ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ ЖИЗНИ НАШЕЙ? 26 страница
Религии нечего краснеть от упрека в том, что ее интересует смерть, и даже от обвинения, что она родилась из страха смерти. Смерть для человека есть слишком важное явление, чтобы можно было о нем не думать, чтобы можно было делать вид (как это и делает антирелигиозная пропаганда), что тут, дескать, думать не о чем, а гораздо важнее экономические и политические вопросы. Страх смерти присущ человеку, он — часть его человечности, потому что человек инстинктивно ощущает некое страшное, можно даже сказать, потрясающее несоответствие между опытом своего я и сознанием, что это я должно умереть, кончиться.
Ведь сколько бы ни твердили мне, что смерть есть естественное явление и самоочевидный закон природы, мое я чувствует, что смерть для него, для этого я, не только не естественна, но противоестественна, и это несоответствие рождает страх. Страшно все то, что странно и неестественно. И сколько бы нам ни говорили о натуральности смерти, страх перед нею лучше всего показывает, что все это не так просто и не так ясно.
Человеку естественно желать всего естественного. Но вот смерти, исчезновения, растворения в ничто — «черной бани с пауками», как говорил Достоевский, гула небытия — никто не хочет. Смерть всегда, всюду и везде остается некой тайной, которую человек (поскольку он — человек, а не машина, не робот) не может не хотеть раскрыть. И попытки просто отклонить эту тему, заменить ее экономическими или политическими рассуждениями не только неудачны, но и свидетельствуют о плоскости и ограниченности авторов таких рассуждений.
И когда некоторые материалисты призывают преодолевать страх смерти заботой о будущих поколениях и об их счастье, то они как бы не понимают, что призыв этот удивительно глуп. Ибо если считать источником трагизма в человеке именно сознание своей смертности, то трагизм этот останется и в будущем, каково бы ни было материальное счастье тех будущих поколений. Если человек обречен на ничто, если кончина каждого человека (ведь понятие человечества абстрактно, есть только конкретные люди), если конец его — ничто, то позвольте спросить: почему этот ужасающий абсурд становится менее абсурдным от того, что в будущем, допустим, будет больше справедливости и лучше отопление в домах? А ведь ничего другого не обещают все философии, все идеологии, основанные на отрицании бессмертия и вечности.
В этом отношении гораздо последовательнее и честнее проповедники так называемого экзистенциализма, которые так просто и начинают с утверждения абсурдности и бессмысленности человеческой жизни. Тогда, конечно, в словах Льва Толстого — «и после глупой жизни настанет глупая смерть» — больше правды, чем в бесконечной суете дешевых идеологий будущего счастья.
Все это приводит нас к простому утверждению: смерть для человека — это предельно важный предмет размышления и осмысления. В каком-то глубоком смысле вся жизнь человека — это решение вопроса о том, как жизнь относится к смерти, о смысле этого таинственного конца.
Смерть — это лишь порог в вечность. И настоящая надежда, истинное вдохновение состоит не в примирении со смертью, а в том, чтобы глубже осмыслить свое бытие и понять, что есть смерть в этом бытии.
ВОПРОСЫ
1. Прокомментируйте слова римского философа Сенеки: «Раньше ты умрешь или позже — неважно; хорошо или плохо — вот что важно. А хорошо умереть — значит избежать опасности жить дурно».
КРУГ ИЗ СТУЛЬЕВ В КОНЦЕ КЛАССА
Слово этика — греческого происхождения и означает обычай, нрав, характер. Этика не создается путем теоретического интереса к той или иной области действительности, как большинство наук, а обусловливается самим фактом общественной жизни. В этом смысле христианство в истории этики начинает новую эру.
Христианские принципы легли в основу конституций многих государств в мире. Библия стала фундаментом для европейского искусства, многое почерпнули из нее и история, и география, и социология...
— Библия? — удивится, возможно, кто-то из родителей. — Библию изучайте на уроках религии, а не этики!
Действительно, на уроках религии Библии уделяется основное внимание. Участие в практической религиозной жизни позволяет учащимся усвоить понятия нравственности на конфессиональном, то есть связанном с конкретной Церковью, уровне.
