Четвертый закон. «Ничто не дается даром». 5 страница

Теоретическое сознание - это идеи, теории, вырабатываемые в процессе научной деятельности. Теоретическое создание помо­гает в производстве новых знаний, методов их создания и оцен­ки. Будучи продуктом общества, теоретическое сознание отклика­ется на запросы жизни, предлагая свои решения назревших про­блем. В нем вскрываются сущность, причины явлений и внутреннее единство изучаемых объектов.

Общественное мнение, как элемент массового сознания, содер­жит в себе многие теоретические, научные положения, хотя и без соответствующего систематического и концептуального оформле­ния. Как социально-психологический феномен массового сознания, оно соединяет в себе кроме рациональных также эмоциональные моменты, соотношение которых зависит от степени остроты об­щезначимого интереса к субъекту суждений.

Экологизация индивидуального сознания подразумевает изме­нения в мышлении, потребностях, поведении отдельного челове­ка. Экологизаация общественного сознания предполагает экологи­зацию общественных потребностей, общественного поведения, его форм и уровней.

Благодаря тенденции экологизации сознания формируется це­лостное экологическое сознание. Экологическое сознание - слож­ное духовное явление, представляющее собой видоизменение общественного и индивидуального сознания. Само понятие «эко­логическое сознание» в настоящее время еще не получило одно­значного толкования. Можно сказать, что экологическое сознание - это понимание неразрывной связи человека с природой, зависи­мости благополучия людей от состояния природной среды и не­обходимости гармонизации этих отношений.

В экологическом сознании появляются принципиально новые компоненты, связанные со стремлением к устойчивому развитию общества и природы. Если ранее наука отражала внеценностную сущность познаваемых природных объектов, то сейчас экологичес­кое сознание все более выражает ценность объектов в восприятии мира и выявляет их значение для сохранения природных систем. Развитие экологического сознания сопряжено с преобразованием фундаментальных структур познания и органически связано с новым типом рациональности, основанном на взаимообусловлен­ности субъекта и объекта, включающем в содержание знания, методы, концепции в виде определенных приоритетов развития[14].

Процесс экологизации сознания связан с информатизацией со­временного общества. Качественно новая информационная среда создает предпосылку разностороннего понимания действительно­сти. Рождается новый уровень миропонимания. При этом необхо­димо учитывать, что сам по себе процесс информатизации не дает гарантий, что коммуникационные каналы заполнятся экологичес­кой информацией.

Сознание формируется непрерывно: в результате воспитания, образования, многообразных коммуникативных процессов. Опре­деляющую роль выполняет образовательная деятельность, мето­дично формируя индивидуальное и, в конечном счете, обществен­ное сознание. Цели, методы, содержание социализации индивида, отражая реальные институциональные особенности общества, ее конкретные запросы, могут определятi также специфику будущей культуры, ее духовные устремления. Это связано с тем, что обра­зование, как и сознание, «не только отражает мир, но и творит его». С одной стороны, образование всегда в той или иной степени со­ответствует реалиям времени, отражает уровень и структуру об­щественного сознания и воспроизводит ее. С другой, - образова­ние ориентировано на будущее и призвано создавать интеллекту­альные предпосылки для социального развития, проявления новых граней сущностных сил человека

В свете концепции устойчивого развития идеалом образователь­ных систем становится формирование личности, обладающей оп­ределенной внутренней свободой, независимостью в своих мне­ниях, поступках, строящей свои отношения с окружающей средой на основе понимания ее целостности. Свобода в рамках экологи ческой необходимости - таковой должна быть стратегия личнос­ти на рубеже новой цивилизации. Именно эти качества личности общество призвано задавать через образовательные системы.

Овладение культурой составляет содержание процесса социа­лизации индивида. Культура не наследуется биологически. Спе­цифическим человеческим механизмом трансляции социального опыта, воплощенного в культуре и ее ценностях, является образо­вание. Образование можно считать базовым процессом в культу­ре, ибо оно связано с формированием образа человека, личности. Задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям, превращение природного человека в культурного.

