Искусство Древнего Египта

 

Корни цивилизации - середина У тыс. до н.э.

Древняя Индия и Древний Китай – У тыс. до н.э.

 

Тип культуры и социальной жизни

· Древневосточные деспотии (государство хеттов, Шумер и Аккад, Вавилон, Ассирия, Древняя Персия, Древний Египет)

· Земледельческие цивилизации, созданные в бассейнах и долинах великих рек (Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ, Тигр и Евфрат) и основаны на сложных системах искусственной ирригации земель

· Общинный уклад (родовая, семейная, соседская)

· Коллективные общественные работы свободных и рабов

· Развитые религиозные (жреческие) институции при храмах и святилищах

· Абсолютная полнота власти царя (фараона)

· Синкретичный характер письменности (иероглифика)

· Развитая мифология и литература

Религиозные основы искусства

· Политеизм (вера в созидающие и разрушающие силы природы, а также в духов животных и растений – первобытная анимация, культ умирающих и воскресающих богов-растений, пантеон полу-антропоморфных божеств)

· Остатки древних тотемических культов (египетские зооморфные божества)

· Развитый погребальный культ и почитание предков

· Наличие строгой системы правил и норм изобразительной деятельности (канона)

· Ритуально-символическая основа искусства

 

Периодизация:

1. Додинастический и ранний период – конец У– рубеж 1У-Ш тыс. до н.э.

2. Древнее Царство – 3000 – 2300 гг. до н.э. (1 – У1 династии)

3. Распад Египта вследствие нашествия гиксосов – 2 пол. Ш тыс. до н.э.

4. Среднее Царство – 2100 – 1800 гг. до н.э. (21 – 18 вв.) – (Х1-ХП династии)

5. Новое Царство – 1600 – 1100 гг. до н.э. (16-15 вв.) - ХУШ–Х1Х династии:

· Ранний период 1600 - 1500 гг. до н.э.

· Эпоха Эхнатона (Амарнский период) – 1400 – 1350 гг. до н.э.

· Вторая половина Нового царства - 1350 - 1100 гг. до н.э. – Х1Х династия

· Конец Нового Царства – 1250-1100 гг. до н.э. – ХХ династия

6. Поздний период – 1100 - 332 гг. до н.э. – (ХХ1 – ХХУ1 династии)

7. Эллинистический период – 332 – 30 гг. до н.э. (династия Птолемеев)

8. Римское владычество – с 30 г. до н.э.

 

Смена египетских и иностранных (ливийских, эфиопских, греческих) династий правителей-фараонов, обожествляемых после смерти

 

Столицы – Мемфис (Древнее царство), Фивы, Фаюм (Среднее Царство),

Архитектура стоечно-балочной конструкции из монолитных каменных плит

Культовая:

Храмы, посвященные богу солнца, или «солнечные храмы» (обелиск в центре, ограда, аллея сфинксов) – Ниусерра в Абусире

Погребальные царские сооружения – гробницы и заупокойные храмы

Священные дороги (до 1200х32 м)

Храмовые комплексы (Карнак, Луксор, Абу-Симбел)

Новая столица – город Ахетатон в оазисе Эль Амарна

 

Первые пирамиды – мастаба (араб.) – «скамья»:

Пирамида фараона Снофру в Дашуре (1У династия)

Пирамида Джосера – первое известное имя зодчего- Имхотеп – это 7 мастаба, поставленных друг на друга

 

Классические пирамиды царского некрополя в Гизе – Хуфу, Хафра, Менкаура (1У династия) – западный берег Нила

 

Пирамиды имели подземную и надземную части

 

Гробницы номархов Среднего Царства – сочетание пирамиды со скальной гробницей (Ментухотепа 1 в Дейр-эль-Бахри), а также скальные гробницы в Бени-Гасане

 

Крупнейшая – пирамида Хуфу (высота 146 м, длина основания – 233 м, известняковые блоки весом от 2,5 до 1000 тонн, 2млн 300 тысяч блоков) – единственное сохранившееся до наших дней сооружение древности из причисленных к «7 чудесам света»