На уроках этики нравственность изучается как бы вширь, используется база нравоучительных произведений литературы, философии и, конечно, произведений христианских мыслителей. Конфессиональный уровень в программе этики и, следовательно, в нашей книге не предусмотрен.
Здесь, правда, следует обратить внимание на одну существенную деталь. Мы говорим знать и не употребляем глагол верить. В вопросе веры школьнику предоставляется свобода, но, если он хочет быть культурным человеком, ему просто необходимо знать, что написано в Библии.
Основы нравственности — нетрадиционный предмет. Нам даже показалось, что существительное параграф в наших беседах неуместно, и мы заменили его словом раздел.
Слово раздел в одном из своих значений — часть какого-нибудь текста. В нашем случае — часть главы.
Особое место в книге отводится вопросам. В них сосредоточено как бы резюме основного текста, его главные акценты. Вот почему вопросы выделены.
Очень важно, чтобы после бесед на темы этики оставались не только конспекты и знания — хотя, безусловно, это нужно! — а чтобы в душу школьника запало зернышко нравственности, которое со временем может прорасти и дать плоды добра, любви и сострадания. Знать можно много, а поступать совсем иначе!
В печати постоянно дискутируют проблемы введения более суровых законов и увеличения репрессивного аппарата — полицейских, тюрем и т.д. Но не пустая ли это трата сил и средств, если не будет остановлен упадок нравственности общества?
Нетрадиционный школьный предмет допускает и нетрадиционные формы общения. Быть может, проблемы смысла жизни лучше обсуждать, сидя не за партами, а в кругу из стульев (вместе с учителем!) в конце класса?
Обратите внимание на форму вопросов при обсуждении текстов, которая позволяет высказать свое мнение и двигаться вместе по пути к Абсолютной Истине.
В мире много религий: язычество, иудаизм, ислам, буддизм, индуизм и т.д. О чем же это говорит? О множестве человеческих слабостей и немощей, не позволяющих во всей полноте познать Истину.
Православие — это одновременно проявление духовной жажды человека и наиболее полный ответ на наши лучшие стремления, и огонь, и очищение, и преображение огнем этим нашей слабой и постыдной жизни.
В заключение Нового Завета мы видим суровые, но и радостные слова:
«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни...
Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром».
[Откровение 22, 11-14(17)]
[1] Сомнамбулизм — своеобразное расстройство сознания, характеризующееся выполнением во время сна бессознательных действий (например, хождение и др.)
[2] Кинолог — специалист по кинологии. Кинология (от греч. kyon (kynos) — собака) — наука о собаках, их породах и уходе за ними.
[3] Рефлексия — размышление, содержание сомнения; склонность к анализу своих переживаний.
[4] Сокращенное изложение статьи И.А. Гончарова (1812 — 1891) «Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв».
[5] Героиня романа И.А. Гончарова «Обрыв».
[6] Сентенция — изречение нравоучительного характера.
[7] Краткое и адаптированное изложение сказки Н.С. Лескова «Час воли Божьей».
[8] Сокращенное изложение рассказа «Живые мощи» из сборника И.С. Тургенева «Записки охотника».
[9] Оброк — плата, которую во времена крепостного права крестьяне платили помещикам.
[10] Этот рассказ Василия Немировича-Данченко (1849 — 1936) публикуется по сборнику «Искра Божья».
[11] Сокращенное изложение рассказа А.П. Чехова «Художество».
[12] Аналой — употребляемый в богослужении высокий четырехугольный столик с покатым верхом.
[13] Сокращенное изложение рассказа Л.H. Толстого «Где любовь, там Бог».
[14] Четыре отрывка из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
[15] Легкий (лат.).
[16] Тетя (фр.)—
[17] Благодарю, дядя! (фр.)
[18] Ваше превосходительство (фр.).
[19] Напомним, что монотеизм (от греч. monos — один, единственный и theos— Бог), в отличие от политеизма, утверждает, что Господь — единственный Бог.
[20] Гений (от лат. gens — род, gigno — рождать, производить) — в римской мифологии первоначально божество — прародитель рода. В эпоху империи особое значение приобрел культ гения Рима и императора.