Социализация - это формирование в человеке языка, знаний, традиций, усвоение системы ценностей социокультурной среды[15]. Отсюда ясно, насколько важен в процессе социализации выбор осваиваемой информации, культурных образцов для формирова­ния того типа личности, который необходим обществу. Особое значение приобретают два уровня обобщения культурных образ­цов. Первый - нормы, разделяемые всем обществом, которые оп­ределяют культуру данного общества. Второй - нормы перспек­тивного характера. Овладение этими двумя уровнями культурных норм обязательно в процессе социализации для любого индиви­да. Социализация должна, в конечном счете, быть направлена на формирование творческой личности, которая, овладев образцами культуры, приобретает способность к активному влиянию на со­циокультурную среду.

Сегодня поэтому целесообразно говорить о необходимости опережающей модели образования, которая может описываться в категориях долженствования. Она сопряжена с системообразую­щими для нее представлениями об устойчивом обществе, идеаль­ном человеке, его качествах и формах их реализации.

Целью современного образования становится как знакомство с «основами» той или иной науки, так и формирование высокой духовности. Принцип «знание ради знания» недостаточен в дан­ной модели образования. Конечно, образованность необязательно ведет к духовности. Но разностороннее образование служит той базой, на которой может действительно развиться утонченная че­ловеческая культура. Стержневым ее моментом является культура взаимоотношений между людьми, между обществом и природой, гуманизм в самом широком смысле слова.

Сейчас, на пороге третьего тысячелетия, образование должно обеспечить становление устойчивого информационно-экологичес­кого общества с высокой гуманистической, технологической и эко­логической культурой. Для этого, очевидно, нужны новые, всесто­ронне образованные люди, с другими стереотипами мышления и поведения.

Можно сказать, что одной из важнейших целей образования становится формирование необходимого комплекса знаний по проблемам развития человека, его взаимоотношений с социальной и природной средой. Это должно помочь индивиду познать обще­ство на разных этапах его истории, осмыслить условия своего собственного существования и существования человечества. Без преувеличения можно сказать, что решение задач гармонизации социально-экономического и экологического развития окажет су­щественное влияние на видоизменение человеческой деятельнос­ти, ее содержание в самых различных областях. Речь идет о на­метившейся экологической революции в жизнедеятельности лю­дей, тотальной экологизации образа их жизни. Все это немыслимо без соответствующей трансформации общественного сознания, понимания каждым индивидом смысла и значения предстоящих перемен. На передний план поэтому выходят вопросы социализа­ции подрастающего поколения, -изменения ориентации и содержа­ния образовательных систем как в национальных, так и в глобаль­ных масштабах с позиций устойчивого развития.

Лейтмотивом всех этих преобразований являются поиски форм и способов проникновения экологических знаний и императивов в различные уровни образовательных структур, их всесторонняя экологизация. Особую значимость приобретает целенаправленное образование в области окружающей среды (экологическое обра­зование). Оно становится фундаментом, предпосылкой экологиза­ции всей системы образования.

В целом можно считать, что основным механизмом экологи­зации сознания, формирования экологической ответственнос­ти призвана стать система экологического образования, охва­тывающая все звенья дошкольного, начального, среднего, выс­шего образования, повышения квалификации, переподготовки кадров, пропаганды и популяризации научных знаний.

Экологическое образование было выдвинуто ЮНЕСКО и Про­граммой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы. Стокгольмская конференция по охране окружающей среды (1972 г.) приняла рекомендацию о создании международной программы по образованию в области окружающей среды. К началу 1975 г. Про­грамма была разработана ЮНЕСКО совместно с комиссией ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Важным событием в данной области стала межправительствен­ная конференция по образованию в области окружающей среды (Тбилиси, 1977 г.).

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) расширила рамки Тбилисской конференции, было принято решение таким образом содействовать просвеще­нию, информированию населения и подготовке кадров, чтобы превратить задачи гармонизации социально-экономического и эко­логического развития в систему духовных и профессиональных установок человечества.

На конференции ООН по устойчивому развитию, проходившей в 2002 г. в Йоханнесбурге, были обобщены цели и задачи эколо­гического образования, которое по существу предстало как осно­ва образования для устойчивого развития.

Под экологическим образованием понимается непрерыв­ный процесс обучения, направленный на усвоение системати­зированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей эколо­гической культуры.

