Тема 14 . Эпистемология: специфика познавательного отношения к миру
Гносеологическая проблема (Горгий)
Знание как субъективный образ («картина») объективного мира. Познание как отражение предмета в виде образа или понятия. Признаки знания: 1) предметность; 2) методичность. Понятие «метод».
Структура знания: операциональное (рецептурное) и онтологическое (эмпирическое и логическое) знание. Структура познавательной деятельности: диалектика субъекта и объекта; диалектика чувственного и рационального. Проблема как «знание о незнании».
Проблема истины. Принцип релятивизма истины (софисты). Конструктивно-логическая сторона учения Платона об эйдосах. Надсубъективный характер истины. Критерий истины (эмпирический и логический).
Научное и вненаучное знание. Критерии науки (признаки научного знания): наличие 1) предмета, 2) методов, 3) системы категорий; 4) законов (теоретических) науки. Основания науки (предпосылки организации разнопредметного знания в целостность): 1) идеалы и нормы научного исследования; 2) научная картина мира; 3) философские основания науки. Нормы научного исследования: 1) доказательность и принудительность знания; 2) объяснение и понимание (теоретический закон как форма научного знания); 3) построение и организация знания.
Естественнонаучная «картина мира» – представление о структуре и развитии природы, складывающееся в результате синтеза знаний, полученных в частных науках.
Проблеманаучного метода (В.Виндельбанд). Методологическая дихотомия объяснения и понимания (И.Г.Дройзен). Научное объяснение посредством законов (К.Г.Гемпель). Проблема понимания в гуманитарных науках (В.Дильтей).Понятия «верификация» (Р.Карнап) и «фальсификация» (К.Поппер). Понятие «парадигма» (Т.Кун). Понятие «научно-исследовательская программа» (И.Лакатос).
Познание как предмет философского анализа. Многообразие форм познания. Обыденное и научное познание. Познание как "отражение" и познание как "конструирование" действительности. Интуитивное и дискурсивное познание.
Логико-психологические основы познания. Чувственное познание и его основные формы: ощущение, восприятие и представление. Логическое познание и его основные формы: понятие, суждение и умозаключение.
Субъект познания. Концепции субъекта, сложившиеся в процессе развития гносеологической проблематики: антропологическая, социально-историческая, трансцендентальная и экзистенциальная версии субъективности.
Объект познания. Концепции объекта: объект как сущее, объект как феномен, объект как бытие длядругого.
Истина как цель познания. Онтологическая и гносеологическая (классическая) традиции в понимании истины. Различные понимания истины, сформировавшиеся в русле классической традиции: когерентная концепция истины, эмпирическая, прагматическая, конвеционалистская, материалистическая и лингвистическая концепции. Стремление к абсолюту и обреченность на относительность. Истина как ценность и "фанатизм истины". Системный (парадигмальный) и проблемный образы мышления.
Главные познавательные стратегии. Знание и понимание. Рациональное знание и "искусство жизни".
«Философы впадают в ошибки, когда судят о вещах по их именам, а не об именах по вещам»
( Б.Спиноза)
«Нельзя серьезно думать, будто имена вещей вытекают из их природы... они есть знаки наших представлений»
( Т.Гоббс )
«Истина и ложь суть атрибуты речи, а не вещей. Там, где нет речи, нет ни истины, ни лжи»
( Т.Гоббс)
В целях более глубоко усвоения этой темы целесообразно провести обсуждение следующих вопросов:
Чувство и разум, память и фантазия – проявления сознания. Только в европейской философской традициипроблема познавательной деятельности образует главную (и вторую) смысловую ось, и, предполагая мышление о мышлении, порождает философскую рефлексию. Философия задает вопросы: «Возможно ли истинное знание?», «Как образуется наше знание?», «Каковы пределы знания?»
В европейской философии шло смещение от рассмотрения принципов бытия к рассмотрению познавательных возможностей человека, хотя в целом онтологический и гносеологический аспекты образуют единое «поле» мышления.
Следует иметь в виду, что понятия «истинное знание» и «знание» не совпадают, поскольку последнее может быть недоказанным, непроверенным (гипотезы) или неистинным знанием (заблуждение). Познание -обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и раз вития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействии объекта и субъекта, результатом которого является новое знание.
Термин «знание» употребляется в трех основных аспектах:
а) умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить;
б) любая познавательно значимая информация;
в) особая познавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой. Второй и третий аспекты и есть предмет исследования особой философской дисциплины — теории познания, гносеологии.
В связи с рассмотрением проблемы познания в целом актуальной является критика таких учений как агностицизм и скептицизм. Если представители агностицизма отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, то сторонники скептицизма, не отрицая такую возможность, тем не менее либо сомневаются в этом, либо понимают процесс познания как простое отрицание.Надо обратить внимание на то, что оба названных учения имеют некоторое «оправдание»: например, ограниченность органов чувств человека, неисчерпаемость внешнего мира и самого познания, их вечно изменяющийся характер и др. Рассмотрение соотношения знания и познания логично приводит к необходимости ознакомления с их многообразными формами, среди которых основными являются следующие формы.
Уже на ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, поставлявшее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и т.п. Основой данной формы познания был опыт повседневной жизни, практики людей.
Одна из исторически первых форм - игровое познание, как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры.
Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия и т. д. Внутри мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. Хотя оно специально не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал.
Древними формами познания являются философское (о чем шла речь выше) и религиозное познание. Особенности последнего определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношений людей с господствующими над ними земными силами (природными и социальными). Важнейшей формой познания является научное познание.
