История отечественной философии: Феномен философии в казахской культуре.
Адекватно воспроизвести казахскую философию в процессе ее исторического развития, как это нетрудно понять, представляет собой задачу далеко не простую.
Попытки подобного рода предпринимались весьма редко ранее и, как правило, оказывались неудачными. Редкими они были потому, что мало было специалистов, знавших и веривших в то место, которое занимала философия в структуре казахской духовной культуры. Неудачными же они, по-видимому, оказались по двум причинам. Во-первых, потому что полностью игнорировалась специфика философского мышления казахского народа, историческая особенность обстоятельств жизни которого предопределяла собой особенность его философского самочувствования и никак не вмещалась в принятую известными кругами схему философии как особого духовного образования. Во-вторых, из-за недоступности богатейшего эмпирического материала, без аналитического осмысления которого ничего, кроме фальсификации истории и политического интриганства, быть не могло.
Исследования казахстанских философов последних лет убедительно показали, что философия в Казахстане исторически развивалась как особая форма освоения различными общественными силами исторической действительности и окружающей природной среды и сыграла огромную роль в становлении общественного сознания казахского народа в определении содержания и основных форм его практической деятельности. А, начиная со второй половины XIX века, в Казахстане сформировалась достаточно сильная школа профессиональных философов, которая ни в чем не уступала, а в некоторых моментах даже превосходила передовую философскую мысль других народов.
В мировой истории философии, разумеется, были аналоги учению казахских философов. И в этом нет ничего удивительного, ибо круг казахской проблематики является общим для всего человечества в целом. Только поэтому мировой философский процесс развивается во взаимодействии философского мышления различных народов, нередко отграниченных друг от друга во времени и пространстве на достаточно далекие расстояния и столь же не близкие времена. Но все дело заключается в том, что даже те типы философского мышления, которые в Казахстане возникали значительно позже, нежели в других странах и частях света, развивались здесь весьма своеобразно, поскольку в формах своего выражения и по своему содержанию они отражали своеобразие казахской общественной жизни и ее истории. Для адекватного восприятия всего богатства философской мысли необходимо сконцентрировать внимание вокруг следующих вопросов из истории отечественной философии: проблемы периодизации источников, мифоритуальных и социокультурныхоснований казахской национальной философии; Философические аспекты традиционных представлений и верований (тенгрианство, поклонения Жер-Су, Умай и т. д.); особенности традиционного мировосприятия иномадической культуры и их отражение в прото-философском знании (Человек и Космос, эпосы, легенда оКоркыте, казахский кюй, обрядовая практика), арабоязычная философия и рациональное исламское богословие в Казахстане, суфийская традиция и ее роль в становлении казахской философии, социально-философские аспекты политико-правовых взглядов деятелей Казахского ханства ХVII-ХVIII вв., социально-философские и этико-гуманистические взгляды общественно-политических, писателей и поэтов Казахстана конца XIX –первой половины XX века (А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов. С. Торайгыров, М.Шокай, Ж. Акпаев и др.), казахская национальная и профессиональная философия XX века.
Казахская философия имеет продолжительную предисторию, понять ее периодизацию и истоки возможно при условии обращения к мифоритуальным и социокультурным основаниям философии. Особое значение в этой связи приобретают философические аспекты традиционных представлений и верований (тенгрианство, поклонения Жер-Су, Умай и т. д.).
Понять начала казахской философии невозможно без уяснения особенностей традиционного мировосприятия и номадической культуры и их отражение в прото-философском знании (Человек и Космос, эпосы, легенда о Коркыте, казахский кюй, обрядовая практика).
Аль-Фараби - ярчайшая фигура в арабоязычной философии, по мнению некоторых исследователей, не оказал влияние на становление философской культуры степи. Суфийская традиция, по мнению некоторыхисследователей проникла на территорию современного Казахстана вместе с неклассическим суфизмом. Рациональное исламское богословие в Казахстане и и его роль в становлении казахской философии – по прежнему требуют более внимательного отношения к себе, поскольку понять перепетии духовной жизни без обращения к этим проблемам невозможно.
В начале XIII в. территория Казахстана подверглась разрушительному нашествию монголов. На территории Казахстана были образованы улусы Джучи, Шагатая и Угедея.
В начале XIV в. улус Джучи тоже распался на два самостоятельных по отношению друг к другу военно-феодальных государства: на Улуг-Улус (в русских источниках Золотая Орда) и Ак-Орду.
На завоеванных территориях вводились обычаи и право, изложенные в «Джасаке» (Яса) Чингис-хана.
