Политико-правовое сознание.

Мораль (этическое сознание).

Религия.

Искусство (эстетическое сознание).

Философия и наука.

Все эти формы неодинаково расположены по отношению к общественному бытию и по-разному отражают материальные, классовые интересы. Такие формы, как политико-правовая, непосредственно «вплетены» в общественное бытие и непосредственно отражают материальные, классовые интересы. Такие же формы, как религия и т.д. отражают эти интересы не прямо, не непосредственно, а опосредованно, через другие формы.

В этот и состоит один из главных недостатков («ограниченность») марксистской социологии. Она хорошо «работает» в экономической сфере, из которой она собственно и возникла. Но чем дальше мы отходим от экономики, тем меньше она способна понять анализируемую сферу общественной жизни, пока, наконец, она не приходит к таким абсурдным положениям, как «религия – это опиум народа», или «генетика – продажная девка империализма».

В общем случае, можно выделить следующие общепризнанные недостатки марксистской социологии, в силу которых она не может претендовать на роль «единственно правильной» или «самой правильной» социологической теории (что не исключает возможности ее плодотворного использования).

Во-первых, марксистская теория формаций противоречит данным новейшей истории. Действительно, СССР и страны Восточной Европы поднялись с капиталистической ступеньки на пьедестал социализма и коммунизма, постояли, подумали и… вернулись назад, в капитализм. Как такое может быть? – Конечно, и это можно объяснить, как и вообще все на свете, «империалистическим заговором», «сговором тайных сил» и т.д. Но тогда вообще отпадает необходимость изучать и социологию, и политологию и др. науки – получается, что все за нас решают в Лэнгли, в главштабе ЦРУ.

Во-вторых, марксистская теория революции также противоречит данным новейшей истории. В самом деле, еще в «Манифесте коммунистической партии» (1848) его авторы – К.Маркс и Ф.Энгельс констатировали сложившуюся революционную ситуацию: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма…» Отсюда они заключали, что в конце XIX в. в Европе обязательно вспыхнет «мировая социалистическая революция». Сначала восстанут пролетарии наиболее развитой капиталистической страны – Великобритании, затем революция перекинется на Францию, Германию и постепенно охватит весь мир.

И эта революция действительно случилась, но только в 1917 году в России, в стране, где 90% всего населения составляли крестьяне. А как же просвещенная Европа? – А там «умная» буржуазия нашла компромисс с рабочей аристократией, подняв зарплату в ведущих отраслях экономики в несколько раз. Поэтому многие выдающиеся марксисты – К.Каутский, Э.Бернштейн и др. – сделали из этого события весьма разумный вывод о том, что при столкновении теории с фактами виноваты не факты, а сама теория. Теорию надо изменять, и изменять существенно, не по мелочам.

В-третьих, марксистская теория государства нуждается в значительной переработке. Классики марксизма делали вывод о том, что в процессе перехода от капитализма к социализму классы будут отмирать, а следовательно, будет отмирать и государство (как «инструмент подавления одним классом других»). Государства, армии, полиции перейдут постепенно к органам местного самоуправления.

Действительность вновь оказалась сложнее представлений о ней. В наше время роль государства, особенно в процессах догоняющей модернизации, не уменьшается, а увеличивается. Так, после перестройки число чиновников в России, например, увеличилось с 3 млн. до 18 млн. человек). Число этих недостатков можно продолжить (см., например, книгу Даниела Белла «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования». – М.: Academia, 2004. – 788с.), прежде всего, за счет указания на то, что классическая марксистская теория недооценивала роль интеллектуального труда и, соответственно, роль интеллигенции в современном информационном обществе.

 


Лекция 4. Классическая социология Дюркгейма

1.Работа Э.Дюркгейма «О разделении общественного труда» (1893).

2.Работа Э.Дюркгейма «Правила социологического метода» (1895).

3. Работа Э.Дюркгейма «Самоубийство» (1897).

4.Работа Э.Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни»

(1912).

 

Основателем французской социологии и классиком мировой социологической мысли является Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917), который родился во Франции в небогатой семье раввина. В детстве он изучал древнееврейский язык, Тору и Талмуд. Но довольно рано отказался продолжать семейную традицию. Далее он воспитывался в Высшей Нормальной школе в Париже и затем обучался в Германии (1885-1886 годы), где познакомился с трудами Вильгельма Вундта, Альберта Шефле, Людвига Гумпловича и Фердинанда Тенниса. Затем читал курс лекций по социальным наукам в Бордо, где стал профессором педагогики социологии и руководил первой кафедрой социальных наук во Франции. В 1898 году он основал социологическое общество, которое стало основой школы Дюркгейма. В 1906 году он перешел в Сорбонну. Социология Дюркгейма стала ведущим направлением, прежде всего, благодаря своей идеологической связи с режимом и успешной попытке основать собственную школу и институализировать социологию.