Главным основанием экологического образования следует счи­тать признанное мировым сообществом право человека на благо­приятную среду жизни. Качество окружающей среды определяет здоровье - основное право человека и главную цель развития цивилизации. Экологическое образование поэтому должно не про­сто проникнуть в структуру образования, а стать одним из ее важ­нейших оснований. Если литература и история нужны для усвое­ния ценностей духовной культуры, естествознание - закономер­ностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования подлинного человеческого отношения к природе, определения допустимой меры преобразования природы, усвоения специфических социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Следует различать экологическое образование и экологизацию системы образования. Хотя они и взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологическое образование - это непосредственное усвоение экологических зна­ний различного характера и уровня. Оно определяет, в частности, процесс подготовки специалистов-экологов, но не сводится к это­му. Экологизация системы образования - это характеристика тен­денции проникновения идей, понятий, принципов, подходов эко­логии в другие дисциплины.

До недавнего времени экологическое образование ориентиро­валось в основном на естествознание и технические науки, свя­занные с технологией природоохранной деятельности. Социальная же часть экологии, за исключением эколого-экономических и экологоправовых знаний, не преподавалась. Очевидно, что соци­альная экология, которая непосредственно занимается поиском закономерностей устойчивого развития системы «общество - при­рода», должна стать значительной частью экологического образо­вания. Реализация идей экологического образования предполага­ет как новое прочтение традиционных предметов, так и введение новых дисциплин, раскрывающих целостное представление о вза­имосвязях природы и человека.

Научно-теоретическим основанием экологического образования в целом должны служить биологическая и геологическая эколо­гия, экология человека и общества (социальная экология). Биоло­гическая экология рассматривает условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в кото­рой они обитают. Глобальная экология исследует влияние на био­сферу антропогенных, космических, геофизических и других воз­действий. Предметом исследования экологии человека являются вопросы сохранения и развития здоровья людей с учетом связей человека с окружающей его природной и социальной средой. Со­циальная экология изучает систему «природа - общество», перс­пективы ее развития и гармонизации на различных уровнях — ло­кальном, региональном, глобальном.

Среди естественных наук экология впервые включает в свое содержание интересы человека, вопросы улучшения условий жиз­недеятельности людей с возрастающей сложностью: от рассмот­рения влияния человеческой деятельности на окружающую среду до рассмотрения мотивов и закономерностей этой деятельности, оценки эффективности освоения природы и т.д.

Содержание экологического образования включает не только научные знания и представления, оно также дополняется образа ми искусства и литературы. Выдвижение на первый план когни­тивной функции закономерно отвечает характерной для экологи­ческого образования тенденции целостного познания человека, общества и природной среды во всей совокупности их взаимосвя­зей. В то же время искусство и литература несут огромный нрав­ственно-эстетический потенциал, воплощая общечеловеческие ценности и идеалы, отношение к человеку и природе, сформиро­вавшееся в разные эпохи. Тем самым произведения искусства не просто способствуют ознакомлению с эволюцией отношения че­ловека и общества в его историческом развитии к природе, но и дают модели такого исторически меняющегося отношения. Осу­ществляемая в процессе экологического образования интеграция научных знаний о взаимодействии человека и общества с приро­дой и соответствующих художественных образов направлена на преодоление разрыва между логической и образной формами по­знания действительности и служит гуманитаризации образования.

Экологическое образование в свете концепции устойчиво­го развития приобретает статус интегрирующего фактора об­разования в целом, определяет его стратегическую цель и ведущие направления. Общеобразовательные цели экологи­ческого образования связаны с определением духовных, тео­ретико-познавательных предпосылок и условий решения эко­логической проблемы.

Итак, экология как расширяющаяся область знания оказывает мощное влияние на систему образования. Оно сказывается на пе­реориентации целей общего среднего образования, качестве под­готовки и переподготовки специалистов. Необходимо формировать широкий, интегрированный взгляд на окружающий мир, челове­чество и природу, на методы познания и деятельности. Экологи­ческие дисциплины становятся частью «глобального воспитания» человека, его способности понимать взаимосвязи между индиви­дом, обществом и природой в планетарном масштабе.

До недавнего времени экологическое образование ориентиро­валось в основном на естествознание (преимущественно на био­логическую экологию и географию) и отчасти на технические науки, связанные с технологией природоохранной деятельности (с акцентом на очистные сооружения и технологии). Социальная же часть экологии, кроме отдельных фрагментов эколого-экономи­ческих и эколого-правовых знаний, не преподавалась. Сейчас оче­видно, что значительная доля экологического образования должна отводиться социальной экологии, которая непосредственно за­нимается поиском закономерностей устойчивого развития систе­мы «общество-природа». Реализация идей экологического обра­зования предполагает как новое прочтение традиционных предме­тов, так и введение новых дисциплин, помогающих раскрыть целостное представление о взаимосвязях природы и человека1.

