Скинхеды. Скинхэды или скины – от англ. skin head – бритоголовые, дословно «лысая голова».
Описание субкультуры. Внешний вид представителей группировки соответствует названию – скины. Предполагается, прежде всего, начисто выбритая голова. Стандартной одеждой скинхэда являются высокие армейские ботинки, камуфляжные штаны или высоко закатанные джинсы с подтяжками и дутая куртка «бомбер», на которой часто можно встретить нашивку в виде кельтского креста или свастики. Считается, что основным идеологическим базисом скинхэдов являются воинствующий национализм и расизм. Культовым политическим деятелем для них является Адольф Гитлер и лидеры ку-клукс-клана, а идеальным режимом – немецкий национал-социализм. Это движение абсолютно неоднородно: оно стоит на пересечении музыки, стиля, политики и социальных теорий.
В основе музыкальных пристрастий скинхэдов – стиль SKA, который в эпоху угарного панка эволюционировал в паб-рок, названный так, потому что играли его в английских пивных – пабах. Синтез паб-рока и панка дал оригинальную скин-музыку, под названием «Oi!». «Oi!» – это злая музыка детей улиц, возвращавшаяся к агрессивным корням панк-рока.
История возникновения. Первые скинхэды появились в Англии осенью 1968 года, как одно из ответвлений движения стиляг (модов). Это были жесткие парни, в равной степени ненавидящие и молодых буржуйских мажоров, и расслабленных наркоманов-хиппи. Крепкие кулаки и накаченные бицепсы составили основу субкультуры детей из бедных предместий, сыновей рабочего класса, неуклонно пополняющих армию безработных. Позже бритоголовые появились в Италии, Бельгии, Голландии, Франции, Испании. Двумя основными чертами, характеризующими данную субкультуру, по мнению британских социологов, являются:
1. Сохранение того, что скинхедами понималось как «традиции рабочего класса» (упорный труд, патриотизм, аскетический образ жизни).
2. Активная борьба с группами, представляющими угрозу традиционному образу жизни: выходцами из Азии, хиппи гомосексуалистами.
Первое скин-поколение слушало ska в пику хипповому регги, надевало свободные костюмные пиджаки и значки запрещенных партий. Однажды, в 1969 году, в портовом лондонском кабаке вспыхнула драка между скинхэдами и морскими пехотинцами. Первый бой для бритоголовых закончился большими потерями. После этого скины обрезали воротники, заузили брюки, сняли значки, а ноги обули в тяжелые строительные ботинки. С тех пор скинхэды одеваются именно так.
Субкультура в России. «Бритоголовые» появились в России примерно в 1991 году. Их было не более 10 человек, они жили в разных районах, и каждый думал, что он единственный в своем роде. После 1994 года количество скинов резко возросло, и этот рост продолжается до сих пор. В 1996-1997 гг. не осталось ни одного города, где не было бы десятка два парней, называющих себя скинхэдами. Сейчас в Москве, по предварительным оценкам, насчитывается около 150 истинных «скинов». Это чрезвычайно замкнутая группа молодых людей от 14 до 30 лет. Большинство из них в той или иной степени исповедует нацизм, считая, что и славяне, как и немцы, принадлежат к арийской расе. Скинхеды нападают на кавказцев, китайцев, вьетнамцев, негров, считая, что надо бороться за чистоту нации и защищать ее интересы от всех, кто посягает на ее права. Бритоголовые ненавидят хиппи, панков и бомжей, христианство расценивают как религию для слабых, беспомощных обывателей.
Движение скинхэдов можно разделить на несколько направлений:
1. «Пионеры» (в основном старшеклассники, учащиеся техникумов и ПТУ и некоторое количество студентов). Они мало разбираются в тонкостях субкультуры, больше внимания уделяют атрибутике, объявляют себя арийцами и расистами, ходят группами, атакуют студентов из Азии и Африки. Их в Москве насчитывается 4-5 тыс. человек.
2. Скинхэды-неонацисты (в основном они старше первых двух категорий, их называют «старшаками», более грамотные, разборчивые, «продвинутые»). Они разбираются не только в музыке, стилях, но и более уверены в своих политических взглядах, проповедуют расистские догмы. Они занимаются пропагандой своей идеологии в сети Интернет, небольшими тиражами издают журналы «Под ноль» и «Уличный боец» (Москва), «Русский кулак» (Санкт-Петербург).
