Нововавилонское царство – 1 половина УП – У1 в. до н.э.
62 до н.э. – мидийцы и скифы захватили столицу Ассирии Ниневию (Набопалассар, воин западных провинций, сокрушил Ассирию)
Командир ассирийцев в Южной Месопотамии провозгласил себя царем Вавилона
612 – 539 до н.э. – расцвет Вавилона до его завоевания персами
Навуходоносор (до 562 г. до н.э.) – самый прославленный из них – строитель знаменитой Вавилонской башни (строят из каменных блоков)
Статуя Навуходоносора П (605 - 563) – строителя Вавилона
689 до н.э. – ассирийцы разрушили город до основания
Ансамбль нового Вавилона – середины У1 в. до н.э.
Город построен в пустынной местности.
Квадратной формы план со сторонами по 10 км , на берегу Евфрата; крепостные стены (5 рядов), обводной канал; дороги для процессий; зиккураты
53 храма; храмы облицованы синим кирпичом с золотыми рогами
Городские ворота Вавилона –
Ворота богини Иштар (реконструированные на месте, оригинальные – Берлинский музей)- из обожженного и глазурованного кирпича, украшенные орнаментом и фигуративными рельефными композициями
Дорога для процессий (7,5 м щириной) проходила от них к Эсагиле, храму верховного божества Мардука.
Двойные ворота, ступенчатые зубцы стен, стены облицованы полихромными изразцами с рельефными и плоскими (белыми и желтыми ) драконами (мушруши) и желтыми дикими быками; рельеф значительной высоты, чередование простейших линий; синий фон глазурованного кирпича; белые с желтыми гривами и желтые с красными гривами животные; чередование фризов с плоскими и фризов с выпуклыми изображениями
В царском дворце древнего Вавилона для царицы и ее двора, приехавших из страны с более благоприятным климатом, были разбиты роскошные сады на искусственных платформах с системой искусственного орошения, известные как одно из «7 чудес света».
Вавилонская башня – 7-ярусный зиккурат Этеменанки (Арадаххешу) – середины УП в. до н.э. (90х90х90 м)
Была снесена Александром Македонским для того, чтобы воссоздать ее заново, но эта идея не осуществилась
Персия
Более древнее название – Иран
Высокое плоскогорье к востоку от Месопотамии, населенное с доисторических времен
Перевалочный пункт на путях мировой миграции (север и юг Месопотамии, Малая Азия, южно-русские степи)
Древнейшая история этого народа не ясна
Известна земля Персида (юго-запад Ирана) – населенная кочевыми племенами
Середина У1 в. до н.э. царь Кир (Куруш) из рода Ахеменидов покорил огромные территории и правил Вавилоном (550-538 гг. до н.э.)
539 до н.э. – персы захватили Нововавилонское царство и владения ассирийской державы
Империя Ахеменидов – одна из самых значительных в Древнем мире
Громадная этническая, культурная и религиозная пестрота
Боролись с греками; погибла империя при битве при Гавгамелле (331 г до н.э.)
От древнейшего периода персидской истории и культуры::
Предметы, происходящие из захоронений кочевников, изделия кочевого быта (уздечки, оружие, пряжки, бронзовые украшения, чаши, миски)
Распространены от Сибири до Центральной Европы, от Ирана до Скандинавии
Древний Иран – родина анималистического «звериного стиля» изображений
«Звериный стиль» - фантастическая манера
Материалы – бронза, дерево, кость, янтарь
Бронзовые изделия из Луристана – клады (ХУП вв. до н.э.):
Герой борется со зверями
Детали конной упряжи, фибулы, украшения, боевые топоры, воинские штандарты, сосуды типа ритон
Декоративное навершие шеста (19,1 см, Британский музей) с симметричными фигурами козерогов с удлиненными шеями и рогами
Парные изображения львов, драконов
Персия эпохи Ахеменидов (550-323 гг. до н.э.)