Дюркгейм являлся основателем и издателем журнала «Социологический ежегодник» (1896 – 1913 гг.). В своей деятельности он руководствовался образцами естественных наук, утверждая принципы эмпирической обоснованности, точности и доказательности теоретических положений. К числу общих условий, необходимых для превращения социологии в самостоятельную науку, Дюркгейм относил наличие особого предмета и соответственно метода. Этим предметом является особая реальность, которой не занималась до сих пор ни одна из существующих наук. Ее основу составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим и тому подобным фактам действительности и обладающие рядом самостоятельных характеристик.

Несмотря на то, что он всю жизнь придерживался левых убеждений и был близок к социалистической партии, с марксистами он расходился радикально. Одним из пунктов разногласий было отношение к социальной революции: Дюркгейм был ее категорическим противником и выступал за постепенный, эволюционный путь развития. Другой, еще более важный пункт – отношение к религии, которую Дюркгейм рассматривал не как «опиум для народа», но как изначально фундаментальную основу духовной жизни вообще, из которой постепенно выделились все остальные формы духовной жизни и, в частности, даже наука.

1. Работа Э.Дюркгейма «О разделении общественного труда» (1893).

Темой всего творчества Эмиля Дюркгейма являются взаимоотношения между индивидами и коллективом. Основным вопросом его творчества является вопрос о том, каким образом разрозненная совокупность индивидов может образовывать коллектив, общество?

Его ответ заключается в том, что в основе общества лежит «солидарность» - окультуренный, проработанный «стадный инстинкт», «глубокая и взаимная потребность людей друг в друге».

Представление о том, что Дюркгейм понимает связь между общественными структурами и соответствующими им системами оценок, дает его раннее произведение «О разделении общественного труда» (1893). В качестве связующей категории между обществом и ценностными представлениями Дюркгейм вводит понятие «солидарность» (встречалось у Конта) как взаимодействие индивидуальных психик. Это взаимодействие создает систему общих ценностей и чувств, «коллективное сознание», которое несводимо к отдельным индивидам.

Коллективные представления воспринимаются индивидом как обстоятельства, которые оказывают на него извне. В этом смысле они являются «социальными фактами» и обладают своего рода реальностью. Другими словами Дюркгейм признает за ними их собственную подлинность бытия, то есть, социальные факты настолько же реальны, как и действия отдельных субъектов.

Согласно Дюркгейму, существуют две последовательные основные формы солидарности – 1) механическая и 2) органическая; соответственно, социальный прогресс состоит в замене примитивной формы солидарности – механической – более сложной формой, солидарностью органической. Поэтому общественный прогресс выражается в переходе от «традиционного» общества к «индустриальному».

Механическая солидарность лежит в основе сплоченности примитивного, традиционного общества. Это общество сплочено потому, что составляющие его индивиды еще не дифференцированы. Механическая солидарность – солидарность вследствие сходства. «Дикари» чрезвычайно похожи друг на друга (как отмечал еще капитан Кук), поскольку испытывают одинаковые чувства, имеют одни и те же привычки, ценности, религиозные представления: признают священным одно и то же. Механическая солидарность характерна для архаических (без письменности) обществ, где индивиды взаимозаменяемы.

Органическая солидарностьназвана так по аналогии с органами живого существа. Каждый из них выполняет свою функцию, но все они функционируют в рамках единого организма. Сплоченность общества этого типа обусловлена дифференциацией – с одной стороны, - и развитой системой коллективного сознания – с другой. В этом пункте в творчестве Дюркгейма возникает понятие, которому будет суждено сыграть ключевую роль – понятие коллективного сознания.

Коллективное сознание– «совокупность общих верований и чувств», которая образует особую систему, имеющую свою собственную жизнь. Коллективномусознанию присущи особые черты, выделяющую его в самостоятельную сферу реальности. Эта сфера и составляет предмет социологии, так же как сфера физической реальности составляет предмет физики, а сфера биологической реальности – предмет биологии.

Но за счет чего происходит переход от механической солидарности к органической? За счет повышения плотности населения, утверждал Дюркгейм. Чем больше индивидов живут вместе, тем сильнее дарвиновская межвидовая борьба каждой особи за свое «место под солнцем». Противоречия эффективно разрешаются за счет дифференциации – отведения каждому индивиду его места в общественном разделении труда. Но соответственно, также увеличивается и нагрузка на общественное сознание, которое должно заботиться, прежде всего, о поддержании необходимого минимального уровня коллективного сознания.

2. Работа Э.Дюркгейма «Правила социологического метода» (1895).

