Периодизация европейского искусства. Искусство первобытной эпохи

 

Гипотезы происхождения искусства – из синкретизма первобытного сознания. Из магии и ритуала как их составная часть и как способ наглядного воплощения в жизнь Картины мира (первичной формы сознания) первобытного человека.

 

Период начальный в развитии искусства и художественных форм - от эпохи формирования типа человек разумный (homo sapiens) – 35 000 – 40 000 лет.

 

Для сравнения: период начала прямохождения человека относят к 3,6 миллионов лет назад. Развитие художественных форм соотносят с формированием мышления и речи человека.

 

Общая периодизация развития европейского искусства:[2]

 

1. Первобытное искусство – 35 000/40 000 тыс. лет – 1 тыс. до н.э.

1. Каменный век: 35 00-/40 000 лет – У - Ш тыс. до н.э.

· Палеолит (древний каменный век) - животные

· Мезолит (средний каменный век)– изобретение колеса, гончарного круга

· Неолит (новый каменный век) – сцены с участием человека - охота

2. Бронзовый век – Ш-П тыс. до н.э.

3. Железный век – П - 1 тыс. до н.э.

 

2. Искусство Древнего мира (Шумер и Аккад, Вавилон, Ассирия, Персия, Египет, Индия, Китай)– 5 000/3000 лет до н.э. – 1 тыс.до н.э.

 

3. Искусство античности (Древней Греции и Древнего Рима) – сер. 3000 до н.э. – 1У в. н.э.:

· Древняя Греция – сер. 3 000 до н.э. – 1 в.до н.э.

· Древний Рим – УШ в.до н.э. – У в. н.э. (476 г.).

 

4. Искусство Средних веков – 1У - ХУ вв.:

· Раннехристианский период – 1У – У1 вв.

· Искусство Византии – У1 – ХУ (1453г.) вв.

· Искусство западного средневековья – У1/УП – ХУ вв.

 

5. Искусство эпохи Возрождения – ХУ-ХУ1 вв. (Италия: со второй половины ХШ – до конца ХУ1 вв.; Искусство Севера: с начала ХУ в. до конца ХУ1 в.):

В Италии:

 

Проторенессанс – 1260-1400:

· Дученто – 1260- 1290-е

· Треченто – 1300 -1348 (чума в Европе); с 1350-х до 1400;

 

Раннее возрождение – 1400/1420-е – 1500

На Севере: ХУ век – «новое искусство» Севера (ars nova)

 

Высокое Возрождение – 1500 – 1520/1527 (Рим)

- 1520-1540-е (Венеция)

 

Позднее Возрождение (маньеризм) – 1520-е – 1580-е

 

6. Искусство Нового времени – ХУП – Х1Х вв.

 

7. Искусство Новейшего времени – от начала ХХ столетия до наших дней… (периодизацию искусства ХХ века см. в лекции 16).

 

Периоды развития первобытного искусства:

1. Каменный век: 35 00-/40 000 лет – У - Ш тыс. до н.э.

· Палеолит (древний каменный век) – охотничье-производственная магия – копытные (реже - хищные) животные; Великая богиня (палеолитические «венеры»)

· Мезолит (средний каменный век)– изобретение колеса, гончарного круга

· Неолит (новый каменный век) – сцены с участием человека - охота

2. Бронзовый век – Ш-П тыс. до н.э.

3. Железный век – П - 1 тыс. до н.э.

 

Общая характеристика первобытного искусства:

1. Длительность периодов развития

2. Медленные процессы эволюции

3. Низкий уровень развития производительных сил, переход от присваивающего и производящему типу хозяйства

4. Каменные, кремниевые и металлические (бронза, железо) изделия (оружие и орудия труда)

5. Синкретичные и прикладные формы искусства (тесно связано с культом и с бытом)

6. Мануальное использование (мелкая пластика), а также

7. Крупные изобразительные формы (монументальные росписи)

8. Система верований: первобытный анимизм, тотемизм, одухотворение сил природы

 

Протоархитектура и протоискусство:

· Приспособительные и первичные конструктивные формы (пещеры, навесы, землянки, хижины из веток на стоянках, стационарные сборные и разборные жилища) – определяются типом хозяйства (охотники- земледельцы);

· ограждение и покрытие;

· первоначальный тип поселений (круговой);

· керамические сосуды (лепные),

· простейшие универсальные (колюще-режуще-сверляще-пилящие) орудия труда.

