Развитие социологической мысли в дореволюционной России
Как и везде в мире социологическая мысль в России развивалась в прошлом и развивается сейчас как часть общемировой социологической науки. Следует отметить, что на протяжении более ста лет российская социология творилась не социологами. М.Ковалевский, П. Сорокин, Н.Кареев, А. Лаппо-Данилевский, Г. Осипов, М. Руткевич, Б.Грушин, Т.Заславская. В.Староверов, Ю.Левада, В. Ядов и др. по своему базисному образованию были журналистами, юристами, философами, экономистами, но не социологами.
Однако также не были также социологами О.Конт, Э.Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель, Ф.Теннис, Н. Саммер и многие другие, кого сегодня относят к классикам мировой социологии. В то же самое время в США и Франции с конца XIX века, а во всех других странах со второй половины ХХ века, академическую социологию создавали уже выпускники социологических факультетов университетов. Их усилиями формировалась непрерывная социологическая традиция.
В России же три исторических поколения социологов – дореволюционное, постреволюционное и послевоенное – не были отмечены университетским дипломом по социологии.
Испытывая постоянное влияние со стороны различных течений западной социологии, российская социология, вместе с тем, всегда выдвигала и выдвигает сейчас оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества.
В целом, в развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап – с середины XIX века до 1918 года ХХ века. Второй – с начала 20-х годов до конца 50-х годов. Третий – с начала 60-х годов до наших дней.
Первый этап связан, прежде всего, с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П.Л. Лавров (1829 – 1900) и Н.М. Михайловский (1822 – 1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получила название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П.Л. Лаврова (1870).
Как и у других классиков теоретической социологии – О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности этого развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса.Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм, в цивилизацию, характеризующейся гибкими динамичными структурами и отношениями.
Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально осуществляется реально только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.
Личность в концепции субъективных социологов выступает не только главной движущей силой развития общества, но и мерилом общественного прогресса. Идеалом общественного развития является создание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки для всестороннего (разнородности) развития личности.
Однако, по их мнению, история до сих пор шла по линии развития разнородности общества, его социальной дифференциации и разделения труда, что приводило к однородности личности, к превращению ее в простой придаток общественного механизма. Полноценное развитие личности, по мнению субъективных социологов, возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости.
Следует отметить, что концепция социализма у субъективных социологов довольно существенно отличалась от марксистской концепции социализма и тем более от того социализма, который был реально воплощен в СССР и других соцстранах.
Н.М. Михайловский определял социализм как «творчество личного начала при посредстве начала общинного». В связи с этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути к социализму России, при котором должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали учение о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея перехода к социализму через использование и преобразование коллективистских традиций докапиталистических форм устройства труда и быта - общины (мира), артели.
В тесной связи с общесоциологической теорией находилась и методология субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании принципиального различия между природными и общественными явлениями. Природные – это закономерные, повторяющиеся явления, общественные – неповторяемые, индивидуальные, изменяющиеся. На основе этого разграничения утверждалось необходимость использования различных методов познания – научного и социологического.
Естественнонаучный метод в своей основе – объективный метод. Социологический же должен быть субъективным методом. Обоснование необходимости использования субъективного метода в социологии строилась по такой схеме: основной единицей общества является не класс, группа, коллектив, а личность.Социальную деятельность личности определяют не какие – то внешние факторы, а ее субъективные помыслы и цели. Познать объективными методами эти помыслы невозможно. Поэтому изучение личности социологом может стать осуществление только по принципу «сопереживания», когда, по выражению Михайловского, «наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого». В соответствии с этой установкой разрабатывается субъективисткая концепция истины.
Истина по Михайловскому, не есть воспроизведение объективных свойств вещей самих по себе, она существует для человека и есть удовлетворение его познавательной способности. Но такой подход вел к отрицанию закономерности и, по сути дела, оправдывал произвольное толкование общественного прогресса. Чтобы избежать произвола мнений, Михайловский выдвигает идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способность «нормального человека», нормального не только физиологически, но и поставленного в благоприятные для нормального развития его личностных качеств социальные условия.
Кроме того, позиция «нормального человека» должна отражать интересы подавляющей части общества, то есть трудящегося большинства. Поэтому социология должна начать с некоторой утопии, то есть, с построения социального идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие человеческих способностей. В русле субъективистской социологии шло решение конкретных проблем политической социологии, механизм связи лидера и массы (герои и толпа), роль партии в общественной борьбе («Исторические письма») и др.
Наряду с субъективистской социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М.М. Ковалевского (1851 – 1916).Ведущую роль в своей социологической теории М.М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народом.
Одной из основных задач социологии Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразных ее форм. В своих многочисленных работах Ковалевский активно использовал в развитии сравнительно-исторический метод, с помощью которого стремился выявить общее и особенное в социальных явлениях, осуществить познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений.
Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом Ковалевского в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями. Ортодоксальный марксизм в этот период представляли две ведущие фигуры – Г.В. Плеханов и В.И. Ленин, легальный марксизм – П.Б.Струве, М. Туган – Барановский, Н.А. Бердяев.
При решении конкретных проблем общественного устройства между Плехановым и Лениным существовали серьезные различия, которые накануне Октябрьской революции перешли в стадию непримиримой борьбы. Так называемый «легальный марксизм» как течение социальной мысли носил временный, социокультурный характер, связанный с идеями в период кануна первой русской революции 1905-1907 годов. После поражения этой революции либеральная интеллигенция отошла от марксизма и легальный марксизм прекратил свое существование.
Следует также отметить, что в этот период в социологии накапливался большой фактический материал, шла отработка методов конкретно-социологического анализа с использованием достижений статистики, демографии и других смежных дисциплин. В 1869 году вышла в свет работа известного общественного деятеля В.В. Берии-Флеровского «Положение рабочего класса в России». В ней автор обобщает значительный статистический материал и личные наблюдения, касающиеся социального и экономического положения рабочих и крестьян в различных губерниях России.
Заметным событием в развитии социальной мысли России была двухтомная работа Ю.Янсона«Сравнительная статистика России и западноевропейских государств» (1878-1880), в которой автор представил богатый фактический материал о социальных процессах в послереформной деревне.
Большое значение на развитие социологии в России оказала опубликованная в 1899 году книга В.И. Ленина «Развитие капитализма в России». В этот период времени появились также крупные работы российских социологов А.Богданова, В.Шулятикова, П.Сорокина, К. Тахтарева, посвященные проблемам социальной стратификации, теории классов.
Однако, несмотря на первые удачные шаги, в дореволюционной России система регулярного социологического образования так и не сложилась. Кафедры, курсы и школы просуществовали короткое время, в течение которого не было ни одного полноценного выпуска социологов.
Совсем иначе обстояло дело в США. Первый в мире социологический факультет с правом присуждения научной степени был учрежден при Чикагском университете в 1892 году. К 1900 году курсы социологии – в статусе циклов лекций, социологических кафедр и факультетов – функционировали в большинстве американских университетов и колледжей. В 1969 году профессиональных социологов в США было больше, чем во всех других странах, вместе взятых.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1656;