[21] Сивилла (от греч. sibilla — пророчица) — у древних греков и римлян женщина, предсказывающая будущее, — прорицательница.
[22] Фарисеи — еврейские религиозные фанатики, называвшиеся по-еврейски «ха— сидим», то есть праведные, а в греческой транскрипции — «асидеи» и «фарисеи».
[23] И сказал Бог Аврааму: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужской пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17:10-11). Согласно Толковой Библии, обрезание символизировало собой отсечение плотских похотей и нечистых пожеланий, или, как это выразительно называет Библия, — «обрезание сердца».
[24] Стихотворение неизвестного автора «Жизнь» из сборника «Русская духовная поэзия».
[25] Красный угол — угол в доме, где находятся иконы.
[26] Поддевка — длинная верхняя мужская одежда в талию, с мелкими сборками.
[27] Курс парусного судна против ветра.
[28] Имеется в виду дореволюционный период.
[29] Антиминс (греч. — вместо преетонис) — священный плат с изображением погребения Господа Иисуса Христа.
[30] «Лоси» — американская благотворительная организация; «Шрайнеры» — американская масонская организация.
[31] Априори (лат. a priori) — независимо от опыта, до опыта; заранее.
[32] Слова из молитвы Господней: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Лука, 11:11-4).
[33] Нагорной проповеди посвящен раздел 8 главы 4.
[34] Иудейское название Пятикнижия Моисея (то есть, первых пяти книг Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие).
[35] «Заповеди блаженства» изложены в Нагорной проповеди (см. гл. 4, раздел 8): «Блаженны нищие духом... плачущие... кроткие... алчущие и жаждущие правды... милостивые... чистые сердцем... миротворцы... изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».
[36]Григорий Палама (1296 — 1359) — византийский богослов.
[37]Логос (греч. logos) — слово, понятие, здесь — Разум.
[38] Тертуллиан (ок. 160 — после 220) — христианский богослов и писатель.
[39] Фома Аквинский( 1225 или 1226 — 1274) — средневековый философ и теолог.
[40] Григорий Нисский (ок. 335 — ок. 394) — богослов, крупнейший христианский философ Византии.
[41] При написании этого раздела использовалась книга С. Ласмане, А. Милтс и А. Рубенс «Этика».
[42] Александр Шмеман — священник и богослов. С 1962 г. — декан Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Почетный доктор ряда университетов. Скончался в 1983 г.
[43] Повесть Ч. Диккенса «Семьдесят раз семь» печатается в сокращении.
[44] Клайв Степлз Льюис (1898 — 1963) — английский писатель и религиозный философ, ставший в англоязычных странах и легендой, и учителем.
[45] Речь идет о книге Дж. Беньяна «Путь паломника» (1684).
[46] Сокращенный вариант повести И.С. Тургенева «Первая любовь».
[47] Сажень-русская мера длины, равная 2,13 м.
[48] Мф. 19, 12.
[49] Кол. 3, 1-3.
[50] То есть женщиной, соблюдающей светские приличия.
[51] Отрывок из книги К.С. Льюиса «Любовь. Страдание. Надежда».
[52] Рассказ В. Немировича-Данченко «Турчанка» из сборника «Искра Божия»
[53] При написании раздела использована книга Ф. Альберони «Дружба и любовь».
[54] Боссюэ (Bossuet) Жак Бенинь (1627 — 1704) — французский писатель и епископ.
[55] Работа Е.Трубецкого «Умозрение в красках» печатается в сокращении.
[56] Речь идет о Первой мировой войне
[57] В этом разделе использована работа профессора медицины архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа, тело».
[58] Этот раздел подготовлен по проповеди епископа Григория (Лебедева).
[59] Этот раздел подготовлен по работе немецких ученых Вернера Гитта и Карла-Хайнца Ванхайдна «Если бы животные могли говорить...».
[60] Воздух — так называется на языке литургики покров, который возлагается на дискос и чашу. Пол таким именем он известен потому, что, вея им во время пения Символа веры, священник колеблет воздух. Этим именем называются и два других покрова, из которых одним покрывается дискос, другим — чаша. Большой воздух — при погребении кладут на лица священнослужителей и монахов.
Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 547;