Законодательство Чингис-хана вылилось в форму «Большого Джасака», который делился на два крупных отдела:
1) Билик - сборник «Изречений» самого Чингис-хана, который содержал в себе мысли, наставления и решения законодателя как общего, теоретического характера, так и высказанные по поводу различных конкретных случаев.
2) Собственно «Джасак» - свод положительных законов, военных и гражданских, обыкновенно с установлением соответсвующих кар за неисполнение.
«Джасак» был для потомков Чингис-хана ненарушимым законом, от его предписаний они ни в чем не отступали». «Джасак» предписывает терпимость в вопросах религии, почтение к храмам, к духовным лицам и к старшим, а также милосердие к нищим, он устанавливает строгий контроль над семейной и домашней жизнью монгола. Своеобразная этика «Джасака» выступает из перечня тех преступлений, которые наказываются смертью. Таковая, например, положена: за обращение князей к третьим лицам помимо хана, за неоказание помощи в бою, за оставление своего поста без разрешения начальника, за небрежность солдат и охотников (волонтеров) в исполнении обязанностей службы, за оказание милосердия пленным без ведома того, кем они были взяты, за невыдачу беглых рабов и пленных владельцу, за измену, убийство, кражу, лжесвидетельство, прелюбодеяние, заведомую ложь, волшебство, тайное подслушивание, поддержку третьим лицом одного из двух спорящих (или борющихся) и др.
Влияние этого законодательства на народные права подтверждается свидетельством посторонних наблюдателей Плано-Карпини и Вильгельма Рубрука. Первый из них пишет (в 1246 г) «Между монголами не было ссор, драк и убийств; друг к другу они относились дружески и потому тяжбы между ними заводились редко; жены их были целомудренны; грабежи и воровство среди них неизвестны». Ибн‑Баттута, арабский историк, пишет, что у монголов конокрадства (самое обычное явление теперь) не существовало, благодаря строгости законов против воровства. Из этого можно заключить, что Законы Чингис-хана не были теорией, что он умел дать им силу и заставить исполнять их. Этого он достиг строгостью и умением выбирать людей. Сам верховный правитель представлял живое воплощение безусловного подчинения изданным им самим законам. Пример, подаваемый самим ханом, должен был оказать благотворное влияние на нравы всей монгольской администрации и магистратуры, что в свою очередь, воспитывало народ в духе строгой законности. СамЧингис-хан учреждению «Джасака» и строгому его соблюдению всеми придавал первенствующее значение. Ибо считал, что в противном случае дело государства потрясется и прервется.
Социально-философские аспекты политико-правовых взглядов деятелей Казахского ханства ХVII-ХVIIIвв., обычное право казахов позволяют понять этико-социальные ценности, определяющие социальные отношения в Степи. Источниками обычного права казахов XV-XVIII являлись:
· устный обычай (адат или зан)
· практика суда биев или судебный прецедент (бидiн билiгi)
· положение съезда биев (ереже)
Все три источника обычного права взаимосвязаны и имеют самостоятельное значение.
Устный обычай (адат ) – как регулятор общественных отношений людей, является самым древним комплексом нормативов поведения. Сила обычаев обуславливалась тем, что они сформировались и развились внутри самого общества, как естественный продукт и непременный атрибут жизнедеятельности кочевого общества.
Обычаи, санкционированные государственной властью, превращались в правовой обычай. Как правило, они нигде специально не фиксировались, передавались устно из поколения в поколение в виде лаконичных, выразительных и быстро запоминающихся словосочетаний и норм, изречений и пословиц.
В истории Казахстана делались неоднократные попытки кодификации обычного права, придания обычаям силы обычно- правового Закона. Так, в первой четверти XVI века Касым хан серией своих судебных решений подтвердил важность и признанную силу ряда «древних норм». Этот акт вошел в историю как «Установление Касым хана» (Касым ханнын каска жолы).В судебных решениях биев XIX в. нередко встречаются ссылки на авторитет установления Касым хана. Аналогичное правовое установление приписывается Есим хану. В начале XVII века был разработан новый кодекс, известный как «Есiм ханнын ескiжолы» (Древнее установление Есим хана). Принятие кодекса происходило одновременно с серьезнымреформирование политической системы казахского ханства.
Более известна попытка кодификации обычного права, принятая в конце XVII века при правлении Таукехана. Кодекс, разработанный с участием трех известных биев получил название «Жеты - жаргы» (Семь установлений). До наших дней дошли лишь некоторые фрагменты этого документа записанные в XIXв. г.Спасским и А. Левшиным. Тем не менее принято считать, что «Жеты -жаргы» состояло из 7 разделов.