В вышедшей в 1895 году работе «Правила социологического метода» Дюркгейм объявил овеществление социальных фактов основным требованием объективного научного рассмотрения, как «вещи», которые подобно вещам в природе могут быть поняты объективно и эмпирически. Таким образом, ценности и мораль для социолога Дюркгейма являются в первую очередь социальными фактами. Коллективное социальное поведение становится социальным фактом, когда приобретает обязательный характер, то есть, когда его нарушение влечет за собой негативные санкции.

После того, как Дюркгейм выделил коллективное сознание в качестве истинного предмета социологии, неизбежно встал вопрос о том, какими методами необходимо его исследовать. И, в более общем случае, - какова специфика социологического познания?

В формулировке первого правила социологического метода Дюркгейм исходит из того, что социология, как и «естественные науки», – это объективная наука, ставящая своей целью описание и объяснение «социальных фактов». Но что такое социальные факты?

Социальные факты - это не просто некоторые «высказывания о вещах», некие констатации социальных событий. Это – ценности, обычаи, нравы, образцы поведения, то есть, все то, что относится в большей мере не к индивидуальному, а к коллективному сознанию. Социальные факты существуют «объективно», независимо от индивидуального сознания, от воли, желаний, стремлений, чувств отдельного человека. Люди приходят (рождаются) и уходят (умирают), но социальные факты остаются.

Его первое правило социологического метода: социальные факты должны рассматриваться как вещи.Предмет социологии – социальная сфера – значительно отличается от других сфер. Это – особая сфера реальности со своими собственными законами.

Второе правило социологического метода: причиной социального факта может быть только другой социальный факт.Чисто психологические объяснения в социологии «не проходят». В итоге, можно выделить два принципа дюркгеймовской методологии социального познания, обобщающих два его правила социологического метода.

(А) Натурализм (законы природы и законы общества аналогичны, похожи).

(Б) Социологизм(сфера социальной реальности относительно автономна от других сфер).

То есть, по мнению Дюркгейма социология не похожа на другие науки и обладает своей собственной спецификой. Дюркгеймовская концепция социологи основывается на теории социального факта. Цель - доказать, что социология может и должна существовать как наука объективная предметом которой будет социальный факт. Для вычленения социологии необходимы две вещи: с одной стороны, ее предмет, который отличается от предметов других наук, с другой стороны, предмет должен быть доступен наблюдению и должен поддаваться объяснению, подобно тому, как объяснимы и наблюдаемы факты в области других наук.

 

3. Работа Э.Дюркгейма «Самоубийство» (1897).

Как только Эмиль Дюркгейм сформулировал представления о предмете социологии и методах его изучения, перед ним встал вопрос о том, насколько самостоятельным и реальным является коллективное сознание. Для доказательства важности и необходимости его исследования Дюркгейм обратился к области явлений, казалось бы, максимально удаленной от общественного сознания – к анализу такого явления как «самоубийство». Казалось бы, нет ничего более индивидуального и изолированного от других людей, чем лишение себя жизни. Но статистика (а полицейская статистика, относящаяся к этому явлению, начала вестись во Франции с наполеоновских времен) убедительно говорила о том, что частота этого печального явления для разных социальных групп постоянна. Чем это можно объяснить?

И в своей классической работе Дюркгейм показывает, что чисто психологическое («самоубийцы – психически больные люди») и вульгарно-социологическое (тардовская «теория подражания») объяснения «не проходят». Действительное объяснение заключается в том, что причины самоубийств – это общественные силы, изменяющиеся от общества к обществу и исходящие от групп, а не от отдельных индивидов. В каком-то смысле человек – это есть игрушка в руках коллективных сил. Конечно, существуют психологическая и даже генетическая (врожденная) предрасположенности, но решающая роль – за социологическими причинами. Согласно Дюркгейму, социальные силы взаимодействуют относительно независимо от индивидов и проявляют свой деструктивный характер, находят «выход» в наиболее слабых из них.

В соответствии с балансом (соотношением) основных социальных сил Дюркгейм выводит три типа самоубийств: «эгоистическое» (когда индивид думает только о себе), «альтруистическое» (для кого-то) и «аномическое» (от слова «аномия – отсутствие твердых, устоявшихся норм и образцов поведения). Наиболее распространенным, по мнению Дюркгейма, является аномический тип, особенно в периоды резких социальных трансформаций, связанных с переходом от одной системы общественных ценностей к другой. В этой ситуации от старых ценностей многие люди уже отказались, а к новым еще не пришли. Возникает ситуация «ценностного вакуума», когда жизнь отдельного человека утрачивает свой привычный «смысл» и связанную с ним «ценность».

Именно это и произошло в России в 90-х годах прошлого столетия. Наблюдается это и сегодня. Неслучайно современная Россия возглавляет список стран, занимающих первое место по количеству самоубийств на 100 000 чел.