Научно-теоретическим основанием экологического образования в целом должны служить биологическая и геологическая эколо­гия, экология человека и общества (социальная экология). Важны­ми дополнительными источниками могут быть инженерная экология, агроэкология и некоторые другие экологические дисцип­лины.

В педагогическом отношении при раскрытии содержания эко­логического образования необходимо иметь в виду следующее:

• стараться соблюдать достаточно высокую точность (достовер­ность) используемых данных о состоянии природной среды в целом и отдельных ее составляющих;

• комплексно освещать экологические явления; важно воспроиз­вести не только сложную совокупность природных процессов, но и дать их в отношении к событиям в самом обществе; на­пример, недостаточно привести данные об исчезновении с лица планеты каких-либо видов растений или животных; многих этот факт оставит более или менее равнодушными, но если дать этот пример во взаимосвязи с цепью природных явлений, показать его в тенденции и воздействии на остальные биосферные про­цессы, а через них на общество, то впечатление будет уже су­щественно иным.

Экология вооружает людей знанием способов борьбы с опас­ными тенденциями разрушения природных ресурсов. В связи с этим особая сложность экологического образования заключается в необходимости убеждения людей в вероятности далеко не оче­видных процессов, идущих подчас незаметно, переходящих затем в масштабные последствия; в подчеркивании приоритетности при­родных факторов, как наиболее важных и незаменимых пока со­временными техническими средствами.

Приоритет ценностей природы важно подчеркивать еще и по­тому, что всей прежней историей борьбы с природой люди воспитывались в духе противостояния природным условиям, которые рассматривались зачастую как препятствие к достижению прак­тических целей.

Естественно, что при этом на первый план всегда выдвигались ценности социального порядка. Тем самым за исторически дли­тельный период сложилось преимущественно наступательное от­ношение к природе, и оно в основном продолжается по сей день.

Содержание экологического образования включает не только научные знания и представления, оно также дополняется образа­ми искусства и литературы. Выдвижение на первый план когни­тивной функции закономерно отвечает характерной для экологи­ческого образования тенденции целостного познания человека, общества и природной среды во всей совокупности их взаимосвя­зей. В то же время искусство и литература несут огромный нрав­ственно-эстетический потенциал, воплощая общечеловеческие ценности и идеалы, отношение к человеку и природе, сформи­ровавшееся в разные эпохи. Тем самым произведения искусства не просто способствуют ознакомлению с эволюцией отношения человека и общества в его историческом развитии к природе, но и дают модели такого исторически меняющегося отношения. Осуществляемая в процессе экологического образования интег­рация научных знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих художественных образов направ­лена на преодоление разрыва между логической и образной фор­мами познания действительности и служит гуманизации образо­вания.

В целом в содержании экологического образования можно вы­делить следующие аспекты.

Научный аспектобеспечивает развитие познавательного от­ношения к окружающей среде. Он включает естественно-научные, социологические и технологические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество и производство в их взаимодействии.

Ценностный аспектформирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевает излишнюю рациона­листичность и потребительство. У подрастающего поколения фор­мируется умение не только видеть красоту окружающего мира и восхищаться им, но и готовность вносить посильный вклад в ох­рану и восстановление окружающей среды.

Нормативный аспекториентирован на овладение системой норм и правил, предписаний и запретов экологического характе­ра, непримиримость к любым проявлениям насилия.

Деятельностный аспектвключает виды и способы человечес­кой деятельности, направленные на формирование познаватель­ных, практических и творческих умений экологического характе­ра, развитие волевых качеств обучающихся; потребности и уме­ния проявлять активность в решении экологических проблем.

Важнейшую функцию в формировании экологического созна­ния призваны выполнять средства массовой коммуникаци (СМК).

В условиях глобальной информатизации общества складывают­ся новые предпосылки создания ноосферной действительности. Они связаны с использованием совершенно новых средств нако­пления и передачи информации, которые создают качественно иную информационную сферу. При рассмотрении вопроса о свя­зи средств массовой коммуникации с экологическим сознанием нельзя забывать ни про содержание процесса коммуникации, ни про технологическую его сторону.

