Тема 10. Философская антропология и философия любви
Проблема:природа сознания – субстанция или атрибут
Дихотомия «мыслящей» и «протяженной» субстанций и проблема их соединения в человеке (Р.Декарт). Решение проблемы при рассмотрении человека как «мыслящего тела» (Б.Спиноза).
Отражение как атрибут материи. Уровни материального мира и формы отражения. Сознание как специфическая (высшая) форма отражения.
Познание как деятельность (движение) сознания. Корреспондентская теория истины (Аристотель).Социокультурная обусловленность сознания и познания (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс). Вопрос об истине как «практический вопрос».
Проблема сущности человека: соотношение дихотомических начал в человеке
Атрибутивные свойства человека: Homo sapiens, Homo faber, Homo creator. Сущность человека как специфическое отношение (Э.Фромм). Экзистенциальные дихотомии. Биологическое и социальное, чувство и разум, репродуктивность и творчество.
Социальная (коллективно-идивидуальная) сущность человека. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». Две тенденции развития личности: индивидуализация и социализация.
Учение о человеке в структуре философского знания. Предмет и задачи философской антропологии. Философская антропология и различные науки о человеке и его жизни (биология, археология, этнография, психология и антропология).
Основные направления в антропологии: религиозно-философская, научно-философская и критическая антропология. Феномен человека в религиозной антропологии (Тейяр де Шарден, М. Шелер, А. Гелен, К.Субири). Метафизическая антропология русских религиозных мыслителей (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Л. И. Шестов, С.Л. Франк). Психоаналитические концепции человека (З. Фрейд и К. Юнг). Структуралистские ипостструктуралистские концепции человека (К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан).
Философская антропология о сущности человека. Происхождение человека и общества. Религиозные и научные воззрения на происхождение человека.Типологии человека в философской антропологии. Человек как единство природного, социального и духовного начал. Человек в его основных отношениях: Я и Ты (проблемаДругого), Я и Мы (проблема общества), человек и культура, человек и природа.
Аналитика человеческого бытия. Фундаментальные характеристики человека: несводимость,непредопределенность, неповторимость и невыразимость. Основополагающие феномены человеческого бытия: любовь, творчество, счастье, труд, игра, вера, смерть, смысл жизни.
«На вопрос «Ради чего лучше родиться, чем не родиться?» Анаксагор ответил: «Чтобы созерцать небо и устройство всего космоса!»
В целях более глубоко усвоения этой темы целесообразно провести обсуждение следующих вопросов:
Современная западная философская антропологиясформировалась в период всеобщего кризиса капиталистического мира: катастрофы двух мировых войн, революционные выступления народных масс, фашизм. Все это воспринималось людьми как глобальный кризис разума и гуманности, как закат всей человеческой цивилизации. Человек почувствовал себя беспомощным и растерянным перед мировыми потрясениями. Это обострило интерес к коренным проблемам человеческого существования, которые потребовали своего нового философского осмысления.
Философские концепции человека в самом общем виде можно разделить на три большие группы:
1. субъективистски - антропологические,
2. объективистски - антропологические,
3. синтезирующие концепции человека.
Человек и его бытие как центральная проблема философии: понятие и факторы антропосоциогенеза, «антропный принцип» и сущность «антропологического поворота» в философии XX века, культура как измерение человека, «тело человека»: человеческий субстрат, человеческая природа, человеческая телесность и человеческая духовность. Проблема единства природного и социального в человеке, коммуникация как выход за границы телесности. Что такое «философия диалога» (М. Бубер, М.М. Бахтин и т. д.).
Необходимо понять, что жизнь человека: социальный факт и социальный смысл и каковы философские «модели человеческой сущности: Homo faber, Homo sapiens, Homo ludens и т. д. Актуальность тезиса Протагора «Человек есть мера всех вещей»состоит в необходимости понимания достоинства и пределы антропоцентризма.
Проблема личности в философии: понятие и «природа» личности включает проблемы и кризисы социализации: Э. Эриксон, Э. Фромм и другие. Важно уточнить понятие «историческая» и «харизматическая» личность и понять сущность антропосферы как отношения «я – я», «я – ты», «я – мы», «я – они», «я– другой (другие)», проблема идентичности личности.
Важно понять актуальность гендера в культуре, смысла любви, и того, что делает нас личностями?
Чтобы ответить на вопросы темы; надо по крайней мере, изучить следующую литературу.
