Цель и задачи курса «История Казахстана». Источники и историография.

История Казахстана является органической частью всемирной истории и тесно связана с другими обществоведческими науками.

Предметом истории Казахстана является изучение возникновения и развития казахского этноса, государственно-правовых систем, хозяйства, культуры, общественных и социальных отношений в Казахстане на различных этапах истории.

Цель курса истории Казахстана – краткий обзор истории казахского народа с древнейших времен до наших дней.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

-раскрыть роль и место казахского народа в общетюркской общности, в системе кочевой цивилизации и в развитии историко-культурной общности народов евразийского мира;

-изучить основные этапы возникновения и формирования казахского этноса, его хозяйство, быт, социальный строй и политическую систему на длительном историческом отрезке времени;

-переосмыслить ключевые проблемы истории народа: этногенез, государственность, отношения с соседними этническими образованиями, государствами, колониальные войны и национально-освободительные движения;

-показать эволюцию духовного мира кочевников и их вклад в мировую цивилизацию.

Для изучения древнейшего периода истории Казахстана используются письменные и вещественные исторические источники.

Письменные сообщения античных авторов. В трудах ученого Геродота, географа Страбона, историка Менандра Протектора встречаются отрывочные сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана с глубокой древности до VI в. н.э.

Китайские династийные хроники. Ираноязычные источники. В своде книг зороастрийской религии древних иранцев – Авесте, надписях, посвященных персидскому царю Дарию I, содержатся факты из жизни сакских племен.

Русские летописи: "Слово о полку Игореве", "Ипатьевская летопись", "Сибирская летопись" насыщены сведениями о жизни тюркских племен, населявших "половецкую степь".

"Рунические" источники - древнетюркские, на орхоно-енисейском алфавите, посвященные легендарным личностям древних тюрок.

Труды Махмуда Кашгари, Юсуфа Баласагуни, Аль-Фараби, Мухаммед Хайдар Дулати и др.

Материалы периодической печати. Опубликованные путевые заметки, дневники, журналы, репортажи и небольшие информации русских путешественников, дипломатов, офицеров и купцов, проливают свет на многие стороны малоизученных проблем истории Казахстана. ("Казак", "Айкап")

Эпосы "Кобланды батыр", "Ер-Таргын", и т.д.

1.2. Древнейшая история Казахстана. Эпоха камня.

Ранний человек научился изготовлять и применять орудия труда. Первыми орудиями были осколки костей, острые палки и грубо обработанные камни. С 2,5 млн. лет назад до 5 тысячелетия до н.э. камень доминировал в человеческой технике. Этот период назвали каменным веком. Его разделили на 3основных периода – палеолит (древнекаменный), мезолит (среднекаменный) и неолит (новокаменный). Палеолит в свою очередь делится на нижний (2 млн. – 40 тыс. лет назад) и верхний (40 – 12 тыс. лет назад). Последний этап каменного века, когда уже появляются первые орудия труда из металла, называется энеолитом – меднокаменным веком.

Первыми орудиями древнекаменного века были универсальные ударно-рубящие ручные рубила, изготовленные из цельных камней. В более позднее время встречаются рубила более тщательной отделки. Человек стал делать скребки, каменные ножи, остроконечники. Кроме каменных орудий прямоходящий человек изготовлял орудия из кости и дерева. Благодаря использованию огня он мог делать деревянные копья колья с обожженным концом.

Памятники, оставленные человеком прямоходящим в древнейший период, обнаружены в Южном Казахстане, в районе хребта Каратау. Это стоянки Танирказган, Борыказган, Акколь.

Сейчас известны две зоны палеолитических культур: в Южном Казахстане и Сарыарке. Они различаются техникой обработки камня и материалом, применяемым для изготовления орудий. В целом в Северном и Центральном Казахстане эволюция технологии ушла быстрее, чем на юге, где очень долго применялись архаичные орудия типа ручных рубил.

Сто тысяч лет назад появилась новая палеолитическая культура обработки камня – мустьерская, выработанная неандертальцем. Она развивалась на основе прежней, но орудия более специализировались, улучшилось качество обработки камня.

Неандертальцы обогревали свои жилища, пещеры, сжигая дрова и кости. Если прямоходящий человек пользовался огнем, подаренным природой (удар молнии, самовозгорание), то неандерталец научился добывать огонь, высекая искры. Человек разумный начал изготавливать одежду из шкур убитых животных, пользуясь каменными ножами для раскройки и сшивая шкуры сухожилиями.