 

Научное исследование пирамиды Хуфу началось лишь в начале 2007 г. с работ по понижению уровня влажности внутри пирамиды и с очистки ее от соляных отложений

 

Находилась пирамида Хуфу в центре двора рядом с заупокойным храмом, крытым переходом в долину и нижним заупокойным храмом в долине

 

Возобновление строительства пирамид из кирпича-сырца в пождражание величию Древнего Царства – при Аменемхете 1 (ХП династия Среднего Царства) – Сенусера 1 (высота 61 м)

 

Заупокойный ансамбль Аменемхета Ш в Хавара (Среднее царство) – центр общегосударственного культа фараона.

 

Грандиозный, выстроен из кирпича, с монолитными каменными перекрытиями, облицован известняком.

Включал в себя залы, монументальную скульптуру (колоссы Аменемхета Ш из цельного блока кварцита высотой 18 м), рельефы;

его заупокойный храм (72 000 кв.м.) описан Геродотом и назван им «Лабиринтом»

 

Египетская колонна (сформированы в эпохи Древнего и Среднего царства):

· Лотосовидная

· Пальмовидная

· Папирусовидная

 

Прототипы колонн с дорической капителью известны в Египте уже в 20 в. до н.э. (Среднее Царство)

 

Пилоны(с эпохи Среднего царства) – оформление входа в храм в виде двух высоких башен пирамидальной формы с узким проходом между ними. Перед пилонами ставились мачты для флагов и обелиски, а также статуи фараона

 

Храмы – крупнейшие комплексы храмов Амона-Ра в Карнаке и Луксоре

 

Идея храма как шествия, прохождения пути к богу

 

Структура храма – протяженная, представляла собой чередование пилонов и гипостильных (заполненных лесом колонн) либо перистильных (окруженных колоннадой по периметру) дворов, ведущих к молельне со статуей бога в конце.

 

Включали в себя:

· крытые колонные залы (гипостили)

· дворы, окруженные колоннадами (перистили)

· главное святилище (молельня со статуей фараона) в конце храма

· центральные проходы, оформленные колоннами, более высокими, чем по краям дворов, с капителями в виде раскрытых цветков (лотоса, папируса, пальмы) в отличие от нераскрытых бутонов на колоннах периферийных частей дворов и залов

· священное озеро (храм богини Мут в Карнаке)

· священные дороги («аллеи сфинксов»)

 

В Амарнский период (Среднее Царство) в связи с запрещением культов старых богов и закрытием храмов, а также перенесением культовых действий на открытый воздух, строительство традиционных храмов прекратилось

 

Гражданская архитектура:

Дома знати – кирпичные сооружения с массивными стенами, 40х60 м, включали до 70 помещений. В центре – колонный зал.

 

Городская архитектура – улицы имели уклон к центру для обеспечения стока песка (воды)

 

Монументальная скульптура

материалы:

белый известняк, базальт, гранит диорит, порфир, кальцит, дерево (из Нубии и Ливана), а также бронза в поздний период в качестве более дешевой и менее трудоемкой замены твердого камня

 

Способ обработки:

Плоскостно-кубический (каждая грань блока камня кубической формы высекается отдельно)

 

Виды скульптуры:

1. объемная

· Обелиски Ра с обитой медью или позолоченной верхушкой и священными надписями, выбитыми на поверхности – воплощение бога Солнца

· Статуи богов и фараонов при храмах (колоссы) – Сенусерта 1, Сенусерта Ш и Аменемхета ШРамзеса П

· «Большой Сфинкс» с лицом фараона Хафра (известняк, высота 20 м, длина 57 м) – первая царская статуя вне храма у нижнего заупокойного храма Хафра

· Священные аллеи сфинксов

· Гипсовые маски (посмертные и прижизненные) – с эпохи Древнего царства (правления 1У династии)