· Закон о земле (жер дауы). В нем обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
· Семейно-брачный закон. Устанавливал порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
· Военный Закон. Регламентировал отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборы военачальников.
· Положение о судебном процессе. Обговаривало порядок судебного разбирательства.
· Уголовный Закон. Устанавливал наказания за различные виды преступлений, кроме убийств.
· Закон о куне. Устанавливал наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
· Закон о вдовах. (жесир дауы) регламентировал имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.
Социально-философские и этико-гуманистические взгляды общественно-политических, писателей и поэтов Казахстана конца XIX – первой половины XX века оказали существенное влияние на становление философской культуры в Казахстане.
Яркую страницу в истории моровой культуры и философии XX века вписала казахская национальная и профессиональная философия XX века, представленная Касымжановым, Абдильдиным, Акмамбетовым,Нысанбаевым и другими философами, принадлежащими к философской школе Ильенкова Э.В. и КопнинаП.В..
Основными направлениями в социально-политической и философской мысли Казахстана в XIX-XX в.в. были:
· культурно-просветительское направление представляли Кунанбаев, Алтынсарин, Валиханов,
· буржуазно-консервативное направление – Букейханов, деятельность Алаш Орды, Газета «Казах»,
· представитель буржуазно-прогрессивного течения – Тогусов.
народно-демократическое направление – Торайгыров, Бергенов.
Наибольшее звучание в XIX веке в Казахстане получило так называемое просветительское направление.
Аксиологические традиции в философии Абая.История нашей отечественной философии богатааксиологическими традициями. Ее характеризуют гуманистическая направленность и оригинальность мысли. Произведения крупных представителей философской мысли – необходимые звенья в историко-философском процессе, в общей цепи интеллектуального развития человечества. Их мировоззрение, их теоретические концепции, занимаемое ими место в напряженной социальной борьбе отражали коренные социальные сдвиги в их странах в общей связи с мировым историческим процессом. Одним из таких мыслителей является АбайКунанбаев. Поэт-демократ, мыслитель и гуманист, который, по словам М.Ауэзова, «определил свою эпоху и мощными струями своего творчества перекликается с нашей великой, беспримерной в истории человечества современностью».
Особое место в философском наследии Абая занимает его работа «Слова назидания». Под этим наименованием объединены 45 «Слов» – небольших законченных фрагментов, выраженных в тщательно, художественно стилистически обработанной прозаической форме. Это и непосредственное обращение к читателю, откровенный разговор – собеседование, это и «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», это и философия жизни отдельного человека на фоне судеб народа. «Слова назидания» не просто исповедь, а страстный призыв, обращение, манифест к своему народу, желание быть услышанным, понятым и принятым.
Основное чувство, пронизывающее «Слова назидания» – это боль по поводу неразвитости основной части казахского народа и надежда, вера в могущества разума и внутренних потенций, накопленных историей. «Чтобы не потерять жизненных ориентиров, не заболеть разными духовными, социальными и телесными болезнями и не погибнуть в бурном океане жизни,- подсказывает эта философия, надо быть хорошим капитаном…». Абай центром проблемы саморазвития личности считает ее активность и самосовершенствование, свободу выбора, ответственность человека и его стремление к высшим ценностям, подчеркивая роль сознания и самосознания в процессе становления личности. Основной характеристикой личности здесь выступает ее гуманистическая направленность, стремление к справедливости, красоте, истине. Преобразуясь в мотивы поведения, эти высшие ценности становятся условием актуализации личностного потенциала человека. В стихотворении (своеобразный философский трактат) «Сизый туман – грядущие времена» Абай рассуждает о соотношении понятий «я» и «мое», о душе, разуме, о плоти, о бессмертии. И свои думы поэт излагает в классически отточенных стихах. И здесь Абай близок к Канту. для которого философия, будучи «системой философских знаний», является наукой «о последних целях человеческого разума». Это высокое понятие сообщает философии достоинство, т.е. абсолютную ценность.
Как и для кантовской философии, для творчества Абая характерен антропоцентризм: человек есть центр вселенной, Такой подход сочетается с представлением о космологическом единстве и известном тождестве функционирования Человека и Вселенной. Недаром существует выражение: познай себя и ты познаешь вселенную. И, наоборот, познай вселенную и ты познаешь себя.
К проблеме понимания человеком смысла жизни Абай прощается и в стихотворении чисто философского плана. Стучат часы, бегут минуты, а вместе с ними – и жизнь человеческая…
Не просто это – звук часов: «тик-так»,
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 2644;