Веберовская методология социального познания.
Макс Вебер (1864-1920) – немецкий экономист, социолог, юрист, историк и философ, внесший фундаментальный вклад в каждую из этих дисциплин, является основоположником понимающей социологии и теории социального действия. Преподавал во Фрайбургском (1893 – 1896), Гейдельбергском (1896 – 1898, 1902 – 1919) и Мюнхенском (1919 – 1920) университетах. Начинал как исследователь в области экономической истории. Изучая вопрос о взаимоотношениях экономики с другими сферами человеческой деятельности – политикой, правом, религией и т.д. пришел к необходимости заняться социологией и разрабатывал ее как социологию экономического поведения людей.
Вообще энциклопедист Вебер – это уникальное явление даже в социогуманитарных науках. Его эрудицию не с кем сравнить, а влияние на современное обществознание трудно переоценить: неслучайно иногда его называют «буржуазным Марксом». Вебер – классический тип кабинетного ученого, исследователя и преподавателя, который прерывал свои напряженные занятия только два раза – в связи с болезнью (вызванной перенапряжением физических и духовных сил) и в связи с первой мировой войной.
Работы Вебера относятся к следующим основным направлениям:
(1) методологические исследования – принципы познания социальных наук, объект, предмет и метод социологии;
(2) историко-экономические исследования – история античного сельского хозяйства, общая история экономики;
(3) теория генезиса и функционирования капитализма – изложенная по большей части в его шедевре – работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905);
(4) главная работа Вебера – трактат по общей социологии «Хозяйство и общество», опубликованный уже после смерти автора.
Начнем с веберовской методологии познания социальных явлений. В первой лекции мы уже отмечали, что Вебер был основателем «субъективистского» подхода к предмету социологии. Согласно Веберу, если социология действительно хочет быть, а не казаться наукой, она должна исходить из простых и ясных понятий, а не из туманных, неопределенных терминов - «общество», «государство», «нация», «класс» и т.д. В научном отношении эти понятия малопродуктивны, поскольку у них нет «объективных референтов».
«Субъективизм» М. Вебера был сознательно направлен против К.Маркса и Э.Дюркгейма. Недаром Вебера до сих пор называют «буржуазным Марксом». По Веберу, подлинным субъектом исторического процесса являются не классы и не нации, а отдельные индивиды.
Поэтому предмет социологии – это «социальное действие», т.е. поведение человека по отношению к другим людям. Но, в отличие от психологии, социология, по его мнению, рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл.
Социолога, прежде всего, интересует «смысл социального действия», то есть, мотивыповедения человека, стоящие за его поступками. «Действием» следует называть человеческое поведение (безразлично, деяние или недеяние), если и поскольку действующий индивид связывает с ним некоторый субъективный смысл. Но «социальным действием» следует называть такое действие, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании».
Ни общество в целом, ни те или иные формы коллективности не должны рассматриваться в качестве субъектов социального действия: таковыми могут быть только отдельные индивиды.
Из подобного подхода к предмету социологии (направленному на изучение мотивов человеческого поведения) и к понятию социального действия вытекает следующая классификация основных типов социального действия. Эти типы различаются по степени рациональности,т.е. по степени осознанности, обдуманности своих поступков. Вебер выделял четыре типа социального действия: целерациональное, ценностнорациональное, традиционное и аффективное. Самое рациональное – это целерациональное действие; нерациональное – действие аффективное.
(1) Целерациональноесоциальное действие – это такое действие, когда действующий, «актор», прекрасно осознает свои цели, «знает, что он хочет» и выбирает такие средства достижения поставленных целей, которые ведут к ним кратчайшим образом, которые наиболее «эффективны». Примером целерационального действия является поведение капитана корабля, биржевого спекулянта, инженера, продавца в магазине, который пытается «всучить» клиенту лежалый товар, и т.д.
(2) Ценностнорациональное социальное действие – когда «актор» ведет себя в соответствии с определенными этическими или эстетическими ценностями, совершает «красивый» поступок. Например, отстаивает свое мужское достоинство в драке (на дуэли), подает нищему милостыню, сражается за Родину и т.д.
(3) Традиционноесоциальное действие – когда актор ведет себя в соответствии с определенной культурной – классовой, национальной, семейной – традицией. Он совершает определенный поступок – скажем, женится на девушке из определенного круга (хотя видел ее только один раз до свадьбы) – потому, что «все в нашей семье так делали», «так в нашем ауле заведено» и т.д.
(4) Аффективноесоциальное действие – когда поступок совершается «в состоянии аффекта», т.е. когда актор «не ведает, что творит». Скажем, многие подростки сначала совершают преступления, а затем, уже в отделении милиции, задаются вопросом: «Ну зачем я это сделал !?»
Необходимо отметить, что типы (1) – (4) – это идеальные типы.В чистом виде они чаще всего встречаются только в абстракции, на страницах художественных произведений или газетных передовиц. Реальное же социальное действие содержит, как правило, несколько типов одновременно; при этом, конечно, какой-то один тип доминирует, является преобладающим.
Эти доводы были обобщены Вебером в понятиях «исторического» и «социологического» идеальных типов. Последние, по Веберу, сильно напоминают кантовские априорные категории и не столько отражают находящуюся вне человека социальную реальность, сколько являются конструктами, инструментами познания, средствами упорядочения фактического материала. Поэтому такое понятие теоретической социологии как «феодализм», «церковь», «хозяйство» и т.д. не следует понимать слишком буквально.
«Феодализм» как идеальный тип просто сконструирован историками для того, чтобы изучать различные общества. Берется, скажем, французское феодальное общество раннего средневековья, из него мысленно извлекаются основные черты, и создается идеальная модель феодализма вообще. Эта модель с самого начала и не претендует на то, чтобы отражать существенные черты любого феодального общества. Она просто служит для сравнения реальных обществ с идеальным типом феодализма вообще, для выявления отклонений реальных обществ от идеального типа.
С веберовской классификацией связано такое важное понятие веберовской социологии как «рационализация» - процесс возрастания упорядоченности, разумности, «просчитанности» явлений общественной жизни. Вебер считал, что рационализация – это одна из доминирующих тенденций всемирно-исторического процесса. Она сначала возникла в Западной Европе, но потом начала медленно, с большими трудностями, но неуклонно расползаться по территории земного шара.
Очень может быть, что рационализация возникла в данное время и в данном регионе совершенно случайно. Но, раз возникнув, она начинает неумолимо завоевывать себе все новые и новые территории. В Западной Европе рационализация оказалась результатом соединения в культуре ряда традиций:
- новоевропейской науки XV - XVII в.;
- рационального римского права;
- рационального способа ведения хозяйства, бухгалтерской отчетности и т.д.
Фактором, позволившим синтезировать эти культурные традиции, оказался, по его мнению, протестантизм. И здесь мы подходим к другому важному элементу творчества Вебера – к его теории капитализма.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1202;