Голова богини (Инанны) из Урука

Статуя Богини-матери

Бронзовая маска шумерского правителя (голова Саргона)

Статуя Гудеа из Лагаша

Статуя Эбих Иля из Мари

Стела коршунов из Лагаша

 

Основа скульптурной формы – цилиндр, трубообразные руки и ноги

 

Ювелирное искусство – предметы из гробниц Ура (золото, серебро, лазурит) –

 

Арфа с резонатором, украшенным изображениями животных и фантастических существ, участвующих в пире (Герой с двумя быками – популярный мотив, Осел с арфой) с подставкой для подношений

 

Штандарт из Ура – переносной балдахин в виде коньков крыши - со сценами войны, победы и пиршества

 

Стела Нарам-Суэна (желтый песчаник)

Скульптурная группа Баран и дерево (посвящено богу Томмузу - воплощению мужского начала в природе)

 

Штифтовые печати и оттиски, глиняные таблички с клинописными записями хозяйственно-административного характера

 

Вавилон

Семитские племена оттеснили шумеров на юг Месопотамии и частично ассимилировались с ними -2 тыс. до н.э.

 

1760 – 1600 – власть местных правителей Шумера

 

1792 – 1750 – правление царя Хаммурапи, законодателя, основателя вавилонской династии царей – самый выдающийся правитель, «воин, уважающий Шумерские традиции», «любимый пастух бога солнца Шамаша»

 

При нем столица Вавилон стал культурным центром Шумера

Хаммурапи составил старейший письменный свод законов

 

1760 до н.э. - Стела Хаммурапи – диоритовая стела (213 см, Лувр, высокий рельеф 71, 1 см) – сверху Царь представляется божеству Солнца и отчитывается ему в своей законодательной деятельности, ниже – сам свод законов, написанный клинописью

 

Покровитель Вавилона и главное божество – бог Мардук

 

Ассирия

Третий период месопотамской истории – 1000 – 500 до н.э. – власть ассирийских полководцев (от Синая до Армении)

 

671 г до н.э. – успешное вторжение в Египет

 

Ассирийцы заимствовали культурные достижения Шумера, представив их собственную интерпретацию в искусстве

 

Главная тема – прославление царского (воинского) могущества, воинской победы, львиной охоты ассирийских царей

 

Искусство имеет церемониальный характер

 

Скульптурные рельефы:

Рельеф Ашшурнацирапала в Нимруде (860 до н.э.)

 

Ассирийские печати (цилиндрические)

Глазурованный кирпич (обожженный в печи и покрытый цветной глазурью синего, чаще всего, цвета) появился здесь на 600-700 лет раньше, чем в Вавилоне

 

Города-крепости с массивными крепостными стенами, городскими воротами и укрепленными башнями.

 

Такова Ниневия – столица Ассирии:

Регламентированы «красные линии» улиц специальным указом царя.

Как и ширина улиц – 52 локтя (26 м)

Город Дур-Шарукин построен по плану царя.

Использованы сводчатые перекрытия и перекрытия из стволов привозного кедра

 

Монументальная скульптура – гигантские статуи шеду (людей-быков с пятью ногами) по сторонам от входов во дворец; они служат опорами аркам сводов (5,6 м высотой)

5 ног – для передачи иллюзии движения шеду вперед при перемещении зрителя с фронтальной позиции к боковой

 

Ортостаты (вертикально поставленные каменные плиты, украшенные рельефами) по низу стен дворца, ванны, расписные стены; стены облицовывались внутри помещения, а не снаружи (как у хеттов и шумерцев)

 

Идея красоты царя и царской победы (подчеркиваются физическая сила, огромное здоровье и мощь царя-воина) – идеально-обобщенный образ

 

Цветные батальные или охотничьи стены (быки и козлы в шествии)

 








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1835;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.