности людей в экологической сфере.

Итак, экологическая культура должна стать способом соедине­ния человека с природой на основе ее познания и понимания. Роль экологической культуры выражается, во-первых, в гармонизации отношений человека с природой; во-вторых, в стимулировании экологизации науки, техники, экономики; в-третьих, экологизации всех сторон социализации индивида (образования, воспитания и т.д.). Сейчас очевидно, что устойчивое развитие возможно только в условиях экологической культуры, а экологическая культура может быть воспроизведена только путем устойчивого развития. Поэтому понятия «экологическая культура» и «устойчивое развитие» являются однопорядковыми и отражают различные аспекты одного и того же процесса гармонизации социоприродных отно­шений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие факторы человеческой жизнедеятельности охватывает поня­тие культуры?

2. Каковы особенности развития культуры в условиях глобализации об­щественной жизни?

3. Как исторически менялось отношение к природе?

4. Каковы ценности экологической культуры?

Почему культурой устойчивого развития можно считать экологичес­кую культуру?

 

 

Лекция 9. ФОРМИРОВАНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ: РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ И СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИЙ

Творения интеллекта переживают шумную суету поколений и на протяжении веков озаряют мир светом и теплом.

А. Эйнштейн

Рассуждая о противоречивом характере культурно-историчес­кого процесса, мы неизбежно выходим на проблемы человека, лич­ности, понимающей свою ответственность за будущее природы и общества. Человек мало изменился за последние две тысячи лет. Создание утонченной науки и могущественной техники никак не повлияли на нравственные качества людей. Люди так же просто прибегают к насилию, как это делали в древние времена и сред­невековье, но при этом еще используют современную технику и находят оправдание своим действиям[13]. Вывод очевиден: нужно из­менить культуру человека, перейти к экологической культуре. Фундаментальное значение в этой связи приобретает вопрос: мож­но ли повлиять на ориентацию и содержание культуры? Управля­ем ли вообще культурный процесс?

Становление и развитие культуры, как известно, имеет объектив­ные и субъективные предпосылки. Основу целенаправленных куль­турных трансформаций могут составить изменения субъективных, предпосылок, формирование соответствующего сознания. Любая человеческая деятельность осуществляется сознательно на основе определенных убеждений, знаний и опыта. Сознание складывается из совокупности разнообразных знаний о мире, человеке, обще­стве, о способах удовлетворения социальных и индивидуальных потребностей, о других природных и социальных явлениях.

Сознание относится к числу фундаментальных понятий фило­софии и науки. От особенностей его понимания складываются совершенно различные представления не только о природе чело­века, но и эволюционном процессе в целом. Согласно современ­ным воззрениям, сознание — это свойство человеческого мозга, проявление высшего уровня психической активности человека, способность воспроизведения действительности в форме чувствен­ных и мыслительных образов. Через сознание проходят, форми­руя психику человека, все представления о себе самом, об окру­жающей среде. Благодаря сознанию произошло выделение чело­века из мира природы. Если древние мифологии склонялись к одушевлению всего космоса, то, начиная с эпохи Возрождения, философы стали подчеркивать безусловное превосходство чело­века над природой, ссылаясь на наличие «духовной жизни», осо­бой «духовной сферы» бытия.

Очень тесно связано с феноменом сознания понимание. Чело­век осваивает окружающий мир, используя знание и понимание -два состояния психической жизни индивида, взаимосвязанные, но не совпадающие друг с другом.

Из знаний в убеждения переходят те элементы, которые затра­гивают интересы человека. Для преодоления равнодушного отно­шения к определенным процессам решающее значение имеет не только наличие знаний, но и заинтересованность субъекта во вме­шательстве в данный процесс. Она возникает лишь при определен­ном совпадении знаний с собственным опытом людей. Только зна­ния о процессах, которые затрагивают некоторые важные стороны жизни человека, приобретают существенную эмоциональную окрас­ку, превращаются в его убеждения, реализуемые на практике.

Сознание - целостность, движущаяся в рамках своих противо­положностей - общественного и индивидуального сознания. Об­щественное сознание в зависимости от его распространения в обществе делится на специализированное и массовое. Специали­зированным является, например, научное знание. Система пред­ставлений, которые созданы специализированной духовной деятельностью, образует область идеологии и науки, профессио­нального искусства и религиозных учений, где содержание обще­ственного сознания выражено в наиболее развитой форме.

Обыденное сознание формируется в процессе накопления людь­ми практического опыта. Это сознание «здравого смысла». Вмес­те с возрастанием роли науки в процессе общественной жизни возрастает и роль обыденного сознания. Оно проникает в фило­софию, искусство, религию через язык, аргументацию.

Роль обыденного сознания в общественной жизни определяется конкретными историческими условиями, в которых это сознание функционирует. Это та сторона духовной жизни людей, которая порождается повседневным опытом, обычаями и традициями. По­этому, помимо здравого смысла, этому уровню общественного со­знания присущи определенный консерватизм и инертность.








Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1223;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.