Эпоха бронзы. Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культуры на территории Казахстана.
С освоением выплавки металла человечество входит в следующий период своего развития, названный археологами эпохой бронзы,так как основным материалом был сплав меди с оловом. Характерные признаки эпохи бронзы, последнего археологического периода доистории - развитая металлургия в сочетании с комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством.
На территории Казахстана появляются новые культурные сообщества, продолжающие традиции неолита. Эти локальные группы были во многом схожи, что позволило выделить новую археологическую культуру - андроновскую.
Эта культура получила свое название по месту первых находок в Минусинской котловине и разделяется на два этапа - ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Северного Казахстана название Федоровского, а для Центрального - нуринского периода (XVIII-XVI вв. до н.э.). Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном — атасуского периода (ХУ-ХП вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э., андроновская культура сменяется культурными кочевыми общностями поздней бронзы: срубной - в Западном Казахстане и бегазы-дандыбаевской - в Центральном (XII-VIII вв. до н.э.).
Хозяйство андроновцев.С изобретением бронзы человек получил прочные орудия труда для обработки степных почв. В результате оседлое скотоводческое хозяйство превратилось в комплексное скотоводческо-земледельческое. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном.
Археологические памятники.В эпоху ранней бронзы в северо-за-шом Казахстане появились крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим на территории Южного Урала. Это был своеобразный город с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными ремесленными мастерскими.
Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, сделанных из вертикально поставленных плит. Ямы накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался мини курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные украшения из бронзы и золота. Иногда встречались случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.
Бегазы-Дандыбаевская культура - археологическая культура эпохи поздней бронзы Центрального Казахстана. Первые раскопки культуры были проведены археологической экспедицией во главе Маргуланом А.Х.
Особенности Бегазы - Дандыбаевской культуры:
• Хозяйственная жизнь основана на кочевом скотоводстве
• Строительство особого типа надгробных сооружений
• Своеобразный погребальный обряд
• Появление новых форм глиняной посуды
• Наличие большого количества шахт по добыче меди
1.4. Ранние государственные образования. Саки, усуни, кангюи, гунны.
В VII – VI вв. до н.э. в хозяйственной жизни населения казахских степей произошли серьезные изменения, связанные с освоением железа и переходом на кочевой способ производства. С Семиречье складывается сакско-усуньская, Приаралье – кангюйская, северо-восточной части Казахстана – гуннская, в Западном Казахстане – аланская этнокультурные общности.
Кочевые племена Казахстана середины первого тысячелетия до нашей эры играли заметную роль в истории древнего мира. Греки называли кочевников "скифами", персы – "саками".
В персидских клинописных надписях говорится о 3 группах саков:
- саки-тиграхауда ("носящие остроконечные шапки"), жившие в районе Сырдарье и Тянь-Шане.
- саки-хаомаварга ("изготавливающие напиток хаома"), располагались на территории верховьев Амударьи и Сырдарьи, Южного Казахстана
- саки-парадарайя ("заморские, живущие по ту сторону моря"), занимали территорию Приаралья, низовья Сырдарьи и Амударье, северное Причерноморье).
Изменение климата создало благоприятные условия для перехода населения Казахстана к кочевому скотоводству. Племена сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое, оседлое. В основном разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот – бараны, овцы, верблюды. Выращивали просо, ячмень, пшеницу. На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи – акинаки, ножи и др.Добывали и обрабатывали металл: железо, медь, олово, свинец, золото и серебро.
Первые государственные структуры на территории Казахстана стали появляться в I тыс. до н.э. в форме союзов племен. Рядовые общинники более полно участвовали в принятии политических решений. Инструментом этого участия было народное собрание. В общем, строй саков можно назвать военной демократией, во главе государства стоял вождь царь, который избирался военным советом. В функции царя входили: распределение земных угодий, провозглашение мира и войны, возглавлять военных походов. Женщины в обществе саков могли участвовать в войне наравне с мужчинами, могли быть также и верховными вождями. Это доказывают сведения о царицах Томирис и Зарине. Царь являлся избранником богом, именно ему предоставлялось право первой борозды. Основу армии составляло конное ополчение свободных общинников. Были также тяжеловооруженные конники, из бедноты и земледельцев формировалось пешее войско.
Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из саманного кирпича и бревен.
Доминирующей формой религиозных верований был культ предков. Но также существовали культы вождя и царя, огня, бога грома Кабана и поклонение силам природы. Верховным божеством у саков был Митра, который по их верованиям сотворил мир. Существовал также звериный стиль саков – особая знаковая система для выражения идеологии кочевников с VII в. до н.э.
Саки вели войны с персами, Александром Македонским.
Первое упоминание о хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совершают поход на Китай. В III в. до н.э. хуннские нападения усилились, что заставило китайских императоров построить Великую стену. Хунну в этот период представляли собой союз родственных родов, возглавляемых выборным вождем. В 209 г. до н.э. сын вождя Тумана Моде объявил себя сенгиром и начал активную деятельность по созданию хуннской державы.
Хунну подчинили себе такие племена как дунху, юечжи, усуни, лоуфань, байян. Войны между хунну и Китаем шли долгие годы. В результате этого и междоусобных войн наследников сенгира за власть в 47 г. до н.э. хунну разделились на две части – северных и южных. Северные приняли подданство Китайской империи, южные сохранили независимость. Часть северных хунну, упорно сопротивлявшихся китайской агрессии, вынуждена была откочевать в страну кангар. С этого момента начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана. В 93 г. северные хунну, теснимые китайскими войсками, достигли Тарбагатая, затем степей Центрального Казахстана и берегов Сырдарьи.
Во главе хуннской державы стоял монарх, носивший сложный титул "рожденный небом и землей, поставленный солнцем и луной, хуннский великий сенгир". Кроме того, сенгиры носили титул "танир-кут" – "обладающий небесной благодатью". Хуннский сенгир сыполнял функции как светского правителя, так и первосвященника. Главной в формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась по наследству. Но были случаи узурпации власти и выборов сенгира знатью. У сенгира были широкие полномочия: политическое и духовное руководство, являлся главнокомандующим и выполнял дипломатические функции.
В государстве хунну была очень сложная иерархия чиновников. Большое значение в системе управления хунну играл Совет чиновников, собиравшийся дважды в год для проведения религиозных ритуалов и решения государственных дел. Каждую осень собирался съезд чиновников и правителей уделов отдельных кочевых общин, на котором проводилась своеобразная "перепись населения" и "ревизия" скота.
При приемниках Моде в державе хунну были заведены "книги, чтобы по числу обложить податью народ, скот и имущество". Существовали ежегодные подати с покоренного и оседлого населения. Одной из форм повинности было переселение населения оседлых регионов в центр империи и превращение его в податное сословие. Сбором податей занимались чиновники, "воеводы" и "наместники".
Часть северных хунну в I в н.э. проникла на территорию Казахстана и оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. К этому времени племена аланов и кангаров потеряли свое этническое своеобразие и ассимилировались с местными кочевыми племенами. Образовался новый этнос – гунны. Так их называли западные источники.
В 375 г. гунны разбили племенной союз остготов. Жившие к западу от остготов вестготы, спасаясь от гуннов, форсировали Дунай и поселились во Фракии, в пределах Восточно-Римской империи. Так началось "Великое переселение народов". Далее гунны совершают набеги на Восточно-Римскую империю, Константинополь, Закавказье, Месопотамию, Паннонию. Эти войны обогатили гуннскую знать, что позволило ей жить в роскоши, владеть большим количеством скота, рабов.
В 434 г. во главе государства гуннов встал Атилла. В 445 он стал единоличным правителем. Начался период его короткого, но полного событий царствования. После его смерти в 453 г. его держава распалась. Между его сыновьями начались раздоры. Эти воспользовались покоренные племена. Единое гуннское государство распалось на отдельные владения – хазарское, утургурское, кутургурское, сабирское. Эти племена, занимавшие территорию от Дуная до Волги, часто враждовали между собой.
С массовым проникновением гуннов на территорию Казахстана и дальнейшим движением гуннских и кангарских племен на запад связано изменение антропологического типа коренного населения и распространение протокипчакского диалекта тюркского языка.