3. Скинхэды-антифашисты (их совсем немного). Такие команды культивируют «Антифашистское моодежное действие» (АМД). Ими издается антифашистский журнал «Взорванное небо» (Москва).
В основном, скинхеды в России — это движение столиц — 90-95% скинхэдов обитает в Москве и Санкт-Петербурге.
Панки. Происхождение термина «панк» не вполне ясно: обычно считается, что он происходит от англ. «punk» — никчемный, гнилой, на американском сленге — плохой; можно добавить, что в XVI-XVII вв. так называли людей «дна» — проституток, люмпенов и пр.
Описание субкультуры: Шокирующий имидж: экзотические прически, раскрашенные в разные цвета волосы и лица, собачьи ошейники и цепочки от унитазов на шеях, булавки (вообще любовь панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они их вставляют повсюду — в куртки, майки, джинсы и даже в уши) и другие мелкие металлические предметы, носимые как серьги, стоптанные башмаки, либо высокие армейские ботинки, разодранные в клочья джинсы.
Стандартной панковской прической считается «ирокез» — полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове, но распространены также бритье полголовы с длинными волосами на другой половине и даже просто выбритые виски при длинных волосах. Основоположником панк-движения считается английская группа «Sex pistols». Кроме нее в почете «Ramones» и «Dead Kenedies». В средине 1980-х гг. появилась группа «Exploited», которая играла жесткий панк, ставший самостоятельным музыкальным стилем. В России яркими представителями панк-стиля являются сибирские коллективы (самый известный «Гражданская оборона» или «Гр.Об.»). Если говорить о языке панков, то следует отметить характерность употребления слов из воровского жаргона («маза», «хавать», «лабать», «ништяк») и маргинальное употребление нормативных — «умных» слов («параллельно» в значении «все равно», «сугубо» в значении «безразлично» и т. п.).
История возникновения. В конце 1976 года в поле зрения исследователей через средства массовой информации Запада попала новая молодежная субкультура — панки. Идеология панков — тотальный анархический протест против общества. Социальные корни его ясны: панки появились в эпоху экономической депрессии в Великобритании в 70-е гг. ХХ века, и, будучи в большинстве своем молодыми людьми из очереди за пособием по безработице, отразили настроение низших слоев общества.
Появившись в период усиления социальных неурядиц, панки возвратили в музыку ноту социально-политического протеста. Их протест был всеобъемлющ: долой семью, работу, систему образования, религию, монархию. Панк-стиль пересек Ла-Манш и появился в других странах Западной Европы. Там он несколько утратил свою агрессивность: французские панки одеты в те же потрепанные штаны и перепачканную краской и жиром куртку, что и британские, но их обличию недостает разрушительного и в то же время созидательного безумства. Французский панк приобщен к стилю обязательной для панка английской булавкой, воткнутой в мочку уха или просто болтающейся на веревочке вокруг шеи.
В середине 1980-х гг. панковскую субкультуру постиг кризис: «Теперь панки не в моде, мы не используем их даже как модели» (это высказывание относится к весне 1984 года). Панк-стиль и панк-рок не умерли и в 1980-90 годы: отбросив многое из экстравагантной атрибутики, они стали аскетичней и суровей. Но по-прежнему панк — это жестокость и резкость как в выразительных средствах, так и в содержании, соединенные с некоторой небрежностью, вернее, подчеркнутым нежеланием украшательства.
Субкультура в России. Субкультура отечественных панков дает любопытный материал для сравнения музыкальных молодежных субкультур Запада и России. Первое упоминание о панках в центральной прессе приходится на лето 1984 года. Распространена в панковской среде наркомания, что отличает отечественных панков от западных: кредо последних — «упиться насмерть» пивом или вином, но не употреблять наркотики. Отечественные панки, стремясь к усилению эффекта отрешенности и к наибольшему психосоматическому потрясению, употребляют одновременно различные препараты: жидкие и твердые наркотики, папироса, набитая «травкой», и все это запивается дешевым крепленым вином. Но подобный образ жизни характерен, однако, отнюдь не для всех панков.
Граффити.Происхождение названия: Граффити — (от итал. graffito — нацарапанный) — 1. древние надписи преимущественно бытового характера, а также рисунки, нацарапанные на стенах пещер, жилищ, зданий; 2. современное уличное искусство.
