Греко-римская философия (античность)

1. Четыре основных этапа развития античной философии (досократики, классический и эллинистический, римский) и их общая характеристика.

2. Зарождение античной философии (милетская школа, Гераклит, Пифагор, элеаты, Демокрит).

3. Сократ.

4. Философское учение Платона.

5. Философия Аристотеля – венец античной философской мысли.

6. Эллинистический этап развития философии.

Ключевые слова: Космос, хаос, «фюзис», природа, логос, София, архэ, хора, материя, абсолютное бытие, апории, эпистема, мистерии, гедонизм, эвдемонизм, душа, гилозоизм, пневма, первооснова, субстанция, Ум – Демиург, эйдосы, истина, нус.

 

Древнегреческая философия:

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

• досократический — VII— V вв. до н. э.;

• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;

• эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.;

• римский - Iв. до н. э. - V в. н. э.

К досократическому периодуотносится деятельность так на­зываемых философов -"досократиков":

• милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анак­симена);

• Гераклита Эфесского;

• элейской школы;

• атомистов (Демокрита, Левкиппа); и др.

Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего.

Классический (сократический) период— время расцвета древнегре­ческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса). К данному этапу относятся:

• философско-просветительская деятельность софистов;

• философия Сократа;

• зарождение "сократических" школ;

• философия Платона;

• философия Аристотеля.

 

Для эллинистического периодахарактерно:

• распространение антиобщественной философии киников;

• зарождение стоического направления философии;

• деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;

философия Эпикура.

Для римского периода характерно (Iв. до н. э. - V в. н. э.) характерно:

Милетская школа возникла в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана (г. Милет - крупный торгово-ремесленный полис в Малой Азии).

Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы милетской школы:

• занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;

• пытались объяснить законы природы

• искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес(примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов.

• первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");

• считал центром вселенной Землю;

• точно определил продолжительность года — 365 дней;

• сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр(610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;

• вывел закон сохранения

• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных

Анаксимен(546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:

• первопричиной всего сущего считал воздух;

• выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.);

• проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса";

• отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

Гераклит Эфесский

Гераклит из Эфеса(2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

• первоначалом всего сущего считал огонь;

• вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

• был сторонником круговорота вещества в природе и цикличности истории;

• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;

• выступал за материальность человеческой и мировой души;

• был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

• движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

 








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 2645;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.