Вопросы познания ставились и так или иначе решались на протяжении всей истории философской мысли. Уже античные философы стремились выявить специфику познавательного процесса, его уровни (рассудок и разум), формы (категории, понятия и др.), противоречия и т. п. Была создана формальная логика (Аристотель), стала разрабатываться диалектика (Гераклит, Платон и др.), исследовались проблемы истины и заблуждения и ряд других.
Крупный шаг в развитии теории познания и методологии был сделан в философии Нового времени (XVII—XVIII вв.), где эта проблема стала центральной. Процесс познания стал предметом специального исследования (Локк, Лейбниц), были разработаны эмпирический (индуктивный), рационалистический и универсальный методы (соответственно Ф. Бэкон, Декарт, Лейбниц), заложены основы математической логики (Лейбниц) и сформулирован ряд диалектических идей и т. д.
Главное достижение немецкой классической философии — диалектика: трансцендентальная логика Канта, учения о категориях и об антиномиях Канта, антитетический метод Фихте, диалектическая натурфилософия Шеллинга. Но наиболее обстоятельно и глубоко (насколько это было возможно с позиций идеализма) диалектика была разработана Гегелем. Он представил ее как систему субординированных категорий, обосновал положение о совпадении диалектики, логики и теории познания, показал большое значение диалектического метода в познании, дал систематическую критику метафизического метода мышления, обосновал процессуальный и конкретный характер истины.
Много продуктивных мыслей, связанных с разработкой теории познания, содержатся в русской философии.Это, в частности, идеи о роли практики в познании, о совпадении форм мышления с формами бытия, о значении философии (в особенности диалектики) для научного познания (Чернышевский), об «органической логике» и о ее методе — диалектике, о различиях между философской и формальной логи-сой, о всеединстве и «цельном знании», о формах знания и истине и др. (Вл. Соловьев). Следует обратить внимание на то, что в современной Западной философии проблемы познания занимают определенное место. Особенно активно ими занимаются представители постпозитивизма, структурализма, аналитической философии, герменевтики, эволюционной эпистемологии
Сравнительный анализ показывает, что достаточно адекватно и содержательно проблемы познания ставятся и решаются в рамках диалектико-материалистической гносеологии. В этой связи необходимо уяснить следующие ее основные концептуальные моменты:
а) Познание - активный, творческий, противоречивый процесс отражения действительности, который осуществляется в ходе общественной практики.
б) Процесс познания есть взаимодействие объекта и субъекта (как общественного существа), которое детерминировано не только практикой, но и социокулькурными факторами.
в) Теория познания как совокупность знаний о познавательном процессе в его всеобщих характеристиках есть вывод, итог всей истории познания и шире — всей культуры в целом.
г) Важнейший принцип диалектико-материалистической гносеологии — единство (совпадение) диалектики, логики и теории познания, но (в отличие от Гегеля) развитый на основе материалистического понимания истории.
д) Элементы диалектики (ее законы, категории и принципы), будучи отражением всеобщих законовразвития объективного мира, являются, тем самым, всеобщими формами мышления, универсальнымирегулятивами познавательной деятельности в целом, образуя в своей совокупности диалектический метод
е) Диалектико-материалистическая теория познания — открытая, динамичная, непрерывно обновляющаяся система. В разработке своих проблем она опирается на данные всех форм познавательной деятельности -прежде всего на частные науки, исходя из необходимости равноправного союза с ними.
Любая наука — если она наука (а не случайный набор каких-то знаний), должна иметь не только свой специфический предмет, но и свой своеобразный метод (точнее, систему определенных методов). Это в полной мере относится и к теории познания (гносеологии).
Термин «гносеология» (греч. «gnosis» — знание и «logos» — учение) употребляется в двух основных значениях:
а) учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности как таковой;
б) философская концепция, предметом исследования которой является одна форма познания — научное познание. В этом случае используется термин «эпистемология».
Предметом теории познания (гносеологии) как философской дисциплины являются: природа познания как целого, его возможности и границы, отношение знания и реальности, знания и веры, субъекта и объекта познания, истина и ее критерии, формы и уровни познания, его социокультурный контекст, соотношение различных форм знания.
Теория познания — не изолированная научная дисциплина, а она тесно связана с такими философскими науками, как онтология — учение о бытии как таковом, диалектика — учение о всеобщих законах бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и методологией.Поскольку субъектом познания является человек - но не как «гносеологический Робинзон», а как общественное существо, то теория познания широко использует данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке. При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на результаты психологии, физиологии, нейрофизиологии, медицины.
Большой и разнообразный материал для обобщающих выводов ей поставляют математика, кибернетика, теория информации, синергетика и т. п. — в конечном счете, все естественные и гуманитарные науки в совокупности всех своих многообразных дисциплин, истории философии и науки и др.
В конце XX в. теория познания должна как можно «больше взять» от современной науки, которая вступила в так называемый «постнеклассический» этап своей истории. Уяснив предмет гносеологии, необходимо перейти к характеристике ее методов, с помощью которых она юследует свой предмет. При изучении этого вопроса следует исходить из того, что для современной науки в целом, а значит и для гносеологии, характерен методологический плюрализм. А это означает, что теория познания вправе и обязана использовать любые методы и приемы (о них см. далее), которые окажутся наиболее эффективными в данной познавательной ситуации - в их тесном единстве и взаимодействии.
Прежде всего, это философские методы - диалектический, феноменологический, герменевтический и др. Это и то, что называют общенаучными методами, общенаучной методологией - системный, структурно-функциональный, синергетический, информационный и вероятностный подходы, и др. Это и общелогическиеприемы и методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, идеализация, аналогия, моделирование и ряд других.
В заключение следует подчеркнуть, что в настоящее время расширение предмета теории познания идет одновременно с обновлением и обогащением ее методологического арсенала
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 959;