Проходит все. Необратимо время.
Прошедшее во веки не вернуть!»
Абай считает, что жизнь человека наполняется смыслом в той мере, в какой он подчиняет ее исполнению воли Бога – Аллаха, а воля Аллаха дана нам как закон любви. Бытие человека в мире и мира в человеке как процессы непосредственной человеческой жизни являются т.о., не только главной проблемой онтологииабаевской философии, но и ее аксиологии.
В целом же философия Абая необычной силы и напряженности во времени богата оттенками и интонациями. По утверждению поэта-философа – «Жизнь – тропа для мудреца и для глупца». А между этими полюсами – он же поэт-сатирик, обличитель. Его строки дышат сарказмом, пропитанным ядом, издевкой, насмешкой над невеждами, глупцами, над самодовольством и узкой корыстью. Есть много сложенных стихов носящих просветительский характер. Есть стихи – притчи, стихи – назидания. Словом, его творчество отличается широтой тематики и многожанровостью. Его философия вечна, как вечен и сам Абай. Он стоит в ряду гигантов духа. Он олицетворяет целый народ. Бесконечны его постижения. И путь к нему долог и тернист.
Философская и социально-политическая мысль в Казахстане в XIX-XX вв.В Казахстане в XX в. получили развитие клерикализм (реакционное политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в политической и культурной жизни), мистицизм (умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно экстатическим способом, как философская доктрина – разновидность интуитивизма иррационализма) и их разновидности, консервативно-буржуазное течение, буржуазно-прогрессивное, народно-демократическое. По содержанию, количеству, разнообразию, литература конца XIX начало XX вв. в Казахстане занимает особое место. В ней отражены различные идейные течения философской и социально-политической мысли. С одной стороны крайне реакционные воззрения, пропагандировавшие религиозную мистику. С другой – буржуазно-прогрессивное и народно-демократическое, а особенно, просветительское направление, которое делало ставку на развитие науки.
Эпоха становления капитализма рождала титанов мысли, чувства, характера и дела. Выдающиеся люди этого периода – цельные, универсальные, масштабные натуры. Они ставили перед собой грандиозные задачи – опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и чел.
В заключение можно сказать, что историческая миссия России на протяжении веков была реализована в различных событиях мирового значения: борьба с татаро-монгольским игом, остановившая экспансию татаро-монголов на запад и фактически спасшая Запад от катастрофы; Отечественная война с французами в 1812г., не позволившая Наполеону осуществить свои планы мирового господства и, наконец, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., в результате которой человечество было спасено от чумы фашизма. Во всех этих (и многих других, может быть, не таких масштабных) событиях усилия и жертвы России имели решающее значение.
В области духа на протяжении многих веков русская идея выражалась в том, что неизменные нравственные представления организовывали жизнь русской нации, указывали духовные ориентиры русскому человеку, несмотря на все нашествия и внутренние смуты. То же чувство единения с людьми, те же понятия меры, гармонии. Всякий раз они наполнялись живым смыслом – в подвижничестве Сергия, Нила, Серафима, в творчестве Рублева, Пушкина. В масштабе исторического времени Пушкин и Илья Муромец представляют собой одинаково совершенное воплощение русского духа, русскости. Русская идея удивила мир, проявившись в таком замечательном, лучше сказать ослепительном явлении, как русская литература XIX века. Приведем здесь лишь некоторые имена: А.С.Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Павел Флоренский говорил: “... Я верю и надеюсь, что, исчерпав себя нигилизм докажет свое ничтожество, всем надоест, вызовет ненависть к себе, и тогда, после краха всей этой мерзости, сердца и умы не по-прежнему вяло и с оглядкой, а наголодавшись, обратятся к русской идее, к идее России, к святой Руси...»
Критикуя колонизаторскую политику царского правительства надо признать, что Россия действительно сыграла прогрессивную роль по отношению к Востоку, сыграла цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 855;