Развитие социологии с начала 60-х годов до наших дней
Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х – начале 60 – годов, на волне так называемой «хрущевской оттепели» и освобождения страны от сталинского оцепенения. Стала подрастать новая поросль ученых с надеждой на иную социокультурную атмосферу в обществе. Те науки, которые что в течение почти тридцати лет были в стране запретными (генетика, кибернетика, социология, геополитика и т.п.) были наконец-то реабилитированы.
Однако вынужденный перерыв в развитии социологии неизбежно привел к тяжелым для нее последствиям. Во – первых, преемственное, основанное на определенных традициях развитие социологии оборвалось. Так, еще в 20-е годы советская социология порвала с традициями дореволюционной социологической мысли. В период с 30 –х по 50 годы были забыты достижения 20 – 30-х годов и в то время не было приращения социологического знания. И как следствие, начинать развитие социологии пришлось по-существу заново, больше обращаясь к опыту и практике западной социологии.
Во – вторых, некомпетентное, партийно-государственное вмешательство в науку вообще и, в социологию, в частности, вмешательство, питаемое односторонностью диалектико-материалистической мысли, принципам партийности, обусловило идеологическую инерцию в научно-исследовательской деятельности. На пятом Всемирном социологическом конгрессе в 1962 году академик Ф.В. Константинов заявил, что существует лишь одна правда – марксистская и одна научная социология – марксистская. Это обусловило тенденциозный характер критики западных социологических концепций и теорий (карманной социологии буржуазии) и самоизоляцию советской социологии от развития мировой социологии.
В – третьих, советская марксистская социология возрождала традицию ее колебания между философией и экономикой. Поэтому на долю собственно социологии оставались только конкретно-социологические исследования. Академик П.Н. Федосеев зачислил ее в разряд прикладных наук и с его легкой руки там она числится там до сих пор, но с определенными уже оговорками.
В – четвертых, отсутствие социологического образования и системы подготовки кадров социологов создавало ситуацию «социологии без социологов». Социологами стали числиться все кому не лень, и в результате здесь оказалось слишком много случайных людей. Известно, что нет у науки врага страшнее дилетанта: невысокий профессионализм, постоянное нарушение принципов и требований метода, плагиат и т.п., стали постоянными спутниками, дискредитирующими советскую социологию. При этом одни слишком много обещали, а другие слишком много ждали. В результате возникло разочарование в социологии, негативное к ней предубеждение и невостребованность.
В – пятых, социология по своей структуре не любит стеснений, но отсюда вовсе не вытекает, что она напрочь лишена способности адаптации к мерам ограничительного и направляющего порядка (власти и регламентирующей партийности). За эту способность советская социология и жестоко поплатилась: включенность ее в партийно-государственную систему сделала ее проводником мифологического проектирования общественной жизнедеятельности. Демонстрируя триумфальное шествие от успеха к успеху, социология не смогла разглядеть драму «догоняющего социализма» завершившегося его катастрофой.
В – шестых, реабилитаторы социологии не осознали в полной мере, какой потенциальный заряд несет в себе в смысле понимания происходящих общественных процессов и влияния на них. Принося методы и идеи западной социологии, советская социология также внесла свежий информационный поток, зовущий к свободному обращению с догмой марксизма, к социальному пробуждению, несогласию с политико-идеологическим абсурдом.
В период «хрущевской оттепели» роль общественных наук как опоры строительства коммунистического общества зримо возросла. Появилась потребность в многосторонней информации в социальных процессах, экспериментах и долгосрочных прогнозах. Тем самым открылись новые перспективы для реабилитации социологии как средства познания и источника новой информации, связи общественной науки с жизнью. Активное участие в возрождении социологии приняли А.А. Зворыкин, А.Г. Здравомыслов, Т.И. Заславская, И.С. Кон, Г.В. Осипов, А.Т. Харчев, О.И. Шкаратан, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов, Ф.Р. Филиппов, В.И. Староверов и др.
В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния НТП на социальную и профессиональную структуру работников, их отношения к труду. Большое распространение получило социальное планирование, составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал, отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большой армией доморощенных социологов.
В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение – отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском государственном университете. В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ – кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 году был создан институт конкретно-социологических исследований АН СССР с отделением в союзных республиках и крупных региональных центрах, таких как Свердловск, Новосибирск, Ленинград.
С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». С 1988 года были образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах.
В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни. Сегодня на социологию вырос спрос. Однако следует отметить, что потому, что социологические исследования начали проводиться на коммерческой основе, в стране наблюдается стремление «закупить» социологию со стороны тех, кто платит. Велик соблазн направить, подправить результаты исследований, чтобы «научно» обосновать свое превосходство, правильность позиции, осуществить политический прессинг.
Сегодня в России существует несметное количество центров, институтов, лабораторий, групп проводящих опросы общественного мнения, мониторинги, маркетинговые исследования. Однако много ли среди них настоящих профессионалов, способных двигать науку вперед? Жизнь говорит о том, что наука быстро не делается.
Однако следует признать, что слишком долго социология была в загоне и не считалась серьезной наукой и поэтому для того, чтобы ею стать в настоящее время нужна длительная и упорная последовательная работа, как со стороны ученых, так и всего общества.
В целом, следует подчеркнуть, что все великие национальные социологические школы базировались на тех философских традициях, которые были сформированы собственной нацией, народом. Так французская социология вышла из недр позитивизма, родоначальником которой является француз О.Конт. Немецкая социология – из недр кантиантства, которому очень симпатизировал самый немецкий из всех немецких социологов – М.Вебер. Американская социология вышла из недр американского прагматизма. Российская же социология все время питалась чужеродными заимствованиями – позитивизмом и марксизмом. Наступила пора питаться своими родными российскими соками.
Лекция 3. Классическая и неклассическая социология.
1. Классическая и неклассическая социология.
2. Марксистская социология.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1931;