С появлением современных людей палеолит вступил в новую стадию развития – верхний палеолит. Круг каменных орудий стал шире, человек изготавливал ножи, пилы, наконечники копий, сверла, молотки, резцы. Увеличивалось количество орудий из костей – рыболовных крючков, гарпунов, иголок с ушками. Длина режущего края и равного количества камня у современного человека увеличилась в 12 раз по сравнению с неандертальскими орудиями.

В верхнем палеолите человек заселил всю территорию Казахстана.

Мезолит и неолит. Начало мезолит датируется приблизительно 12 тыс. до н.э. Эпоху неолита разные народы переживали в разное время. В Казахстане эта эпоха занимала период 5 – 3 тыс. до н.э.

Особенно важным периодом в жизни человека был мезолит, ознаменованный двумя крупными событиями – изобретением лука и стрел и появлением микролитической обработки камня. Микролиты – миниатюрные пластины – вставлялись в продольные пазы костяных и деревянных орудий и составляли собой режущий край. Такие орудия были более просты в изготовлении и обладали лучшим качеством, чем цельные.

Неолит – время расцвета каменной индустрии. Появляются новые технологические приемы обработки камня – пиление, сверление, шлифование. Неолитической революцией называют процесс перехода от потребляющего хозяйства к производящему – скотоводству и земледелию. Это способствовало огромному скачку в развитии человеческой культуры, дальнейшая история экономической жизни есть процесс усовершенствования этих двух областей производственной деятельности человека.

Праобщина. Человеческое общество не появилось сразу. Ему предшествовал длительный период превращения из стада человекообразных обезьян – эпоха праобщества. Основной формой организации в это время была праобщина, называемая также часто "первобытным человеческим стадом".

Праобщина представляла собой небольшую группу, имевшую определенную кормовую территорию и делившуюся на несколько гаремных групп, состоящих из одного мужчины и нескольких женщин. Взрослые мужчины и юноши составляли одну группу, дети и женщины – другую. В праобщину входило 50 – 60 индивидов.

При появлении человека современного типа происходит полное вытеснение всех зоологических отношений в праобщине социальными, возникают ранние формы брака и, как следствие – экзогамия (запрет на браки внутри группы) и родовая община, которая предсталяла собой коллектив кровных родственников с общей собственностью на землю (охотничьи угодья) и общественный продукт и характеризовалась отсутствием социального неравенства.

Все важные дела общины решались на собрании взрослых мужчин, из среды общинников выделялись шаманы, специализирующиеся на осуществлении ритуально-магических действий, вожди – руководители воинов во время столкновений с соседними общинами. Все отношения внутри общины регулировались обычаями и системой запретов-табу. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины.

Энеолит Казахстана. В III – II тысячелетии до н.э. в условиях влажного и холодного климата население Казахстана начинает переходить к производящим формам хозяйства, в частности, к скотоводству. В Северном Казахстане в этот период появляются памятники ботайской культуры – Ботай, Красный Яр, Бестамак, Соленое Озеро. С отличие от предыдущей эпохи, население живет в больших поселениях. Особенностью ботайской культуры было полное отсутствие овец, что объяснялось, по-видимому, религиозными запретами.

Зарождение духовной культуры. Появление духовной культуры как специфической области деятельности тесно связано с развитием мышления и самосознания. Захоронения, зачатки искусства говорят о том, что уже неандерталец был способен к абстрактному мышлению, обладая самосознанием, индивидуальным и общественным. Погребение умерших сопровождалось обрядом: тело хоронилось в специально вырытых ямах в позе спящего человека, в могилу опускались каменные орудия, мясо, полевые цветы. Это свидетельствует о том, что неандерталец придавал особое значение жизни и смерти и, вероятно, задумывался о загробном существовании.

Возникновение искусства и религии. Подлинного расцвета доисторическое искусство достигает с появлением современного человека. Круг произведений был широк: гравюры животных и людей, глиняные и костяные скульптуры и рельефы, рисунки охрой и древесным углем. При изображении животных древние мастера достигли удивительного реализма. В то же время идет схематизация рисунков, вплоть до превращения в символы.

Усложнился похоронный обряд. Мертвых часто посыпали красной охрой, символизирующей кровь и жизнь. В могилу помещались орудия труда, оружие, ритуальная еда.








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1582;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.