Философия Аристотеля

Аристотель(384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

Философию Аристотель делил на три вида:

теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первая философия");

практическую - о деятельности человека, устройстве государства;

поэтическую.

Аристотель понимал бытиекак сущность (субстанцию), обладающую следующими свойствами: количеством, качеством, местом, временем, отношением, положением, состоянием, действием, страданием.

Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.

Материяэто потенция, ограниченная чистой формой (например, медный шар это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).

Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

• все сущее на Земле обладает материей и формой;

• изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

• реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

• потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное;

• высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие

вне мира;

• отвергал учение о переселении душ;

• различал три вида душ: растительная, животная, разумная.

 

Аристотель выделяет шесть типов государства:

• монархия;

• тирания;

• аристократия;

• крайняя олигархия;

• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

• полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).

Историческое значение философии Аристотеляв том, что он:

• внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях";

• дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

• выделил 10 философских категорий;

• дал определение бытия через категории;

• определил сущность материи;

• выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;

• внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок заключения).

• первым предложил систему классификации наук.

Киники и скептики.

Киники— одна из философских школ Древней Греции сократического периода.

Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

• возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

• добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;

• отсутствие постоянного места жительства, скитания;

• паразитический образ жизни (попрошайничество);

• предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

• восхваление физической и духовной бедности;

• крайний аскетизм;

• замкнутость;

• критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

• непризнание авторитетов;

• воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;

• неготовность к спору, стремление подавить собеседника;

• отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

• концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;

• радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

 

СКЕПТИЦИЗМ

Скептицизм - это философское направление, где сомнение оказывается универсальным философским принципом и проводится идея о недостоверности всякого знания. Основоположником античного скептицизма считается Пиррон (360-270 г до н.э.), а виднейшим представителем римского скептицизма - Секст Эмпирик.

Эпикур и стоики

1. Эпикур(341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист.

Философия Эпикура делится на три больших раздела:

• учение о природе и космосе ("физика");

• учение о познании ("каноника");

• учение о человеке и его поведении ("эстетика").

2. Основными положениями учения Эпикура о природе и кос­мосеявляются следующие:

• ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения

• вселенная вечна и бесконечна;

• все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;

• атомы и пустота вечны;

• атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с отклонениями, сталкиваются друг с другом);

• "мира чистых идей" не существует;

• существует множество материальных миров во Вселенной.

. Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира.Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой целипостоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).

К характерным чертам стоической философии также относятся:

• призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);

• признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;

• определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;

• призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

• признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

• неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

• оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;

• восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;

• высокий эстетизм в мыслях и поступках;

• осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

• признание стремления к счастью высшей целью человека.

Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.

 

Литература

1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

2. История философии: лекции/ Колл. авт. – М., 2000. Лекция № 1.

3. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль 2000-2001.

4. Перспективы цивилизации. Философские проблемы. – М.: Изд. МГИМО (У) МИД России, 2009. – С.588.

5. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

6. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

7. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).

8. Кузнецов, В.Н. Европейская философия XVIII века/ В.Н. Кузнецов – М.: - Изд. «Академический проект». - Серия «Gaudeamus». 2006. – С.544.

9. Мареев, С. Н. История философии (общий курс): учеб­. пособие/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проект, 2004. Гл.2.

10. Реале, Дж., Западная философия от истоков до наших дней.1.Античность/ Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб., 1997.

11. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин. - 2-е изд. – М.: Гардарика, 2005. Гл.1.

12. Чанышев, А.Н. История философии древнего мира/ А.Н. Чанышев. – М.: - Изд. «Академический проект». Серия «Gaudeamus». – 2005. – С.608.

Контрольные вопросы

1. Что такое апейрон Анаксимандра?

2. Что такое Логос Гераклита?

3. Какой вклад сделал Гераклит в становление диалектики?

4. Что понимали под числом пифагорейцы?

5. Какой вклад в развитие философии внесли элеаты?

6. Какие Вы знаете апории Зенона, и в чем их смысл?

9. Какой вклад в развитие философии внесли софисты?

7. Какими характеристиками о6ладает атом Демокрита?

8. Какие виды эйдосов выделяет Платон?

9. Как Платон трактует учение о душе и познании?

10. Что такое форма Аристотеля?

11. Какие возражения выдвигал Аристотель вадрес Платона?

12. Преодолел ли Аристотель «недостатки» философии Платона?

 








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1509;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.