Описание субкультуры: Граффити имеет множество направлений и течений: от считающихся уже немодными «надувных» букв мастеров «старой школы» до предельно изощренного, требующего немалого мастерства и сноровки «свободного стиля» («wild stile»), в котором причудливые письмена сливаются, сплетаются по прихоти автора в удивительно сложные узоры. Все это дополняется индивидуальной манерой каждого автора.
Жизнь граффитчиков далеко не такая беззаботная и пустая, как кажется многим противникам данного искусства. Нелегальное бытие райтеров приводит не только к постоянным скандалам с родителями, грубым оскорблениям прохожих, непониманию со стороны любимых и друзей, но и к конфликтам с представителями правопорядка, а это уже посерьезнее несовпадающих взглядов на искусство. В граффити очень важно самовыражение и поиск своего собственного стиля. Райтеры не любят toy(ев) — тех, кто пытается «выехать» за счет других. Biting (копирование чужого стиля) также неуместен в настенной живописи, как и погоня за модой. Людей, начинающих рисовать граффити, потому что это модно, сегодня немало. Но они, естественно, не задерживаются в андеграунд-культуре надолго, ведь появляется новая мода, за которой обязательно нужно успеть. Остаются же те, кто, если и начинали из-за каких-то актуальных тенденций, однако в процессе знакомства с искусством граффити все больше вникали в его суть.
У граффити появилась масса направлений. Одно из самых популярных — Street Art (рисование с помощью наклеек, плакатов, трафареток). Оно не такое масштабное, как бомбинг или райтинг, но в тоже время более декоративное и красочное. Следует знать, что большинство граффитчиков учится в средних и высших учебных заведениях, а многие из них еще и работают, занимая высокие должности. Этих людей вы знаете в лицо, по именам и фамилиям, даже не догадываясь, что именно они каждый вечер отправляются на улицу создавать шедевры современного, пока еще многим непонятного, искусства!
Эти ребята живут граффити и уверены в том, что останутся верными ему навсегда, ведь вряд ли кто-то или что-то сможет изменить уже сформировавшуюся психологию райтера. Яркими примерами «Граффити — на всю жизнь!» являются такие монстры Graffiti Art, как COPE2, T-KID (США) — представители OLD SCHOOL (стиль «старая школа»). Начав в далеких 70-х, они сумели не только в них не остаться, но и перейти через три десятка лет в 2000-е с баллонами в руках и нешуточным опытом за спиной.
История возникновения. Начало андеграунд-культура, известная как Graffiti Art, берет с конца 60-х, когда один из нью-йоркских тинэйджеров — Деметривс, начал нацарапывать на стенах и на станциях подземок свой псевдоним — TAKI 183. Это привлекло внимание многих подростков, и, последовав примеру TAKI, они тоже начали выводить свои имена на стенах. Со временем таких своеобразных писателей стало появляться все больше, что способствовало развитию разных стилей и направлений. Развитие стилей способствовало увеличению масштабов и появлению первых цветных рисунков, главными героями которых с 1974г. становятся персонажи мультфильмов и комиксов — кереки (от англ. character — персонаж). С этого момента начинается полный расцвет Graffiti Art: пишутся книги, появляются видео, снимается документальный фильм «Стиль». К началу 80-х андеграунд-культура охватывает не только США, но и всю Европу. (85)
Нарушения процесса социализации, приводящие к различным отклонениям в поведении и сознании индивида, могут происходить за счет различных дефектов, возникающих в любом из перечисленных звеньев в цепи этих социально-психологических детерминант. Нарушения процесса социализации выражаются, по мнению Беличевой С.А. в социальной дезадаптации индивида, то есть неадекватности его поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления. Нарушения социализации могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами.
В связи с этим необходимо различать нарушения социализации, при которых социальная дезадаптация, неадекватность поведения не носят асоциального и тем более противоправного характера, и нарушения социализации, дезадаптация при которых носит антиобщественный характер, противоречащий нормам морали и права, когда правомерно говорить о процессе десоциализации. Десоциализация возникает при отчуждении индивида от институтов социализации, которые выступают носителями норм общепринятой морали и права, и которые, в конечном счете, обусловливают, по словам Л. С. Выготского, «врастание в человеческую культуру». Формирование личности в данном случае идет под влиянием различных асоциальных либо преступных субкультур с собственными групповыми, корпоративными нормами и ценностями, носящими антиобщественный характер. По сути дела, десоциализация - это не что иное как социализация, совершаемая под влиянием негативных десоциализирующих влияний, которые приводят к социальной дезадаптации, имеющей асоциальный противоправный характер, к деформации системы внутренней регуляции и формированию искаженных ценностно-нормативных представлений и антиобщественной направленности.