539 г. до н.э. – захватили Вавилон, унаследовали титул вавилонского царя
Расширили державу (присоединение Египта, Малой Азии, кровопролитные войны с греками)
Огромная держава – империя, одна из крупнейших и могущественнейших в Древнем мире
Просуществовала чуть более 200 лет; разрушена Александром Македонским (356 – 323 гг. до н.э)
Громадная этническая, культурная и религиозная пестрота
Религия древних персов основывалась на пророчествах Зароастра
В основе – противостояние богов света и тьмы, Ахурамазды и Аринана
Культ осуществлялся на открытом воздухе с использованием открытых алтарей и открытого огня, поэтому храмовых сооружений нет
Зароастризм не стал государственной религией (поклонялись также вавилонским, сирийским, финикийским и др. божествам)
Наиболее могущественные цари Древней Персии:
Кир (600-529 гг. до н.э.),
Дарий (550-486 гг. до н.э,
Ксеркс (519 – 465 гг. до н.э)
Управляли умело и гуманно, придерживались религиозной веротерпимости; создали механизм государственного управления огромным государством
Оригинальный монументальный стиль в искусстве (декоративная основа), прославивший величие их державы
Искусство многолико. Приглашали мастеров-мидян, египтян, греков-ионийцев, вавилонцев для создания архитектуры и памятников изобразительного искусства.
Синтез различных художественных традиций в искусстве, не имевших дальнейшего развития (ассирийские, древние персидские, греческие и т.д.)
Увлечение декоративными мотивами и орнаментикой – дань традициям кочевых народов древности
От древнейшего периода персидской истории широко представлены изделия торевтики (изделия из металла) - посуда, чаши из различных металлов (золото, бронза, серебро, электр – сплав золота и серебра) с рельефными поверхностями и зооморфными орнаментами:
Вазы с рифленой поверхностью
Сосуды с ручками в виде фигурок животных
Повторяющиеся зооморфные образы
Ритоны – сосуды в виде головы животных (лев, бык)
Архитектура
Города (Сузы, Пасаргады, Парса) - Пасаргады на холме вблизи караванного пути с юга на север и с востока на запад
Сохранились небольшие здания в садах, цитадель, царские дворцы
Дворец Кира
Главный зал – ападана
Вход в него украшен рельефами 3,5 м. высотой
Есть надпись: «Я, Кир, царь, Ахеменид…»
Гробница Кира в Пасаргадах (наземная, в виде дома на искусственной платформе)
Была распечатана Александром Македонским
Персеполь (греческое название, персы называли его Парса) – столица Парса - 520-460 гг. до г.э.
Священный город персов, религиозный центр, место коронации их царей
Громадная территория дворца, большое количество церемониальных залов
Был подожжен и начисто разрушен вместе с городом празднующими победу греками-македонцами
Сохранились фундаменты и нижние части стен, лестниц, парадного зала – ападаны
Лестницы украшены рельефами со сценами процессии царских воинов-гвардии, вооруженных персов и мидян
Главная идея росписей - величие царя, незыблемость трона
Изобразительный мотив «Лев терзает быка» – древнеперсидский символ весеннего равноденствия
Царские дворцы величественные и впечатляющие огромными размерами (Дворец в Сузах)
Колонны – напоминали малоазийские колонны ионийского ордера - с орнаментированными и украшенными базами и капителями
Художники, скульпторы, архитекторы – греки-ионийцы работали при персидском дворе (украсили Персеполь)
Двойные лестницы, ведущие в тронный зал Персеполя, украшались рельефными плитами, украшенными изображением процессии воинов
Сцены царских приемов, процессий данников, изображений фантастических зооморфных существ
Статуя Ашшура (бога света Ахурамазды) крылатая фигура в персидской тиаре и царском платье
Образ из наиболее распространенных - Гопатисах – священный человеко-бык
Из сакральной архитектуры можно упомянуть также скальную гробницу Дария
С 1У в до н.э. (эпоха эллинизма) усиливается влияние греческого искусства в персидских памятниках
Лекции 7-8
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1204;