Социально-политическая философия эпохи Возрождения
Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви игосударственных институтов.
Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениямикоторой были:
• философия Реформации; • реформационноестремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
• политическое- изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
•утопическо-социалистическое- искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении. Философия социалистов-утопистов представлена Т. Мором (1478-1535) (“Утопия”), Т. Кампанелла (1568-1639) (“Город - солнца”). Первой философской утопией обычно считают модель идеального государства Платона.
В Новое время(17-19 вв.) появилось множество работ в рамках утопического социализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
Философия Реформацииимела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.
В Реформации выделяются два основных течения:
• бюргерско-евангелическое;
• народное.
Значение философии Реформациив том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма.
В отличие от философии Реформации, политическая философияисследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Николо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель (основная работа “Государь”).
Философия Нового времени
1. Научная революция и философия ХVII века.
2. Эмпиризм и рационализм - основные направления философии Нового времени.
3 Философия французского Просвещения XVIII века.
Ключевые понятия:наукоцентризм, солипсизм, эпистема, деизм, пантеизм, гуманизм, антропоцентризм, детерминизм, геоцентризм, гелиоцентризм, трансцендентный, механицизм.
Френсис Бэкон
Основателем эмпирического (опытного) направления в философиисчитается Фрэнсис Бэкон(1561 — 1626) — английский философ и политический деятель .
Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма- заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт.Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой.
Его философское кредо: "Знание — сила".
Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.
Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов.
Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет "призраками"("идолами") и определяет четыре их разновидности:
• призраки рода;
• призраки пещеры;
• призраки рынка;
• призраки театра.
Томас Гоббс и Джон Локк
Томас Гоббс(1588 — 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона:
• решительно отвергал теологическую схоластическую философию;
• был убежденным материалистом;
• считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;
• разработал теорию государства;
• первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.Основной предмет философских интересов Гоббса — гносеология (учение о познании) и проблема государства.
Джон Локк(1632 — 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени.
Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:
• мир материалистичен;
• в основе познания может лежать только опыт
• источником опыта выступает внешний мир;
• цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;
• идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;
• идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга (либеральная концепция государства).
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 700;