В процессе социальной коммуникации любое содержание об­лекается в форму знаков или образов, которые всегда воплощаются через определенное средство (газету, радио, телесеть, банк дан­ных). Поэтому канал передачи информации не менее важен, чем содержательная сторона коммуникации. Оба компонента зависят друг от друга и оказывают влияние на восприятие сообщения, а затем на действия индивида. Именно использование техники пре­вращает межличностное общение в массовое.

СМК не знают демографических, социальных, национальных барьеров. Это находит отражение и в увеличении общности эко­логически мыслящих людей. У них разный возраст, профессия, национальность, доход, но их объединяет одна идея, которую с помощью коммуникации они осуществляют совместно или по­рознь, организованно или спонтанно.

Несмотря на то, что мир стремительно включается в мировую компьютерную сеть, все же в данный момент самая массовая груп­па общения - это по-прежнему аудитории газет, телевидения и радио. Традиционные источники информации в чем-то конкури­руют между собой, в чем-то дополняют друг друга. Радио и теле­видение оперативнее газеты, но они не отменяют ее. Газета удобна тем, что дает возможность самостоятельно ориентироваться в информации и выбрать необходимую, вернуться к материалу и возобновить чтение практически в любой обстановке.

Глобальная экологическая проблема обострила интерес к обще­образовательным, специализированным, альтернативным публика­циям и передачам. Все труднее становится дезинформировать та­кую аудиторию, которая получает «духовную продукцию» из са­мых различных источников, которая имеет широкие личностные горизонты и обогащенное массовое сознание.

Психологи и социологи обнаружили интересный феномен: «страх перед изоляцией», который заставляет индивида примыкать к большинству. Опубликованные общественные опросы часто выдаются за общественное мнение, хотя само мнение скрыто от публики и выражается лишь в межличностном общении. Такое выявление настроений - не что иное, как манипулирование мас­совым сознанием.

Но добросовестно проведенные опросы в какой-то мере отра­жают реальные тенденции в перемене общественного настроения. В последнее время на страницах местной и периодической печа­ти часто публикуются результаты независимых социологических исследований, содержащие характеристики уровня экологизации сознания населения, популяризацию зеленых движений и другую подобную информацию. Все они дают представление о выросшей информированности людей, об увеличившейся аудитории эколо­гической журналистики, о высокой степени включенности на уров­не поведения различных социальных групп в экологическую сфе­ру, об огромной заинтересованности аудитории в мероприятиях в этой сфере.

От взглядов людей, активности массовых экологических дви­жений и правильной их направленности зависит все в большей степени судьба цивилизации. Появился такой действующий фак­тор, как мировое общественное мнение. Вокруг экологических ценностей существует единство взглядов во всем мире, и это фор­мирующееся мировое мнение становится определяющим в меж­дународной и внутренней политике.

Аудитория СМК анонимна. Лицо свое показывает лишь в мо­менты «обратной связи». Для прессы - это письма и звонки чита­телей. Для телевидения и радио - сеансы прямого эфира, ток-шоу и прочие подобные мероприятия.

Журналисты узнают свою аудиторию с помощью специальных ' опросов. Но даже при этом коммуникатор не может увидеть или услышать тысячи, миллионы своих читателей, слушателей, зрите­лей. Он обращается к ним, представляя их мысленно.

Практика современного общества дает многочисленные приме­ры объединения людей для решения глобальных вопросов. Эко­логи-энтузиасты чувствуют, что они в ответе за происходящие на планете (не только в их родных городах, странах) процессы. И ряды таких граждан мира быстро пополняются. Этому способству­ют: расширение контактов и обмен информацией в мире, повы­шение информированности, а значит, активности людей, глубин­ные процессы информатизации, захватывающие все сферы жиз­ни современного общества.

Исследователи воздействия прессы на общественное мнение называют два признака выделения объекта общественного мнения: его интерес для общества и дискуссионность. Экологическая про­блема, и с этим никто не будет сегодня спорить, отвечает этим двум требованиям. Тревожный интерес общества к ней и публицисти­ческая заостренность материалов по экологии обеспечивают этой проблеме центральное место в средствах массовой коммуникации. Современный человек обладает весьма ограниченным индиви­дуальным опытом, но сложная меняющаяся действительность тре­бует от него умения ориентироваться во многих процессах. СМК, приходящие на помощь, предоставляют довольно точную карти­ну мира. Социологами, например, отмечено, что люди, никогда не выезжавшие из своей страны, имеют довольно верное представ­ление о других странах. «Белые пятна» в общей картине знаний заполняются за счет воображения.

