Веберовская теория капитализма.
Основное внимание М. Вебера в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 - 1905) и других работах по экономической этике было направлено на изучение культурного значения современного капитализма, то есть, его интересовал капитализм не как экономическая система или результат классовых интересов буржуазии, а капитализм как повседневная практика, как методически-рациональное поведение.
В своей самой известной книге «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер постоянно, явно и неявно, спорит с Марксом по вопросу о природе и закономерностях развития капитализма. По ряду вопросов, прежде всего, по вопросу о генезисе и сущности капитализма – их взгляды оказались диаметрально противоположными.
Если Маркс возводил суть капитализма к эксплуатации человека человеком за счет присвоения прибавочной стоимости, а его происхождение выводил из развития производительных сил, то для Вебера капитализм – это закономерный результат рационализации общественной жизни, переход от традиционного общества с его «идиотизмом сельской жизни» и патриархальными обычаями, к современному, динамичному, наукоемкому обществу.
Поэтому-то, по Веберу, непосредственная причина зарождения капитализма – не рост промышленного производства, а религиозный раскол (так называемая «Реформация»). Как известно, в результате Реформации единое прежде западное христианство раскололось на две части – на католическую церковь и на церковь протестантскую.
По его мнению, сначала возник «дух капитализма», а потом уже сложился сам общественный строй. Экономический успех был возведен протестантизмом в религиозное призвание. Первые капиталисты были религиозными фанатиками, но не пьяницами, не обжорами и не развратниками. Они рассматривали свои экономические успехи как знак божеского к ним расположения, как знак того, что они, возможно, будут спасены и попадут на том свете в рай – заветной мечте каждого искренне верующего человека.
Вебер понимал капитализм как социоэкономическую систему, которая коренится в общем поведении людей, а не в экономическом поведении определенных частных личностей, предпринимателей или политиков, или отдельных групп.
Экономическая практика как черта культурной жизни общества свидетельствует о значении и воздействии религии на его развитие и формирование. Протестантская этика, особенно ее аскетическая разновидность, внесла немалый вклад в культурную основу современного капитализма. Особую роль сыграли такие его черты, как идеал профессионального труда «внутремирской аскетизм», то есть обязательство скромного образа жизни в сочетании с активной деятельностью в миру и неутомимого труда.
При этом индивид нес ответственность только за себя и свою веру. Следствием этих свойств аскетического протестантизма или пуританства, было то, что на этическом поведении основывалась вся жизнь, а не только его религиозная сфера. Человек становился доходной машиной Бога, а труд превращался в самоцель.
На основе протестантской этики возникло не только современное предпринимательство с его капиталистическим расчетом, но и эксплуатация рабочих во имя веры и равнодушие к нищите, которая как считалось является результатом собственной вины. Уважения достоен лишь тот, кто сумел добиться богатства и совсем неважно каким образом он это сделал.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 3816;