Направления, условия и цели развития творческой личности в условиях гуманитаризации образования
Основные направления исследования | Формирование творческого мышления | Гуманизация игуманитаризацияобразования | Медико-психологическое обеспечение |
Условия, определяющие развитие творческой личности | Социальные | Социальные | Естественные и сам объект деятельности |
Вид деятельности Типы деятельности | Учебно-творческая: а) интуитивно- эвристическая б) нормативно-логичекая | Индивидуальная Парная Групповая Коллективная | |
Уровни развития творческой личности | а) избирательно мотивационно-творческая направленность б) Интеллектуально-творческая активность личности | ||
Формирующие цели | Умственное развитие (воспитание) | Нравственное Эстетическое Трудовое | Физическое воспитание Трудовое самовоспитание |
Формирующие функции управления в процессе | а) целеполагания б) планирования в) организация г) стимулирование д) нормирования е) учета ж) анализа | Организации стимулирования Релаксации контроля Коррекции самоанализа | |
Формирующие методы | а) логические б) эвристические | ||
Наименование методов | а) проблемно-эвристический б) проблемно-информационный в) информационно-алгоритмический | ||
Развиваемые способности | а) интеллектуально-логические способности б) интеллектуально-эвристические способности | а) нравственные б) эстетические в) мировоззренческие | а) коммуникативно-творческие б) способности к самоуправлению |
Принципы воспитания творческой личности | а) системности б) оптимальности в) развития г) информативность д) управления е) планирования | Комплексный подход в обучении воспитанию и развитию личности социализации | а) индивидуализации б) периодической мобилизации и релаксации в) саморазвития г) самопознания д) самоуправления |
Абсолютно полная, всеохватная любовь органически включает в себя все эти виды. Но так уж повелось от века, что среди всех них наиболее соблазнительным и, как это не парадоксально, наиболее недоступным является тот, который Фромм назвал “эротической любовью”, любовь двух взрослых людей друг к другу, любовь, жаждущая полного слияния, единства с любимым человеком. Она по своей природе исключительна, а не всеобща. Поэтому она существует не только в органическом единстве с остальными видами любви, но и как относительно самостоятельное стремление, потребность и проявление. Мы можем возмущаться этим, можем осуждать аморальность любовных отношений, не скрепленных семейно-брачными, интеллектуально-эмоциональными или другими высшими творческими узами, однако они все же останутся реальностью, которую необходимо подробнее объяснить и которой предстоит научиться управлять. «Прежде всего, ее часто путают с бурным переживанием «влюбленности», внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми,» - пишет Эрих Фромм. Влюбленность чаще всего - чувство «я-центрическое», чувство для себя. Она может быть горячее любви, может жечь человека сильнее, но она мельче проникает в его душевные глубины и поэтому меньше меняет его, быстрее гаснет. По мнению некоторых философов, любовь - духовное по своей сути состояние, которое только и дает человеческое право на физическую близость.
Проблема ценностей в философии: понятие ценностей, их иерархия. Ценности, цели, идеалы. Потребности и ценности: осознание, формы реализации. Социальная и личностная обусловленность ценностных ориентации. Ценности и социальные нормы. Ценности и культура. Ценности, ценностная ориентация, оценка, ценностные отношения. Предметные (материальные) и духовные (субъективные) ценности.
Специфика гуманитарных норм. Ценностная регуляция человеческой деятельности. Научные идеалы и эталоны научности. Политический идеал. Ценности политического и правового сознания. Эстетические ценности: понятие, природа, значение. Религиозные ценности и их роль в мире людей.
Свобода как ценность и критерий общественного прогресса: понятие, виды, формы свободы. Свобода и творчество. Свобода и ответственность. Свобода как снятие отчуждения. «Онтология» свободы: «свобода от ...» и «свобода для ...». Вопрос о природе ценностей и их роли в общественной жизни связан с решением многих проблем: взаимоотношения человека и общества, природы и общества, культуры и цивилизации.
Таблица 51. Три главные ценности | |||
Сферы жизнедеятельности человека | Главные ценности | ||
Практическая жизнь | Добро | ||
Чувственно-эстетическая жизнь | Красота | ||
Научная деятельность | Истина | ||
Таблица 52. Философия о красоте | |||
Историческая эпоха философии | Что такое красота? | ||
Античность | Космически гармоничное и соразмерное | ||
Средние века | Символ божественного | ||
Новое время | Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравнове-шенности композиций (классицизм) Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм) | ||
ХХ в. | Ценность, выработанная на основе фено-менологическогометода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология) Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика) Эмоция (аналитическая философия) Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм) | ||
Ценность – это фактор культуры, и она социальна по своей сути. Далее, это функциональный и при этом непременно объективно-субъективный феномен. Сами по себе вещи, события в их безотносительности к жизни человека, к жизни социума не существуют в «категориях ценностей». Это относится не только к очеловеченной природе, т. е. ко всему массиву цивилизации, но даже к небесным светилам. Понятие «ценность» очень близко по смыслу к таким понятиям, как «потребность», «интерес», «благо», «полезность» и т. п., но не сводится к ним и имеет самостоятельное содержание.
