Общества среди других материальных образований

Взаимодействие природы и общества может быть рассмотрено на примере соотношения следующих понятий.

1- Геологические оболочки (литосфера и др.)

2 - Географическая оболочка

3 - Сфера органического мира (фито - и зоосфера)

4 - биосфера (сфера единства организмов и условий жизни)

5 - человечество (антропосфера)

6 - Сфера социальной формы движения материи (сфера материального производства)

7 - социосфера (сфера деятельности людей)

8 - Географическая среда (часть географической сферы и биосферы, проникаемая социосферой).

9 - Географическая среда, вовлеченная в социальную форму движения материи, в материальное производство.

10 - Геологическая среда (часть геологической оболочки, проникаемая социосферой).

11 - Космическая среда (космос, проникаемый социосферой).

12-Дальний космос.

Люди на протяжении всей истории стояли и стоят перед жизненно важной проблемой: либо признать наличие бытия, т.е. того, что есть истинно сущее, что не возникало, а потому вечно, нескончаемо, и жить «с оглядкой» на него, либо объявить свое собственное существование самодостаточным, автономным, не нуждающемся в помощи и покровительстве Абсолюта.

Философия, принимая и оправдывая тот или иной выбор, являла себя в истории то как философия бытия, то, как философия свободы.

Философия бытия обосновывала зависимость человеческого существования от вечного и абсолютного (Бог, Разум и т.д.). Философия свободы доказывала, что, человек сам творит историю и себя самого. В чем же смысл философской проблемы бытия? Французский философ Г. Марсель (1889-1973) говорил, что «бытие - это то, что не может обмануть надежд», что позволяет иметь ожидания и надеяться на успех. Если философия признает бытие, то тем самым она утверждает, что все происходящие в мире предсказуемо и уравновешенно, не сводимо к игре случайности.

Философия бытия обосновывала зависимость человеческого существования от вечного и абсолютного (Бог, Разум и т.д.). Философия свободы доказывала, что, человек сам творит историю и себя самого. В чем же смысл философской проблемы бытия? Французский философ Г. Марсель (1889-1973) говорил, что «бытие - это то, что не может обмануть надежд», что позволяет иметь ожидания и надеяться на успех. Если философия признает бытие, то тем самым она утверждает, что все происходящие в мире предсказуемо и уравновешенно, не сводимо к игре случайности.

Философия бытия рассматривает мир как серьезный, ответственный, в котором нет места человеческому отчаянию, причиной которого является отсутствие надежды.

Если философия не признает ценность проблемы бытия, то она тем самым утверждает, что нет ничего, что находилось бы за миром чувственных вещей и гарантировало бы порядок в мире.

Проблема бытия то исчезает из философского рассмотрения, то вновь появляется, и это свидетельствует о присущей людям «онтологической потребности» «человеческого существования». Данная потребность проявляется наиболее остро в те исторические эпохи, когда люди осознают, что выбранный ими способ жить по своекорыстному усмотрению и произволу сопряжен с негативными последствиями, когда в обществе нарастает усталость от свободы, когда построенный по человеческому разумению мир начинает демонстрировать однобокость «нечеловекоразмерность», жестокость, непредсказуемость и т.д.

В ХХ веке обнажились все последствия без бытийного существования человека, его упоения собственной свободой. Человеку, возомнившему себя независимым, свободным от онтологических устремлений, пришлось признать, что в результате такого «освобождения», он превратился в систему различных функций: социальных, психологических, политических и т.д., что он потерял целостность, высший смысл своего существования, построил «самозаконодательную и саморазрушительную» цивилизацию (М.Хайдеггер). Протест против этих последствий и стал для многих философов отправной точкой возвращения к теме бытия, к онтологической направленности своих исследований.

Первый шаг экзистенциалистской онтологии - констатация «изначальности» человеческого бытия какбытия-вопрошания, бытия-установления, как бытия, которое «есть я сам». Следующий онтологический шаг, который экзистенциалисты приглашают сделать своего читателя и который, вообще говоря, естественно вытекает из логики их размышления, состоит в том, что вводится понятие и тема бытия-в-мире. Ведь суть человеческого бытия действительно состоит в том, что это бытие-в-мире, связанное с бытием мира.

Представляет интерес также принципиальная схема соотношения форм движения материи, предложенная С.Мелюхиным. В этой классификации форм движения каждая низшая форма движения порождает высшую и входит в ее состав, а также продолжает сосуществовать одновременно с ней.

Бытие-в-мире, с одной стороны, раскрывается через неотъемлемое от человека «деление» - и это напоминает немецкую классическую философию, в частности понятие «дело – действие» у Фихте. Бытие-в-мире «светится», по Хайдеггеру, через «делание», а «делание» раскрывается через «заботу». (Конечно, не следует путать заботу как категорию философии с конкретными «тяготами», «печалью», «жизненными заботами», в философии экзистенциализма речь идет об общей, «метафизической» заботе, обеспокоенности миром, самим бытием.) Итак, Dasein способно не только вопрошать о бытии, но и заботиться о себе как бытии, заботиться о бытии как таковом. И эти моменты, действительно характеризуют бытие человека в мире и очень важны, особенно сегодня, когда именно забота человека и человечества о бытии, о сохранении бытия планеты, цивилизации, о сохранении природной среды должна противостоять вырвавшимся из-под контроля деструктивным тенденциям человеческой жизни.

Французский экзистенциалист Ж. П. Сартр, противопоставляя бытие в себе и бытие для себя,разграничивает материальное бытие и человеческое бытие. Первое есть для него что-то косное, выступающее только как препятствие, вообще неподвластное человеческому действию и познанию.

В каждое мгновение мы испытываем материальную реальность как угрозу нашей жизни, как сопротивление нашему труду, как границу нашего познания, а также как уже используемое или возможное орудие». Основные характеристики человеческого бытия – свободный выбор возможностей: быть для человека – значит выбирать себя

 

 








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 562;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.