 

Общие основания искусства:

Первобытная магия

Жертвоприношение – основной ритуал

Коллективные формы жизни

Первичные социальные структуры (родовые общины)

Тотемизм – вера в духов-предков (животных)

Культ умирающих и воскресающих богов-растений у земледельческих народов

Ритуальные формы искусства – синкретичное массовое действо (коллективное)

 

Изобразительные архетипы:

· Животное-тотем (хищное, копытное)

· Великая Богиня-мать (прародительница)

· Мировое древо.

· Первые композиции – фризовые (простая линейная последовательность элементов или фигур, например, животных) + адорация (поклонение Мировому древу животных и птиц) – первая целостная изобразительная модель мира

 

Синкретичный характер мифологического сознания (образное, эмоциональное, алогичное, двойственное, не знает противоречий).

 

Первичные композиционные приемы:

Линейные упорядоченные структуры; симметрия (осевая) как воплощение принципа бинарной оппозиции – отражение симметричной структуры мозга и первичная операция сознания (я – не я, право-лево, верх-низ и т.д.) – построение «симметрично развернутых композиций».

 

Наиболее характерные формы искусства:

· Оттиски ладоней (метки территории)

· Росписи в пещерах Испании и Южной Франции эпохи палеолита (своды, стены)

· Компромиссные формы скульптуры (медведь – камень, покрытый шкурой)

· Небольшие изделия - культовые статуэтки (умещаются в руке) – женские божества плодородия («Венеры»). Гипертрофированные телесные признаки плодородия, схематично обозначенные головы, отсутствие лиц.

 

Монументальные комплексы росписей эпохи палеолита –

Своды пещер Южной Франции (Ляско, Трех братьев, Фон де Гом и др.), и Испании (Альтамира)

Изображение крупных копытных животных (бизоны, туры, дикие лошади и др.) в виде множества единичных изображений, хаотично покрывающих поверхность сводов.

 

Монументальная скульптура – медвежьи черепа у подножия больших каменных валунов – образ зверя (тотема или объекта охоты) как средоточие охотничьего ритуала (жертвоприношения).

 

Мелкая пластика – фигурки «палеолитических Венер» (Венера из Виллендорфа и др.) с гипертрофированными формами тела как воплощение образа Великой Богини и символы плодородия.

В рельефных изображениях дополнены рогом изобилия, который Богиня держит в руке (Франция).

 

Изображения сцен охоты с участием человека – с эпохи мезо- и неолита. Нарастает степень абстрактности и графичности в изображении фигурок людей.

 

Пещеры Тассили - Анжера (Сахара) – изображения богатого диапазона ритуальных и бытовых сцен с участием людей, диких и домашних животных, а также сценок повседневной жизни.

 

Первобытная протоархитектура (мегалитические сооружения):

 

· Дольмены - (от брет. Tol - стол, men – камень) – древнейшие культовые сооружения (гробницы) Ш-П тыс. до н.э. в виде помещения (камеры) из грубо отесанных каменных глыб и плит, находящиеся под открытым небом или под земляной насыпью-курганом (3х10х3,5 м). В плане тяготеют к квадрату, стены имеют из вертикально поставленных каменных плит, на которые положена горизонтально монолитная каменная плита. Многие имеют круглое отверстие в стене (Приморские районы Западной Европы (Бретань), Азии, Северной Африки, на Кавказе, в Крыму);

· менгиры – (брет. Men – камень, gir - длинный) – древнейшие мегалитические сооружения в виде врытых в землю вертикально поставленных удлиненных каменных плит/столбов (высотой 4.5 метра и более) – известны в Западной Европе, Северной Африке, в Сибири, на Кавказе, в Индии. Существуют целые комплексы (аллеи) менгиров (культовые сооружения эпохи неолита и бронзового века) в Карнаке, французской Бретани

· кромлехи – ( от брет. crom – круг, lech – камень) – один из видов мегалитических сооружений древности: группы огромных монолитных каменных столбов, расположенных по кругу или в виде незамкнутой кривой, иногда перекрытые горизонтальной каменной плитой. Известны в Европе, в Азии и в Америке. Самый известный комплекс - Стоунхендж (к. Ш - сер. П тыс. до н.э.).









Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1123;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.