Структурно-функциональный анализ.
Основателями структурно-функциональной парадигмы являются американский социологи Толкотт Парсонс(1902-1979) и Роберт Мертон(1910-2003). Соответственно, их главные работы – «Структура социального действия» (Парсонс, 1937) и «Социальная теория и социальная структура» (Мертон, 1957). В известном смысле, к основателям структурного функционализма можно также отнести и американского социолога русского происхождения Питирима Александровича Сорокина (1889-1968) – после эмиграции из Советской России он основал факультет социологии в Гарвардском университете. И Парсонс, и Мертон у него учились. Сорокин, особенно своей книгой «Социология революции» (1928), написанной по живым следам февральской и октябрьской революций в России, как никто другой способствовал осознанию главной проблемы структурно-функционального анализа: как должно развиваться западное общество, чтобы не допустить (социалистической) революции. А экономический кризис конца 20-х годов в США и Западной Европе предоставил большой материал для размышлений на эту тему.
Следует отметить, что Т. Парсонс учился не только в США, но также и в Англии (изучал знаменитую «британскую антропологию»), и в Германии (изучал и переводил на английский работы Макса Вебера). Затем преподавал экономику в Гарварде, а потом под влиянием Сорокина, и социологию. Неслучайно сам Парсонс называл свою парадигму «синтезом двух направлений – «социологии Э.Дюркгейма и теории действия М.Вебера». Изначально Парсонс хотел найти компромисс между субъективистским и объективистским направлениями в социологии на основе «деятельностного» подхода. Противоречие между индивидуальным и коллективным снимается в исходном понятии парсоновской социологии – понятии «система социального действия».
Да, действительно, рассуждал Парсонс, поведение человека начинается с индивидуального действия, с единичного поступка, с единичного акта. Последнее состоит из «актора» (деятеля), целей деятельности и социальной ситуации, которая представлена средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством которых выбираются цели и средства.
Но при взаимодействии друг с другом колоссальное количество индивидуальных поступков самоорганизуются, упорядочиваются в единую систему социального действия и поэтому образуется упорядоченная структура – «странный аттрактор» процессов социальной самоорганизации. Говоря языком современной синергетики, возникает «порядок из хаоса» (И.Р. Пригожин).
Система социального действия – это структурированный набор единичных актов. Она содержит две стороны, два аспекта – «индивидуальные ориентации» и «социальные системы». «Индивиды» и «социальные системы» - это два полюса, два различных уровня единой системы социального действия.
Тем каркасом, тем скелетом, который лежит в основе системы социального действия, являются «социальные роли». Роль – это поведение индивида, происходящее в соответствии с ожиданиями окружающих его людей. Согласно Т. Парсонсу, «роль есть тот организованный сектор ориентации актора, который предназначает и определяет его участие в процессе взаимодействия. Роли определяются общепринятыми ценностными представлениями и являются частью институтов, где они определяют распределение власти и престижа».
Каждая социальная система предполагает наличие трех подсистем:
1) личностная подсистема (действующие акторы);
2) подсистема культуры (разделяемые ценности);
3) физическое окружение, на которое общество должно ориентироваться.
Связь социальной системы со всеми остальными элементами описывается понятием «функция». Несмотря на то, что каждая система характеризуется взаимодействием ее частей, она обладает тенденцией к самосохранению, что обычно именуется «равновесием системы».
Для того, чтобы выжить и сохранить состояние социального равновесия, каждая социальная система должна отвечать следующим четырем основным требованиям.
(1) адаптация(к физическим условиям, чем и занимается экономика);
(2) достижение целей (средства организации ресурсов для достижения целей, чем и занимается политика);
(3) интеграция (форма внутренней и внешней координации системы – социетальное сообщество);
(4) поддержание образцов(средства достижения относительной стабильности – социализация).
Все подсистемы связаны между собой «средствами обмена», которые представляют собой деньги, власть, влияние и обязательства. В итоге равновесие социальной системы зависит от процессов обмена между различными подсистемами.
До этого места мы рассматривали тот аспект структурно-функционального анализа, который был связан с усвоением веберовского материала, веберовской парадигмы, то есть, мы говорили о «структурах». Поговорим теперь о функциях.
Согласно функционализму (Г.Спенсер, Э.Дюркгейм), общества подобны живым организмам. В нашем теле каждый орган выполняет свою особую функцию, необходимую для поддержания жизни. Связанные между собой органы образуют взаимозависимую систему. Если один орган действует недостаточно, организм полностью выходит из строя. Согласно Дюркгейму, общественные явления можно объяснять, анализируя их функции общественной системе. Вот почему социология Парсонса - Мертона называется структурно-функциональным анализом.