Усуни.В конце первого тысячелетия до н.э. на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, пришедшее на смену сакам, известное в китайских источниках как "Страна Усунь". Столицей усуней был город Чигучен, который находился на берегу Иссык-Куля. Говорили усуни на древнетюркском языке.
Государство делилось на 3 части: западное, восточное, центральное. Во главе стоял куньбек – великий правитель, передававший престол по наследству. В усуньском обществе было имущественное и социальное расслоение, общество делилось на 4 класса: племенная и родовая знати, дружинники, жрецы, рядовые скотоводы и земледельцы. Частная собственность разделялась на скот, жилище и землю. Каждая семья отмечала свои стада отличительным знаком – тамгой. История усуней полна междоусобных войн.
Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. Они разводили лошадей, коз, двугорбых верблюдов, ослов, но все же особо развито было развито коневодство. Наряду со скотоводством, развивалось земледелие. Они использовали как богарные, так и орошаемые поля. Оседлость и земледелие развивались у древних усуней еще в первых веках до н.э, и более широко в III – V вв. н.э.
У усуней было развито ремесло: деревообрабатывающее, керамика, металлургия, ювелирное искусство, ткачество и т.д. Ювелирные изделия, украшения усуней отражали их религиозные представления и взгляды на мир.
Кангюй. На запад от усуней, в долинах Таласа, Сырдарьи и Центральном Казахстане обитали племена кангаров. Китайцы называли эти земли "страной Кангюй". Государство кангаров возникло в III в. до н.э. в среднем течении Сырдарьи. Во главе этого государства стоял род уын, происходящий из восточно-сакского народа юэчжей. Кангарами управлял царь, носивший титул "би" и "ябгу". В государственный аппарат входили заместитель царя и три советника.
Кангарам подчинялись 5 владений, во главе которых стояли поставленные царем наместники. Столица государства – город Битянь (в среднем течении Сырдарьи). В первые века нашей эры кангары подчинили себе аланские племена северо-западного Приаралья. В Средней Азии кангарскому правителю подчинялись пять "малых владений" – Сусе, Фуму, Юени, Ги, Юетянь.
Подвергаясь давлению усуней, кангары в конце I в. до н.э. заключают союз с хунну. Заполучив сильного союзника, кангары начали войну с усунями, но хунну не захотели переселяться на земли побежденных усуней и подчиняться законам кангаров. Это послужило причиной разрыва союза. Кангары придерживались антикитайской политики.
Основным занятием кангаров было полукочевое скотоводство. Китайцы определённо называют Кангюй "кочевым владением". В долине Сырдарьи кангары занимались богарно-лиманным земледелием, выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры, разводили овец, верблюдов, лошадей, оседлые кангары – коз, коров.
Аланы.К западу от кангаров кочевали потомки савроматов – сармато-аланиские племена. Их земли простирались к северу от Аральского и Каспийского морей. В VII в. до н.э. здесь образовался союз, в котором главенствовали аорсы и роксаланы. Честь аланов, разбив скифов, ушла в Причерноморье и далее в Европу. Оставшиеся племена объединились и создали в Северном Приаралье государство Абзойа (Яньцай)., в I в. до н.э. одно подчинилось кангарам, а во II веке аланы вошли в состав гуннского государства и окончательно ассимилировались с гунно-кангарскими племенами Западного Казахстана.
Обычаи и быт аланов были схожи с кангарскими, т.е они также занимались кочевым и полукочевым скотоводством. Считается, что аланы были ирано-язычным народом.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие задачи решает история?
2. Назовите основную цель и задачи курса истории Казахстана.
3. Какие виды исторических источников вы знаете?
4. Обозначьте актуальные проблемы истории Казахстана.
5. Почему эпоху разложения первобытнообщинных связей принято называть периодом «военного коммунизма»?
6. К какому антропологическому типу принадлежали племена саков, усуней, хуннов, канглов?
7. Какой вклад в развитие мировой цивилизации внесли кочевники?
8. К какому историческому периоду относится андроновская культура?
9. Какого уровня достигла сакская культура?
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 7471;