Средневековая философия
1. Социальные, духовные и философские предпосылки возникновения средневековой философии.
2. Основные черты средневековой философии.
3. Патристика. Философско-теологическое учение Ав. Блаженного.
4. Схоластика. Философия Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики.
Ключевые понятия:теоцентризм, Библия, «Завет», триптих: Тело-Душа-Дух, Бог, Абсолют, перипатетики, гностики, схоластики, вера, догма, подлунный и надлунный мир, исповедь, апологеты, озарение, Божественное предопределение и благодать, «Буриданов осел».
Теологическая философия средних веков
Можно выделить следующие основные черты средневековой философии:
• теоцентризм (главной причиной всего сущего являлся Бог);
• господствовали идеи о творении (всего Богом) и откровении
• сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
• человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой
• провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
• выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
• мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творенияи догмат откровения.Согласно догмату творения:
• Бог сотворил окружающий мир из ничего;
• творение мира есть результат акта Божественной воли;
• природа не может творить сама себя;
• Бог вечен, постоянен и присутствует везде;
• подлинным бытием является только Бог;
• нет четкой границы между Богом и Его творением.
Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла.
Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:
• Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости;
• следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;
• зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога;
• зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;
• в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир — творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.
Значение средневековой философиидля последующего развития философии в том, что она:
• стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;
• сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;
• способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии — учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология — самостоятельное учение о познании);
• способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
• пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
• выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 975;