Понятие «ценность» внутренне противоречиво. Ценность характеризует объективные явления, либо их свойства, признаки, значимые для людей. А, следовательно, она предполагает наличие определенного субъекта (хотя и потенциального). Это определяет специфику ценностного отношения, объективное содержание которого фиксируется в понятии «ценность». К примеру, ценностью может быть и техническое изобретение (в том случае, если оно улучшает жизнь человека, а не губит ее). Ценностью является человек для другого человека, семья, нация. Объективно высшая ценность в силу своей уникальности - сама человеческая жизнь, хотя в истории цивилизации осознание этого не носило всеобщего характера.
Таблица 53. Философия о добре | ||||
Историческая эпоха философии | Идеалы добра | Основные добродетели человека | ||
Античность | Благо | Мудрость, справедливость, мужество | ||
Средние века | Бог | Вера, любовь, надежда, совесть | ||
Новое время | Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо) | Рассудочность, свобода | ||
Абсолютный нравственный закон (Кант) | Разумность, свобода | |||
Общество без эксплуатации (Маркс) | Преданность делу пролетариата | |||
Сверхчеловек (Ницше) | Воля к власти | |||
ХХ в. | Положительные ценности (феноменологи) | Умение пользоваться феноменологическим методом | ||
Достижение единства с сущим, с сущностью вещей (герменевтики) | Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему | |||
Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитик) | Быть последовательным в своих действиях | |||
Деконструкция лого- и других центризмов (постмодернизм) | Умение "рассеивать" устоявшиеся ценности | |||
Таблица 54. Второй (неприродный) пол | ||||
Мужественность | Женственность | Молодость | ||
Логичность, склонность к обобщению, абстрактному мышлению, рациональность, практичность, решительность, постоянство, властность | Интуитивность, интерес кконкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, тщательность, сострадательность, изменчивость | Жизненная непосредственность, стремление к неформальной общности, непрактичность, склонность к новациям, свободолюбие | ||
Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, носящей общественный характер. Ее результаты опредмечиваются, объективируются, приобретают способность стать достоянием не только своих творцов, но и других людей, могут включиться в культуру общества, что прослеживается в овладении человеком орудиями труда, средствами связи, бытовыми приборами, духовным наследием, закрепленным в традициях, в произведениях искусства, в нравственных нормах и т. п. Не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся элементами культуры, а только те, которые являются социально значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей. Эти продукты деятельности, причем не только вещи, но и идеи, отношения, способы деятельности и т. д. выступают ценностями. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость государственных законов, и красоту мира, и величие разума, и полноту чувств и многое-многое другое. Ценность - это объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которой определяется потребностями и интересами общественных субъектов
Тема 11 . Философия культуры и философия религии
Проблемаединства и многообразия культур
Оппозиция «cultura – natura». Понятия «вторая природа», «общество», «культура». Культура как способ индивидуально-коллективного существования человека. Нормативно-ценностный подход к определению культуры.
Марбургская школа неокантианства: философия символических форм (Э.Кассирер). Культура как мир символических форм. Языки культуры. «Восток» и «Запад» как различные культурно-символические миры.
Социокультурная сущность человека. Смысл человеческого бытия.
Этические и эстетические ценности (аксиология)
Проблема:онтологический статус ценностей существуют ли ценности «сами по себе» или только в связи со значимостью «вещей» для субъекта)
Аксиологическое (ценностное) отношение человека к миру. Понятие «ценность». «Добро», «справедливость», «красота» как аксиологические категории. Коллективные формы социального контроля: мораль и право.
Этика как философия морали. Категорический императив (И.Кант). Соотношение свободы и ответственности личности как этическая проблема.
Философия права. Понятие «право» (Гегель). Соотношение субъективного права и справедливости как правовая проблема.
Эстетика как философия красоты.
Проблема:природа языка
«Лингвистический поворот» в философии XX в. Язык как знаковая система. Язык как социокультурноеявление.
Проблематика философии языка: знак и текст. Значение и смысл знака (Г.Фреге). Предметный язык и метаязык (Р.Карнап). Герменевтика как метод истолкования текста. Понятие «герменевтический круг» (Ф.Шлейермахер). Герменевтический метод и значение вопроса (Х.Г.Гадамер).
Аналитическая философия как гносеологическая позиция, согласно которой задачей философии является прояснение высказываний (Дж.Мур, Б.Рассел).
Проблемагенезиса «предельного основания» бытия
Религиозная онтология как часть теологии. Платонизм и религиозная онтология. Онтология патристики и схоластики. Доказательства бытия Бога: онтологический аргумент Ансельма, космологический аргумент Аквинского. Религиозная «картина мира».