В процессе воображения таится и сила, и слабость обществен­ного мнения, возможность его формирования на основе отдельных фрагментов действительности. Наглядно образное знание входит в структуру общественного мнения наряду с рациональным зна­нием. Оценка ситуации всегда включает знание.

В становлении экологического сознания особое значение име­ет информированность. Но знание не всегда означает оценку и мнение. Поэтому роль СМК не ограничивается доставкой инфор­мации. Журналисты, пишущие на темы экологии, видят своей це­лью формирование у каждого культуры, основанной на понима­нии неразрывной связи человечества с биосферой.

Журналист, выбравший экологическую тему, должен осознавать свою ответственность. Публикация объективных данных о состо­янии человека, организмов и растений в зонах промышленных воздействий влияет на политику министерств и предприятий, на настроения в обществе. Но всегда ли достоверны факты и компе­тентен автор?

Экологическая проблема в СМК часто сводится к конфликту между героями и злодеями. Алармирующие публикации основа­ны на желании журналиста взбудоражить людей и привести к па­нике. Но время упрощений прошло. Без культурно-образователь­ной базы авторы алармирующих материалов выглядят как наивные экологисты, целиком поглощенные эмоциями.

Известны три группы факторов, обеспечивающих публикаци­ям максимальный эффект восприятия:

• близость информации читателям;

• ситуативность (отражение событий в их полноте);

• драматизм.

В этом смысле экология считается беспроигрышной темой, в аудиторию экологической журналистики входит каждый человек. Это действительно массовая, неспециализированная аудитория.

Природоохранная тематика в СМК стала многомернее: эколо­гия и экономика, экология и воспитание. Термин «экология» вме­стил в себя всю палитру отношений человека с миром («экология ума», «экология семьи»).

Без государственного контроля в этой сфере трудно обойтись. Информации об экологических экспертизах, о деятельности по созданию устойчивой модели развития трудно пробиться к теле­зрителю, она всегда уступает место другим экосообщениям, кото­рые поданы сенсационно, с оттенком скандальности.

Особенностью последних лет стало привлечение внимания аудитории к наиболее острым характерным ситуациям. Успешное разрешение экологической ситуации превращает ее в наглядный пример, в факт общественного сознания. Можно говорить о сим­воличности наиболее злободневных адресов. Положительный опыт экологически грамотных хозяйств вносит оптимистические ноты в тему, внушающую беспокойство.

В экологической прессе идет интенсивный обмен сообщения­ми, идеями, эмоциями. Журналисты берут на себя смелость про­гнозировать развитие событий, хотя порой в их материалах недостает научного осмысления. Положение может исправить компе­тентный собеседник - ученый, который как носитель специали­зированного знания распространяет его до масштабов массового сознания.

Публикации последних лет на экологическую тему представ­ляются все менее однозначными. Различные точки зрения, пред­лагаемые специалистами, привлекают внимание массовой аудитории. Но ей трудно порой сделать выбор, когда спорят хорошо под­готовленные собеседники, и каждый - во всеоружии фактов и аргуметации. Многие проблемы весьма противоречивы, имеют ра­венство аргументов и поэтому их решение не может оказаться оптимальным лишь при учете мнений «за» и «против»... Существу­ющий же подход, именуемый демократическим, лишь по видимо­сти оказывается рациональным, а по сути таит в себе колоссаль­ный заряд некомпетентности и дилетантизма, который вскоре «взорвется» своими негативными последствиями, приведя экоразвитие к экототалитаризму или анархизму.

С ростом степени информатизации будет существенно возрас­тать количество людей, участвующих в принятии социальных ре­шений, и сами эти решения будут приниматься несравненно бо­лее оперативно, чем это имеет место на уровне демократии доинформационного общества..

Целенаправленное воздействие на формирование экологичес­кого сознания должно быть основано на знании взаимосвязей обы­денного и теоретического уровней сознания. Попытки формиро­вать мнение только на теоретическом, идеологическом уровне малорезультативны, они не учитывают опыт, присутствующий в обыденных воззрениях людей.








Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 827;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.021 сек.