Искусство античной Греции
«Колыбель» европейской цивилизации и базовое основание всей ее культуры
С середины П тыс до н.э. в бассейне Эгейского, Ионического и др. морей
Ареал:
Балканский полуостров и прилегающие острова архипелага (Кикладские и т.д.), западное побережье Малой Азии, юг Аппенинского п-ва («Великая Греция»)
Крит – наиболее ранний и Кикладский архипелаг
Периодизация:
С конца Ш – сер 1 тыс до н.э. – критский период
ХШ-Х1 вв до нэ. – микенский период
1Х-УП вв до нэ – гомеровский
УП-нач.У вв. до нэ - архаический
У-1У вв. до нэ – греческой классики
Конец 1У-1 вв. до нэ – эллинистический период
Развитая культовая и светская архитектура:
· Храмы, святилища
(культовые центры Зевса в Олимпии, Артемиды в Эфесе, Аполлона в Дельфах, Афины в Афинах);
· Царские резиденции (Кносс на Крите, цитадель в Микенах)
· Гражданские сооружения : булевтерии, пританеи, пинакотеки, театры, музейоны, портики.
Мало известно о жилой архитектуре.
Тип конструкции: стоечно-балочная
Основа древнегреческой архитектуры – полуоткрытая (закрытая сверху, открытая по сторонам) форма портика (стои), имеющего общественное значение и широко используемая в древнегреческих постройках.
Рождение ордерной архитектуры. От лат слова «ордо» - порядок, строй
Первые каменные сооружения – УП-У1 вв. до н.э.
Ордер архитектурный – система взаимного расположения и пропорционального соотношения несомых и несущих элементов стоечно-балочной конструкции
Марк Витрувий 1 в .н.э. «Десять книг об архитектуре».
Материал: дерево, камень, мрамор пентеликонский (пентелийский).
Структура ордера троична (три части по три части в каждой из них):
· Стереобат (верхняя плита - стилобат),
· колонна (база, ствол (фуст), капитель),
· антаблемент (архитрав, фриз, карниз).
Основные типы храмов:
· Храм в «антах»
· Простиль
· Амфипростиль
· Периптер
· Диптер
· Толос
Периптер - от греч слова «птерос» крыло – окрыленный храм
Соотношение колонн вокруг храма: если принять число колонн на короткой стороне храма за «n», то на длинной стороне число колонн соответствует формуле 2n +1.
Ионийский портик имеет 8 колонн, дорийский – 6.
Синкретичная система убранства:
· Росписи (черный (синий) – красный цвета),
· скульптурные черепицы (антефиксы),
· фигуративные водосливы,
· бронзовые детали.
Ордерные системы:
1. Дорический – наиболее старший; У1 вв. до н.э.
2. Ионический – традиция малоазийской (восточной) эллинской архитектуры
3. Коринфский – младший; У в.до н.э.
4. Композитный – соединение форм и пропорций ионического и коринфского ордеров
Скульптура:
· Монументально-декоративная скульптура: композиции фронтонов, архитектурных фризов, метоп;
· Статуи богов, героев, атлетов-победителей, жриц,
· Портреты-бюсты певцов-рапсодов, философов;
· Садово-парковая скульптуры (с эпохи эллинизма).
Живопись:
· Пинаки (расписные вотивные таблички),
· На досках (выставлялись в портиках и пинакотеках - Полигнот).
Роспись керамических сосудов (стили):
· «камарес», морской и др. критские – конец П – начало 1 тыс. до н.э.
· Геометрический – к. Х1-начало УШ вв. до н.э.,
· Ориентализирующий – УП-У1 вв. до н.э.,
· Чернофигурный – У1 – У вв. до н.э.
· Краснофигурный – с конца У1 в. до н.э. (520 г. до н.э.)
Тематика - сцены сражений (махии):
· гигантомахия,
· кентавромахия,
· амазономахия,
· борьба греков с троянцами.
Техники:
· Энкаустика (восковыми красками).
· Фреска (на водной основе),
· Галечная мозаика (напольная).
Лекции 12-13
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 768;