Несколько слов о вкладе в социологию Роберта Мертона. Его необходимость была вызвана тем, что концепция Парсонса оказалась плохо сочетаемой с конкретными, эмпирическими социологическими исследованиями. У Парсонса оказалось слишком много абстрактных, эмпирически бессодержательных понятий. В этой ситуации Мертон ввел в социологию понятие «теория среднего уровня» и поставил в качестве основной задачи создание именно таких теорий. Главная идея теории среднего уровня заключается в том, что не надо воспринимать такие глобальные парадигмы как марксизм или структурно-функциональный анализ слишком серьезно и требовать, чтобы каждое понятие такой парадигмы обязательно соответствовало какому-либо социальному явлению или процессу. Нет, фундаментальные парадигмы – это лишь инструменты, вспомогательные средства для создания теорий среднего уровня. «Правда – всегда в деталях, а не в общих рассуждениях»; «истина всегда конкретна».
Кроме того, Мертон обогатил структурно-функциональный анализ представлениями о явныхи латентных функциях.(Латентные функции – функции, у которых объективные последствия отличаются от субъективных намерений). Он ввел понятие «референтные группы» (те группы, с которыми индивиды идентифицируют себя) и обогатил понятие «аномия» (отсутствие правил, устанавливающих то, как могут быть достигнуты социально-значимые цели). Кроме того, он обогатил социологию науки, добавив к «тезису Вебера» (роль протестантизма в генезисе капитализма) так называемый «тезис Мертона» (роль протестантизма в становлении новоевропейской науки.
В целом, основные положения структурно-функционального анализа сводятся к следующим тезисам.
1. Общество – есть система частей, объединенных в единое целое.
2. Общественные системы сохраняют устойчивость, т.к. в них существуют такие системы контроля, как правоохранительные органы и суд.
3. Существующие дисфункции или преодолеваются сами по себе, или укореняются в обществе.
4. Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер.
5. Социальная интеграция формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей.
Следует отметить, что структурно-функциональный анализ сыграл большую роль в развитии не только в социологии, но и всей гуманитарной науки.
Теория конфликта.
Наиболее крупными представителями этой неклассической парадигмы являются английский социологРальф Дарендорф (р. 1929) и американский социолог Льюис Козер(1913-2003). Главные их работы – «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (Дарендорф, 1959) и «Функции социального конфликта» (Козер, 1973).
С самого начала конфликтологическая парадигма (конфликт –противоборство)возникла из-за недовольства структурным функционализмом, как оппозиция и противовес ему. Сторонники функционализма постоянно подчеркивали необходимость социальной интеграции, целостности, единства для спокойного, плавного, эволюционного развития общества. Поэтому они рассматривали конфликты как патологическое состояние социального организма.
Конфликтологическая парадигма сложилась на основе марксистской социологии. А мы уже отмечали, что в марксизме, возникшем на основе гегелевской диалектики, противоречия – источник развития любой системы, в том числе и социальной. Поэтому «конфликтология» невысоко оценивают значение единства, согласия, «консенсуса», и выдвигают на передний план значение разногласий. Они справедливо утверждают, что без споров, без противоречий, без конфликтов нет жизни, движения вперед. Вечный покой бывает только на кладбище.
Именно из марксистской социологии конфликтологическая парадигма позаимствовала утверждение о том, что классовая борьба – источник большинства общественных конфликтов. Но само понимание «классов» и «классовой борьбы» Дарендорфом и Козером значительно отличается от марксистского. «Конфликтологи» утверждают, что Маркс в своих попытках описать объективные, материальные стороны общества слишком большое внимание уделял экономическим факторам.
Они считали, что наряду с экономическим измерением, существует не менее важное измерение общественной жизни –политическое. Поэтому Дарендорф отрицает, что основные конфликтующие силы в современном обществе – это классы, образованные по политическим признакам. Главная причина конфликта – то, что одни люди имеют властьнад другими. Основные конфликты в обществе возникают между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее лишен.
Согласно Козеру, для современного общества характерны так называемые «перекрестные» конфликты, когда союзники по одним вопросам одновременно являются и противниками по другим. Для современного общества обычным является сочетание множества интересов и конфликтов, которые в совокупности представляют собой огромный равновесный механизм.
В итоге основные положения теории конфликта сводятся к следующему:
(1) Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подавление;
(2) Вся общественная структура основана на власти одних людей над другими.(Например, предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами, преподавателей над студентами, администрации над преподавателями и т.д.).
(3) У каждой такой группы есть общие для всех ее членов интересы, независимо от того, осознают их входящие в эти группы люди, или нет. Интересы членов разных групп различны и противоположны.
(4) Только когда люди осознают свои общие интересы, они могут образовать общественный класс, что может выразиться в виде профсоюзного движения, политической партии и т.д.
(5) Классовый конфликт обостряется, если:
(а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные ее лишены;
(б) те, кто лишен власти, не имеют возможности ее получить.
В целом, можно сказать, что возникла новая дисциплина –конфликтология, целью которой является изучение различных конфликтов в обществе и выработка механизмов по их предотвращению.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1844;