· Портретная скульптура (Статуя зодчего Хемиуна, строителя пирамиды Хуфу; Статуя писца Каи, Статуя царевича Капера («сельский староста», бюст царевича Анххафа)

· Ушебти - фигурки слуг и рабов, занятых различными работами для обслуживания фараона в загробной жизни

 

2. рельеф (врезанный и выпуклый)

 

Происхождение древнеегипетского скульптурного портрета связано с ритуальными основами и традициями погребального культа, со снятием посмертной маски, созданием точной копии подобия фараона («ка», «ба») и использованием его в погребальном комплексе предметов в гробницах на случай «порчи тела» в качестве его замены

 

Эволюция древнеегипетского портрета предполагает переход от более условных по характеру, плоскостно выполненных в твердом камне изображений, к более реалистическим по характеру, объемно выполненным образам с особым эмоциональным колоритом

 

Изображение богов, фараонов, вельмож выполнено в строгом соответствии с требованиями социальной иерархии и изобразительного канона в отличии от фигурок простолюдинов, где допускаются большие небрежность, простота, изобразительная свобода, динамичность и, в целом, реалистичность

 

Наличие канонических иконографических схем для изображения богов и фараона:

· стоящая фигура в полный рост

· фигура сидящая на кубообразном основании

· фигура сидящая на коленях, поджав под себя ноги

 

Художественные приемы, обусловленные использованием изобразительного канона:

· монументальный характер

· крупный масштаб изображений фараона (фигура оруженосца вдвое меньше)

· Фронтальность постановки

· Статичность позы

· Сочетание разных точек зрения (профильной и фасовой)

· Изображение частей невидимых глазу

 

Ритуальный смысл изображения:

· фараон – сын бога, «тот, кто смотрит», охранитель Египта

· блаженство его в загробной жизни,

· прославление его военных побед и власти

 

Рельефы 2-х видов в гробницах, храмах:

 

· Врезанный (поверхность фона не затронута, изображение врезано в его глубину)

· Барельеф (изображение выступает над поверхностью фона); может дополняться раскраской – «Плита Нармера»

 

Содержание изображений:

Портреты (зодчий Хесира из Саккара), культовые сцены, сцены сельских работ, охоты в зарослях Нила, рыбной ловли, сцены в мастерских ремесленников

 

Картины жизни египетской провинции, изображение животных, сцен охоты – Охота Хнумхотепа П в зарослях Нила

 

Прикладные изделия быта:

Материал – камень (алебастр, стеатит, порфир, гранит, яшма)

 

Ювелирное искусство: золото, малахит, бирюза, сердолик, фаянс насквозь окрашенный и с подглазурной росписью

 

Изделия из драгоценных материалов (редких и «вечных») имели культовый характер или являлись символом высокого социального положения владельца; они использовались для сокровищниц, храмового, дворцового церемониала и для наполнения гробниц умерших правителей и правителей номов (отдельных провинций Египта).

Монументальная живопись ( гробницы, заупокойные храмы,храмовые комплексы):

Сцены культовые и светские:

Фараон перед богами (на суде Осириса)

ритуальных оплакиваний

воинских побед фараона, а также:

сцены охоты фараона (львиной или в зарослях Нила), рыбной ловли, пиров, отдыха в саду, семейные сцены

 

Техника:

темпера по сухому с добавлением цветных паст, вкладываемых в специально оставленные заглубления (гуси из гробницы в Медуме)

 

Изобразительные приемы древнеегипетского искусства:

Статичность, фронтальность позы

Шаг в вечность одной ногой

Строгая осевая симметричность изображенной фигуры

Каноническая поза и жест

Каноническая система пропорций тела (зодчий Аменхотеп)

Ритуальный костюм со знаками власти

Символическая окраска тел (мужские – коричневый, женские - желтый)

Сочетание различных точек зрения в одном изображении

Соединение изобразительных и текстовых знаков в иероглифе (синкретичное письмо)

 

 









Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 796;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.