· Абишев К.А. Человек. Индивид. Личность. – Алма-Ата, 1978.
· Акмамбетов Г.Г. Индивидуальность как фундаментальное философское понятие / XIX Всемирныйфилосоский конгресс. – А., 1993.
· Барулин B.C. Социальная философия. М., 2000.
· Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Философия и культура. – М., 1991.
· Человек и общество. Основы современной цивилизации: Хрестоматия. М., 1992.
Исследуя развитие общества, мы сталкиваемся с двумя большими группами явлений. С одной стороны, это явления материальные, с другой – идеальные. Материальное отражает материально-практические отношения. В нем выражаются интересы социальных групп и отдельно индивидов, оно служит одним из важнейших средств организации общественной жизни. Область идеального в историческом процессе и представляет собой общественное сознание. Общественное бытие – это способ производства материальных благ и те отношения, в которые вступают люди в процессе производства, и которые определяют все другие стороны жизни общества.
Общественное сознание - представляет собой совокупность взглядов, идей, теорий, в которых отражаются природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений.
Общественное сознание формируется с возникновением общественного бытия. Ведь сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом только тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.
Практика– это основа всех форм общественной жизнедеятельности людей, обеспечивающая существование и развитие общества, и, прежде всего, это объективный процесс материального производства, представляющий основу жизни людей, а также преобразующая деятельность и все другие формы практической общественной деятельности, ведущей к изменению мира. В познании именно практика является его основой, критерием истины.
Деятельность – специфически человеческий способ отношения к миру, представляет собой, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы – объектами своей деятельности. Именно деятельности, труду обязан человек, как своим первоначальным становлением, так и сохранением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих качеств. В обыденном словоупотреблении понятия «практика» и «деятельность» не разграничиваются, применяются как синонимы. Однако в философии возникает необходимость их строгого разграничения. С термином «практика» в науке связывается система действий, состоящая в адаптации к уже имеющейся среде, притом, у животных только к природной, а у человека еще и к социальной. В то время как понятие «деятельность» означает присущую только человеку форму отношение к действительности, которая в отличие от практики не ограничивается приспособлением к уже существующим условиям - природным и социальным, а перестраивает, преобразует их. Люди выступают при этом не просто исполнителями заданной программы, а создателями, творцами.
Формы общественного сознания – различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политической идеологии, правового сознания, морали, религии, науки, художественных взглядов, искусства, философии. В отличие от непосредственного отражения действительности, формы общественного сознания выступают как более или менее систематизированное сознание, опосредованное теоретическим или художественно-образным отражением действительности. Формы общественного сознания различаются между собой по объекту и форме отражения, по социальным функциям, по своеобразию законов развития. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания характеризуется и особой формой отражения (например, научное понятие, моральная норма, художественный образ, религиозная догма). Но богатство и сложность объективного мира создают лишь возможность проявления различных форм общественного сознания. Реализуется же эта возможность на основе конкретной общественной потребности. Так наука возникает лишь тогда, когда простое накопление опыта и эмпирических знаний становится недостаточным для развития общественного производства; политические и правовые взгляды и идеи возникают вместе с появлением классов и государства для обоснования и закрепления отношений господства и подчинения и т. д. В каждой общественной экономической формации все формы сознания связаны между собой и в целом составляют духовную жизнь общества.
Общественное сознание является весьма сложным образованием, включает в себя разнообразные, взаимодействующие друг с другом, взаимосвязанные элементы, каждый из которых имеет свою специфику. В структуре общественного сознания обычно выделяют следующие уровни: обыденное сознание (возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, как отражение эмпирическое внешней стороны действительности) и теоретическое сознание (отражения существенных связей и закономерностей действительности, находящее свое выражение в формах общественного сознания: философия, искусство, мораль, религия, политическое сознание, правовое сознание). Сферами общественного сознания являются: общественная психология, политическая идеология, наука. Необходимо также учитывать специализированное и массовое сознание, а также состояния общественного сознания: духовная атмосфера общества, общественное мнение и другие.
Таблица 46. Философия о человеке | |
Историческая эпоха философии | Что такое человек? |
Античность | Микрокосмос |
Душа + тело | Душа есть проявление идеи (Платон) Душа - это форма человека (Аристотель) |
Средние века | Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести |
Новое время | Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант) Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше) |
ХХ в. | Существо, осваивающее мир в соответствии с фено-менологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи) Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики) Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн,Остин и другие философы-аналитики) Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи) |
Схема 47
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1812;