В целях более глубоко усвоения этой темы целесообразно провести обсуждение следующих вопросов:
1) Что же такое культура в ее философском понимании, т. е. взятая в ее существенных связях и зависимостях? Начнем с того, что сам термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее «культивирование», т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил очень важную особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало, акцентировав внимание на единстве культуры, человека и его деятельности.
В дальнейшем, слово «культура» получило обобщенное значение, и им стали называть все созданное человеком. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется культура. Нужно различать лишь материальную культуру(совокупность материальных благ, средств их производства и способов овладевания ими) и духовную культуру (совокупность всех знаний, форм мышления, сфер и идеологии - философия, этика, право, политика, религия, искусство, наука - и способов деятельности по созданию духовных ценностей), при этом не противопоставляя их друг другу. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, поскольку она всегда есть воплощение идей, знаний, целей человека, что только и делает ее культурой; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму, ибо только таким образом они могут быть объективированы и стать фактом общественной жизни. Все это дает основание говорить о культуре независимо от ее деления на материальную и духовную. Культура интересует философию не в своих частных, эмпирических проявлениях, а как феномен общественной жизни
Наличие прогрессивного развития культуры может постулироваться в силу совершенной очевидности поступательной смены одного типа культуры другим, сложной динамикой ее ценностей и т. д. Однако выяснение того, что такое прогресс культуры непосредственно зависит от наиболее фундаментальных принципов того или иного подхода к пониманию природы и сущности культуры. Вопрос о прогрессе культуры - это еще вопрос о преемственности элементов и ценностей в поступательном историческом развитии общества, во взаимоотношениях различных исторических эпох и периодов развития человечества отдельных стран, народов и сообществ. Проблема преемственности культуры особенно актуальна для нас т. к. отказавшись от пролеткультовских идей, в теории и на практике эти идеи часто становились руководящими в выборе оценок и критериев отношения как к историко-культурному наследию, так и к современным культурным ценностям.
Развитие жизнедеятельности человека и прогресс культуры, как способа и форм организации этой жизнедеятельности, выступает как процесс разрешения противоречий между потенциальной универсальностью человека и его актуальностью определенной им эпохой, системой норм и ценностей. Именно при таком подходе появляется возможность выявить критерий прогрессивности культуры. Каждый новый тип культуры, способ практической и познавательной деятельности, социокультурная норма, система ценностей, правило, берегут корректирующее отношения человека к природе и к самому себе, будет более прогрессивным, если будет способствовать в каждом своем случае разрешение противоречия, переходу человека на новую ступень в его способности к универсальности и всеобщности.
Цивилизация не имеет однозначного понятия. Существуют различные подходы в понимании цивилизации:
1) Цивилизацию часто отождествляют с культурой.
2) Цивилизация - этап в развитии культуры. Это понимание до логической завершенности довел немецкий философ Шпенглер, который написал книгу «Закат Европы», где говорил, что развитие истории имеет циклический характер. Каждый цикл - это культура - выражение духа нации. Сначала нарастают духовные ценности, а затем они начинают костенеть, осуществляется переход к науке и технике - это есть цивилизация, затем происходит распад культуры и начинается новый цикл. Эта книга была написана после первой мировой войны и имела хождение до середины 30-ых годов. У Шпенглера были основания говорить, что наука и техника враждебны культуре, это инструмент, но нужна цель для использования этого инструмента, которая определяется культурой. Так как наука выдвигается на первое место, цели культуры отодвигаются на задний план, а наука и техника получает саморазвитие. Это верно, но не верным является утверждение, что это приведет к катастрофе.
3) Цивилизация, как ступень в развитии человечества. Культура появилась раньше цивилизации, вместе с человеком. Культурный мир расширяется, оказывает давление на инстинкты человека.
Цивилизация характеризуется:
2) превращением материального производства в основной источник получения материальных благ. Человек от собирательства переходит к производству;
3) материальное производство становится на ноги под влиянием разделения труда, появляется ремесло, земледелие, скотоводство. На этой основе складываются товарно-денежные отношения, формируется собственность, и, следовательно, создается государство. Эти черты характеризуют цивилизацию, как степень в общественном развитии.
Но цивилизация понимается и как организация общества. Общество может быть организовано на основе частной собственности, государства и правовых отношений. Эта организация требует определенного развития социальных отношений и техники. Поэтому цивилизацию понимают, как определенный тип социально-технической организации общества. Это понимание позволяет видеть различные цивилизации. Таким образом, можно выделить аграрное и индустриальное общество. Вопросами цивилизации занимались Сен-Симон, Макс Вебер. В XX веке цивилизация завоевала прочный характер. В СССР цивилизационный подход критиковался, т.к. он конкурировал с формационным подходом. В настоящее время и марксисты говорят о цивилизации, в частности, о переходе к третьей цивилизации - информационному обществу.
Новый фактор функционирования и развития в современном обществе - информация.
Схема 57
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 711;