Философия позитивизма Огюста Конта
1. Позитивизм— направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия и широко распространен и популярен и в современную эпоху среди естествоиспытателей(постпозитивизм).
Основателем позитивизма считается Огюст Конт(1798 — 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона.
По мнению Конта:
• философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;
• для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;
• философия должна исследовать лишь факты, а не их причины
• философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;
• философия не должна стремиться стать "царицей наук", особым общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой.
Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальнойи технической. В этой связи философом были выделены:
• три стадии интеллектуального развития;
• три стадии технического развития.
К стадии интеллектуального развития относятся:
• теологическая (мировоззрение основано на религии);
• метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);
• позитивная (основана на науке).
К стадии технического развития относятся:
• традиционное общество;
• доиндустриальное общество;
• индустриальное общество.
Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу:
• теологическая — традиционному обществу;
• метафизическая - доиндустриальному обществу;
• позитивная (научная) — индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма
Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.
Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр(1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм,согласно которому главной движущей силой определяющей все в окружающем мире является воля. Основная работа А. Шопенгауэра “Мир как воля и представление”, в которой впервые в европейской философии явно прослеживается влияние индийской философии (упанишад и буддизма).
Выделил четыре самостоятельных закона:
• закон бытия — для пространства и времени;
• закон причинности — для материального мира;
• закон логического основания — для познания;
• закон мотивации для действий человека.
Таким образом, окружающий мир сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.
Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:
• непосредственного познания;
• отвлеченного (рефлективного) познания;
• интуиции.
Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля:
• лежит в основе сознания;
• является всеобщей сущностью вещей.
Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900).
Ницше считается основоположником родственной иррационализму "философии жизни".
Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.
В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:
• "воля к жизни";
• воля внутри самого человека ("внутренний стержень");
• неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;
• "воля к власти".
Литература
1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т Фролов [и др.] – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.
2. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.
3. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.
4. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.
5. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).
6. Кучевский, В.Б. Философия нигилизма Фридриха Ницше./ В.Б. Кучевский – М., 1996.
7. Кьеркегор С. Страх и трепет/ С. Кьеркегор – М., 1993.
8. Мареев, С.Н. История философии (Общий курс). Учеб. пособие/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева - М.: Академический «Проект», 2004. Гл. 8,9,10.
9. Ницше Ф. Соч. в 2 т. / Ф. Нищше. – М., 1990.
10. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4/ Дж. Реале, Д. Антисери. От романтизма до наших дней. - СПб, 1997. Часть вторая.
11. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин - 2-е изд. – М.: Гардарика, 2005. Гл. 7. Параграф 1-4;15.
12. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. – М., 1996.
Контрольные вопросы
1. Как понимал К. Маркс родовую сущность человека на раннем этапе своего творчества?
2. Что такое отчуждение по К. Марксу?
3. Основные положения историко-материалистической концепции К. Маркса.
4. Насколько современен К. Маркс в наше время?
5. Как развивается человеческий дух по О. Конту?
6. Каково предназначение философии с точки зрения классического позитивизма?
7. Что такое воля к жизни в философии А. Шопенгауэра?
8. Какими путями можно противостоять инстинкту воли к жизни?
9. В чём выражается нигилизм философии Ф. Ницше?
10. Перечислите основные положения философии жизни.
11. Покажите этапы развития объективного и абсолютного духа.
12. Что такое хитрость Мирового разума?
13. Как представлял себе Г. Гегель исторический прогресс?
14. В чем противоречие между системой и методом в философии Г. Гегеля?
15. В чем проявляется панлогизм философии Г. Гегеля?
16. Раскройте сущность этического учения С. Кьеркегора.
17. С. Кьеркегор: типы экзистенции и отчаяния (эстетический – «отчаяние» возможного, этический – «отчаяние вызова или мужественное отчаяние» и религиозный – «отчаяние ») и их отличия.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 581;