Н.А.Стручков считает, что «десоциализация выражается в том, что появляется личность правонарушителя (преступника)», но перед этим оговаривается, что личность преступника и субъект преступления - понятия неидентичные. Субъект преступления далеко не всегда обладает социальными, вернее, асоциальными свойствами преступника
Действительно, как человек, совершивший преступление, не всегда может характеризоваться асоциальными качествами (преступление по неосторожности, в состоянии аффекта, превышение действий, необходимых в целях обороны и т.д.), так и личность асоциального типа может удерживаться от противозаконных действий, и, таким образом, не быть преступником в криминогенном смысле слова.
А.Р.Ратинов, разработавший теорию личности преступника, подчеркивает, что для личности преступника, в первую очередь, характерно определенное искажение системы ценностно-нормативных представлений, выражающееся в неправильном отношении либо неправильном трактовании существующих норм морали и права, что приводит к совершению преступления, служит защитными механизмами самооправдания. (68)
Таким образом, ценностно-нормативные представления, то есть представления о правовых, этических нормах и ценностях, выполняющих функции внутренних поведенческих регуляторов включают когнитивные (знания), аффективные (отношения) и волевые поведенческие компоненты. При этом асоциальное и противоправное поведение индивида может быть обусловлено дефектами системы внутренней регуляции на любом – когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом – уровне. Прежде всего, это может выражаться в формировании негативных, антиобщественных ценностных ориентаций и асоциальных установок, в формировании своего рода криминогенной противоправной направленности личности, что, в частности, отмечают в своих работах по проблемам личности преступника советские криминологи Г.А.Аванесов, В.Н.Кудрявцев, Г.М.Миньковский, А.Р. Ратинов и другие. (10.)
Исследователи личности несовершеннолетних правонарушителей, изучающие се разные стороны: направленность, асоциальные установки, эмоционально-волевую сферу, приходят к выводу о приобретенном характере вышеназванных дефектов внутренней регулятивной системы их общественного поведения, которые возникают в результате неблагоприятного влияния среды и неумелого воспитания.
Личность преступника, правонарушителя, личность асоциального типа аккумулирует в себе определенные негативные социальные влияния, испытываемые им в процессе социализации. Эти негативные социальные влияния, играющие десоциализирующую роль, либо непосредственно исходят из среды, от ближайшего окружения индивида, либо являются следствием нарушения действия механизмов социализации, в результате чего возникают различные осложнения и затруднения в освоении социального опыта, социальных программ. В связи с этим, отрицательное влияние, испытываемое индивидом со стороны ближайшего окружения, следует разделить на прямые и косвенные десоциализирующие влияния.
Прямые десоциализирующие влияния оказываются со стороны ближайшего окружения, которое прямо демонстрирует образцы асоциального поведения, антиобщественных ориентаций и убеждений, когда действуют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, внешние поведенческие регуляторы, направленные на формирование личности асоциального типа, В таких случаях мы имеем дело с так называемыми институтами десоциализации. В роли таких институтов десоциализации могут выступать криминогенные неформальные подростковые группы, группы преступников, алкоголиков, лиц без определенных занятий и т.д. Эту же роль может играть и часть семей аморального либо асоциального типа, где пьянство, аморальный образ жизни, пьяные скандалы родителей стали нормой повседневных отношений.
Процесс десоциализации может осуществляется в результате воздействия косвенных десоциализирующих влияний среды, проявляющих себя в отчуждении индивида от своих институтов социализации, в его невосприимчивости к нормам и ценностям своего ближайшего окружения, когда система внешней регуляции не усваивается индивидом, не становится внутренним законом. (9)
Таким образом, предупреждение десоциализации предполагает не только нейтрализацию прямых десоциализирующих влияний среды (аморальной семьи, асоциально ориентированной группы и т.д.), но и создание воспитывающей среды в коллективах школьных и внешкольных детских учреждений, что позволит им стать предпочитаемой средой общения с высокой референтной значимостью в глазах подростков и тем самым в полную меру выполнять свои функции ведущих институтов социализации.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 2090;