Впрочем, согласно Дюркгейму неслучайно развитие индустриальной цивилизации связано с постоянным ростом самоубийств (в 3-5 раз за 50 лет во время жизни Дюркгейма). Один из недостатков современного общества, по Дюркгейму, - «недостаточная интеграция индивида в коллектив», низкий уровень развития общественного сознания.

Выход, согласно Дюркгейму, заключается в том, чтобы в государстве необходимо развивать разные общественные организации – церкви, профсоюзы и т.д.

4. Работа Э.Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

В своем последнем крупном произведении «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) высказал мнение, что анализ простейших и примитивнейших социальных типов может дать представление об основополагающих признаках более сложных обществ.

Цель данной работы: «разработка общей теории религии на основании анализа первичных и самых простых религиозных институтов». Исходным материалом для Дюркгейма стал австралийский тотемизм, религия австралийских аборигенов». По его мнению, именно исследование самых простых форм религиозной жизни может позволить сделать выводы, справедливые и при анализе более сложных религиозных форм, создать структурную теорию генезиса религии, которая возникает из самой природы первобытного общества.

Главный вопрос, на который пытается ответить Дюркгейм, состоит в следующем: если религия порождена ошибкой или является формой галлюцинации, почему она столь универсальна и постоянна? «В действительности основной постулат социологии состоит в том, что созданный человеком институт не может базироваться на заблуждении и обмане: иначе он не смог бы существовать достаточно долго. Если бы он не основывался на природе вещей, он встретил бы в вещах сопротивление, которое не смог бы преодолеть».

Ответ на этот вопрос должен исходить из того обстоятельства, что религия – это социальный факт. Это выражается в том, что:

1) она передается от поколения к поколению;

2) в «закрытых обществах» их члены придерживаются одних и тех же верований;

3) религиозные нормы и ценности носят обязательный характер.

Важнейшие социальные функции религии – создание сплоченного общества и формирование социальных идеалов. Поэтому религия – это способ, посредством которого общество рассматривает себя как нечто большее, чем совокупность индивидов, и с помощью которого оно поддерживает внутреннюю солидарность и сплоченность.

Возникнув однажды из коллективного действия, религия приобретает определенную степень самостоятельности. Все реальное теперь делится на два мира: 1) священное; 2)мирское.

Религия – это все, что принадлежит к классу священного. Точнее: религия – унифицированная система верований и практик, относящихся к священному. Но именно само общество является предметом поклонения, получающим идеальное воплощение. В итоге РЕЛИГИЯ – ЭТО СИСТЕМА ИДЕЙ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРЫХ ИНДИВИДЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СЕБЕ ОБЩЕСТВО, К КОТОРОМУ ОНИ ПРИНАДЛЕЖАТ. Или, как писал сам Эмиль Дюркгейм «Бог клана, тотемический принцип, есть не что иное, как сам клан, персонифицированный и представленный воображению под формой животного или растения, то есть, тотема».

Э. Дюркгейм доказывал, что никакие наблюдения человека ни над внешней, ни над своей собственной природой не могут породить религиозных верований. Эти верования могут зародиться только в обществе, в сфере коллективных представлений, которые человек получает не из своего личного опыта, но которые навязываются ему общественной средой. Э. Дюркгейм отводил религии важную роль в жизни общества и утверждал, что она будет существовать до тех пор, пока существует человечество, изменяя лишь свои формы.

В целом, социология Дюркгейма содержит целый ряд основных задач и перспектив, которые и сегодня все еще характерны для большой части современной социологии:

1. Относительно метода:

а) Дюркгейм обосновал социологию как эмпирическую и законодательную науку. Научность социологии обусловлена ее методом. Об этом свидетельствует то значение, которое Дюркгейм придавал вещественному характеру социальных фактов;

б) Научная объективность не склоняется перед ценностями и моралью. Это неизбежно приводит к методологическому релятивизму ценностей;

2. Относительно предмета:

Социальные факты рассматриваются как продукты общей связи общества, а не как признаки индивидов или групп.

а) Это наблюдение мотивировано сознательным интересом к общественному устройству. Вопрос о том, что такое общественное устройство и как оно учреждается, может считаться центральной темой социологии Дюркгейма.

б) Дюркгейм вводит категорию функции и понимает под функцией полезность некоего социального факта для сохранения порядка целого, независимо от целей индивидов или групп;

в) Ориентация на порядок приводит к базисной оппозиции структура/отклонение как пояснительной модели.

Следует признать, что никто до Дюркгейма столь глубоко и систематически не занимался задачей установления предмета и метода социологии.

 

Лекция 5. Классическая социология Макса Вебера

1. Веберовская методология социального познания.

2. Веберовская теория капитализма.

3. Веберовская социология власти.








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 925;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.