Тема 9. Философия бытия и проблемы социальной философии. Социальная философия. Соотношение экономической и политической целесообразности и смысла человеческого существования
Онтологическая проблема; генезис природы из материального основания
Монистические и плюралистические концепции бытия. Принцип монизма и проблема материального единства мира. Категории «материя» и «сознание».
Материя и уровни ее организации в современном естествознании. Движение, пространство, время как атрибуты материи. Понятие «движения» как изменения вообще. Принцип самоорганизации. Понятие «пространства» как расположения предметов «один подле другого». Понятие «времени» как расположения предметов «один после другого».
Проблемы:1) построение теоретической модели лостной общественной системы;
2) соотношение необходимости и свободы
История развития онтологических представлений. Становление классической онтологии в античной философии. "Трансцендентальный переворот" в онтологии. Социокультурные основания генезиса и развития онтологии человеческой субъективности. Физическое, метафизическое и феноменологическое понимания бытия. Объективная и субъективная онтологии: контуры парадигм.
Объективная онтология. Естественная установка сознания. Физическая интерпретация бытия: диалектико-материалистическая и научно-синергетическая версии. Метафизическая интерпретация бытия: религиозно-метафизические концепции бытия. "Критическая онтология" Н. Гартмана.
Субъективная онтология. Психологическое направление (Ф. Брентано) и феноменология (Э. Гуссерль). Феноменологическая установка сознания. Критика релятивизма и наивного натурализма. Феноменологическая редукция. Феноменология как онтология сознания. Абсолютное бытие сознания и относительное бытие мира. Концепция "жизненного мира".
Антропологический поворот в онтологии. Фундаментальная онтология Хайдеггера как учение о человеческом бытии. Экзистенциально-феноменологическая установка сознания.
Основные понятия онтологии в зеркале различных парадигм: бытие и сущее, реальность и действительность, вещь, пространство и время.
Общество и его структура. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.Типология истории (формационная модель К.Маркса): родовое, «азиатское», античное, феодальное, индустриальное (капиталистическое) общества. Восточный и Западный социокультурные типы.
Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: необходимость и свобода. Критерий общественного прогресса как возрастание степени свободы человека (Г.В.Ф.Гегель). Личность и массы.
В целях более глубоко усвоения этой темы целесообразно провести обсуждение следующих вопросов:
В центре внимания – европейская философская традиция, первую смысловую ось которой образуетпроблема бытия, организуя философскую проблематику, формируя тот способ мышления, который называют «философским».
Философия задает вопрос: «Что есть бытие как истинная (а не иллюзорная) реальность?» Специфика западноевропейской традиции, начиная с древнегреческой философии, – универсальный подход к действительности, сущностный анализ предмета.
Важнейшими понятиями этой темы являются: «бытие» как философская категория: ее смысл и специфика, бытие как существование и сущность, категории субстанции, субстрата, материи в дуалистической и монистической философии, философское понятие материи и принцип материального единства мира, социальное бытие.
Философия бытия обосновывала зависимость человеческого существования от вечного и абсолютного (Бог, Разум и т.д.). Философия свободы доказывала, что, человек сам творит историю и себя самого. В чем же смысл философской проблемы бытия? Французский философ Г. Марсель (1889-1973) говорил, что «бытие - это то, что не может обмануть надежд», что позволяет иметь ожидания и надеяться на успех. Если философия признает бытие, то тем самым она утверждает, что все происходящие в мире предсказуемо и уравновешенно, не сводимо к игре случайности. Философия бытия рассматривает мир как серьезный, ответственный, в котором нет места человеческому отчаянию, причиной которого является отсутствие надежды.
Если философия не признает ценность проблемы бытия, то она тем самым утверждает, что нет ничего, что находилось бы за миром чувственных вещей и гарантировало бы порядок в мире. Проблема бытия то исчезает из философского рассмотрения, то вновь появляется, и это свидетельствует о присущей людям «онтологической потребности» «человеческого существования». Данная потребность проявляется наиболее остро в те исторические эпохи, когда люди осознают, что выбранный ими способ жить по своекорыстному усмотрению и произволу сопряжен с негативными последствиями, когда в обществе нарастает усталость от свободы, когда построенный по человеческому разумению мир начинает демонстрировать однобокость «нечеловекоразмерность», жестокость, непредсказуемость и т.д.
В ХХ веке обнажились все последствия без бытийного существования человека, его упоения собственной свободой. Человеку, возомнившему себя независимым, свободным от онтологических устремлений, пришлось признать, что в результате такого «освобождения», он превратился в систему различных функций: социальных, психологических, политических и т.д., что он потерял целостность, высший смысл своего существования, построил «самозаконодательную и саморазрушительную» цивилизацию (М.Хайдеггер). Протест против этих последствий и стал для многих философов отправной точкой возвращения к теме бытия, к онтологической направленности своих исследований.
Необходимо уяснить аспекты бытия: вечность, целостность, реальность, формы бытия: природа, человек, идеальное, социальное, модусы бытия: «бытие-в-себе», «бытие-для-себя», «бытие-для-лругого».
Понятие Бога как универсальной сущности привело к обсуждения сущности и смысла категории «Универсум». Необходимо выявить суть принцип развития, принцип детерминизма, принцип системности, основных идей современной синергетики, категории новейшей онтологии: «бытие и ничто», «просвет бытия», «присутствие», «здесь-бытие» (М. Хайдеггер), категории онтологической герменевтики: «традиция», «исток», «дистанция», «предрассудок», «классическое» (Х.-Г. Гадамер), категории отчужденного бытия: «власть», «подчинение», «отождествление», «поглощение».
В обыденном языке, термины «быть» и «существовать» являются синонимами. Но в философии они имеют особые смыслы, становятся категориями, того раздела философии, где речь идет об истинно сущем, едином, гарантирующем миру и человеку устойчивое существование. Бытие как философская категория обозначает реальность, лежащую за пределами возможности человеческого опыта, а потому не зависящую ни от человека с его сознанием, ни от человечества. Рассмотрение понятия пространства и его свойств предполагает осмысление понятий физического, социального, психологического, биологического, политического, экономического пространства. Аналогично философский анализ времени и его свойств предполагает рассмотрение понятий физического, социального, психологического, биологического, политического, экономического времени.
1. нижний круг - природа
2. материальные основания культуры
3.большой верхний круг – духовное проявление культуры
4 –пересечение всех трех кругов - окультуренная природа («очеловеченная ») «вторая природа»
5 пересечение нижнего большого и верхнего большого круга– природа как объект духовной деятельности ( познавательной, эстетической, др.)
6.Часть нижнего круга, не пересеченная с другими кругами - природа, недоступная в настоящее время или безразличная обществу
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 753;